Το Ροδον του Κοσμου
|
|
Страница: ... 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ...
|
|
Духовные основы российского кризиса ХХ века
Часть 3
Лекция, прочитанная академиком РАН И.Р. Шафаревичем 21 марта 2001 года в Сретенском высшем православном монастырском училище.
Произошло явление, никем не предсказанное – крах коммунистической власти, которая, казалось, стоит каменной стеной, – власти с колоссальной репрессивной системой, с монопольной идеологией, которая охватывала человека чуть ли не с рождения: она навязывалась ребенку с песнями, которые он учил в детском саду. Те взгляды, которые я излагал, естественно применить для объяснения этого переворота. Я думаю, переворот этот настолько драматический, что долго в истории, по крайней мере, русской, он будет притягательным центром для любого мыслящего человека. Прежде всего, нужно откинуть аргумент внешнего влияния, – представление о том, что этот переворот совершен какими-то внешними силами. Эта точка зрения очень простая и потому соблазнительная, но уводящая в сторону. Ее многие придерживаются благодаря ее простоте.‹...›
Читать дальше »»
| |
К истории и теории богословия освобождения
Вниманию читателей портала предлагается статья доктора богословия, преподавателя Фрибургского Университета (Швейцария) диакона Августина Соколовски, посвященная теологии освобождения, а также наиболее значимым фигурам этого течения.
1. Богословие освобождения [1]
Теология освобождения стала одним наиболее значимых и интересных феноменов соприкосновения богословской, мировоззренческой и социальной реальности в жизни Римской Церкви двадцатого столетия. Названием своим теология, или лучше, богословие освобождения обязано одному из основоположников этого направления, перуанскому священнику Густаву Гутьерресу (род. 1928). В 1968 году Гутьеррес озвучил саму идею богословия освобождения, а в 1971 году опубликовал труд с одноименным названием. При этом богословие освобождения вряд ли можно считать плодом творчества отдельных богословов. Оно стало результатом соединения воедино следующих факторов: разработки социального учения Католической Церкви, начатой в конце XIX века; возвращения к библейским истокам христианского богословия, имевшего место в Католической Церкви в середине XX века; Второго Ватиканского Собора, в текстах которого Католическая Церковь говорит о необходимости служения и миссии среди бедных и преследуемых[2]; распада колониальной системы; опыта чрезвычайной бедности в странах т.н. «третьего мира» и, наконец, популярности марксистских идеологий в 60-х – 70-х годах прошлого столетия. Важным импульсом к появлению богословия освобождения стала кубинская революция 1959 года.‹...›
Читать дальше »»
| |
Православные эксперты о будущем общества и Церкви
27 октября 2012 года, в Институте философии РАН состоялся экспертный семинар «История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?». Организатором семинара выступил Аркадий Малер, глава Интеллектуального клуба «Катехон».
История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше? В аудитории, где обычно проходят занятия клуба «Катехон», собрались известные православные политологи, ученые и публицисты:
главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Владимирович Щипков;
политолог, историк русской философии Александр Юрьевич Казаков;
доктор философских наук, профессор Вильям Владимирович Шмидт;
соредактор сайта Всемерного Русского Народного Собора, публицист, историк цивилизации Александр Борисович Рудаков;
публицист Сергей Львович Худиев.‹...›
Читать дальше »»
| |
Заметки на полях Фестиваля православных СМИ "Вера и Слово"
Нынешний пятый Фестиваль православных СМИ "Вера и Слово" (28-31 октября 2012 г.) оказался необычным. Он проходил на фоне затухающей информационной атаки на русское православие, которая длилась около двух лет. Мы пережили эту атаку не без потерь, но пока побеждаем и набираемся опыта. Теперь мы должны поделиться друг с другом этим опытом.
Вроде бы антицерковная кампания ослабла. Но совершенно очевидно, что это лишь передышка. Новый виток начнётся через несколько месяцев, которые понадобятся нашим оппонентам для того, чтобы собраться с мыслями, подготовить новые идеологические штампы взамен тех, которые уже не работают, сформулировать новые лозунги и новую антихристианскую повестку дня.
Смогут ли христиане за это же время предложить свою повестку дня?‹...›
Читать дальше »»
| |
Философия хаджа
В исламской культуре представлены очевидные пути достижения духовного совершенства и умиротворения, из которых богослужение является наиболее эффективным.
Среди способов поклонения Всевышнему особое место занимает хадж и ритуалы паломничества. В повествованиях хадж характеризуется как знаменосец ислама и один из пяти столпов исламской религии. С другой стороны, психологи считают хадж одним из важнейших элементов воспитания человеческой личности и устранения тревог и суеты. Следует знать, что паломничество должно основываться на принципах познания возвышенных идей. В связи с этим, некоторые исследователи делают акцент на изучении моральных, политических, общественных, экономических и даже психологических аспектов хаджа.‹...›
Читать дальше »»
| |
15 вопросов министру культуры от православных журналистов
Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский встретился с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». В течение часа он отвечал на вопросы журналистов.
Министр культуры на официоз настроен не был.
-У меня написаны тезисы выступления на трех страницах убористым шрифтом. Исходя из опыта, это минут двадцать пять. Я могу начать зачитывать, начиная с хорошей цитаты историка Ключевского о Церкви и так далее. Все тезисы правильные, выдержанные и политкорректные. Но с целью экономии времени я бы предложил непосредственно перейти к живому общению.
Журналисты с удовольствием согласились.‹...›
Читать дальше »»
| |
Вера в поисках слова
"Основные задачи нашего фестиваля неизменны – это консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской православной церкви и современного общества"
Источник: Газета "Культура"
29-31 октября V юбилейный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" соберет в Подмосковье несколько сотен участников – клириков и мирян, церковных и светских журналистов. О задачах фестиваля рассказывает его главный организатор – руководитель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир ЛЕГОЙДА.‹...›
Читать дальше »»
| |
Определение добра и зла
Представляем вашему вниманию доклад Ю.А. Сафоновой "Что такое добро и зло и каковы их воплощения в мире?", представленный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».
Вечная проблема добра и зла сегодня представляется очень актуальной в российском гуманитарном дискурсе. Связано это в первую очередь с тем, что не только политическая элита страны, но и значительная часть ее научного и экспертного сообщества постепенно впадают в этический релятивизм. […] На наш взгляд, превалирование такого типа взглядов в российской интеллектуальной элите может привести страну к еще большему кризису, нежели тот, в котором она пребывает на данный момент. Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного развития.‹...›
Читать дальше »»
| |
Религиозные мотивы фильма "Аватар"
Европейская мистика, а в чем-то и вся европейская культура, уже два тысячелетия находится между двумя полюсами, двумя целями мистика, или, выражаясь более поэтично, двумя формами тоски: тоской по Освобождению и тоской по Единству. В большинстве мистических учений представлены, по крайней мере в потенциале, обе цели, но существуют и примеры полного погружения в одно направление. В случае мистики Освобождения – это гностицизм, учение 2-3 вв. нашей эры, во многом повлиявшее в Средние Века на ереси богомилов, катаров и вальденцев и оставившее большой след в истории мистики. Гностики и их наследники противопоставляли грубую и неразумную телесную материю возвышенному и свободному духу-разуму, критиковали существующий мир и социальный порядок, называя их тюрьмой для человеческой души, считали смерть ошибкой и однозначным, подлежащим исправлению злом, происходящем от испорченной и несовершенной природы физической реальности.
Своим идеалом они считали небо — символ единственно истинного высшего начала, чистоты и порядка, к которому должны стремиться люди. Кроме того этому, и сходным с ним более поздним учениям была свойственна вера в особое положение человека, в торжество его природы над испорченным миром, который стоит преодолеть и забыть. И хотя гностицизм является эталонным примером мистики Освобождения, не стоит забывать, что он сам во многом опирается на идеи платоников и неоплатоников, которые в свою очередь оказали огромное влияние на европейскую науку и мировоззрение. Мы можем видеть следы желания Освобождения, например, в идеях Декарта о немыслящем протяжённом (материальном) и мыслящем не протяженном (духовном), в которых нет желания преодолеть материальность, но есть потенциал к его появлению. Через них мистические представления гностиков во многом проникли в обыденную культуру и пустили корни глубоко в сознание европейцев.‹...›
Читать дальше »»
| |
Искусство провокации
Есть повод поговорить о провокациях. Провокации – поступки людей, которые вынуждают других совершать действия для них невыгодные, неправильные или те, которые они не собирались делать открыто.
Для России провокация – дело известное. Это страна, где был Азеф, где шла борьба революционеров и охранки, в которой обоюдно использовались провокации. В истории ХХ века провокаций было немало. Известно, что это самый легкий способ борьбы с врагом. Способ его выявить, заставить быть активным, потом наказать. Из истории провокаций можно извлечь опыт, посмотреть, кто их начинает, как реагируют люди.‹...›
Читать дальше »»
| |
Мир тебе, одиноко идущий…
Песни-молитвы нашего современника иеромонаха Романа, чьё творчество сегодня почитают тысячи людей — прямое продолжение духовного наследия преподобного Романа Сладкопевца, грека, жившего в середине V столетия в сирийском городе Емесе, день памяти которого мы чтим 14 октября.
Впервые я услышала голос иеромонаха Романа в сутолоке уличного шума, из чьего-то раскрытого окна:
Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником — белый храм,
Кладбище старое...
Этот забытый край
Русь нам оставила!‹...›
Читать дальше »»
| |
Россия: православная весна ("Vatican Insider", Италия)
88% населения считают себя верующими. Число агностиков и атеистов уменьшается. Исследования свидетельствуют о великом возрождении религии в бывшем царстве государственного атеизма.
Этот период длился почти целый век, но он завершен. Изгнание церкви из российского общества началось в 1917 году вслед за Октябрьской революцией и началом политики государственного атеизма. Прошло 95 лет, и православная церковь переживает вторую молодость, а программа уничтожения религии осталась воспоминанием. Недавний опрос Левада-Центра отразил религиозную ситуацию внутри Российской Федерации: 79% россиян объявили себя православными, 6% – мусульманами, остальные 3% поделили между собой примерно поровну приверженцы иудаизма, католицизма и протестантизма. Число верующих составило 88% населения, что превышает даже их количество до большевистской революции. Число агностиков постоянно снижается и составляет 7%, что на 3% меньше, чем два года тому назад, только 5% заявили, что они – атеисты. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), после распада Советского Союза количество людей, объявивших себя верующими, составляло 34% населения. Если мы сравним эту цифру с нынешней, то получим удивительный результат: за последние двадцать лет каждый второй русский (54%) обрел веру. Духовная контрреволюция затронула в основном православных верующих. Они в наибольшей степени пострадали от насильственной «атеизации», навязанной сначала Лениным, а потом Сталиным.‹...›
Читать дальше »»
| |
Можно ли отделить Русскую Церковь от России
Недавнее выступление Патриарха, ответившего на волнующий многих вопрос о сращивании (или не сращивании) РПЦ с государством, не могло не прозвучать. Слишком остро встала тема, и молчать было невозможно. На мой взгляд, сказано здорово и сказано к месту. Хотя, конечно, кое-какие нюансы упрятаны в тень -- и вполне понятно, почему.
Впрочем, начну с начала.
Я не атеист. Атеистом можно быть либо как Стивен Хокинг, имея собственную непротиворечивую картину Мироздания -- но этой роскоши мне не дано, -- либо на уровне аудитории журнала «Безбожник», представляющей Творца дедушкой на облачке, которого нет, потому что если его обругать, он не ударит молнией, -- а я всё-таки к данной страте общества не принадлежу.
Откровенно говоря, я бы охотно и радостно уверовал. Иногда это очень помогает. Но не могу. Просто, в силу рациональности мышления, не умею. Поэтому я -- агностик. То есть, сознавая, что существование Великого Инженера, по крайней мере, на данном этапе, равно недоказуемо и не опровергаемо экспериментальным путём, предпочитаю исходить из того, что соотношение 50:50 – это серьезно, а коль скоро так, то лучше всё-таки учитывать все вероятности.‹...›
Читать дальше »»
| |
Кшиштоф Занусси: "Новая евангелизация заключается в том же, в чём и старая"
Кшиштоф Занусси – режиссер с мировым именем. В его мастерской стоят награды Венецианского, Каннского, Московского кинофестивалей. Практически все фильмы мэтра польского кинематографа пропитаны христианскими идеями. Есть среди них фильм о Папе Иоанне Павле II, фильм о святом Альберте Хмелёвском (созданный по пьесе Кароля Войтылы). Эти работы получили награды на самых именитых фестивалях и, что называется, сделали кассу. Парадоксально, но происходит это на фоне секуляризации общества и отказа от христианских идеалов.
Наш корреспондент обратился к пану Кшиштофу с вопросом о том, в чем, по его мнению, заключается новая евангелизация.‹...›
Читать дальше »»
| |
Зачем физикам нужно богословие"
В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология – признанная научная дисциплина, кто-то – "возвращение в Средневековье".
Что же за явление мы наблюдаем? По словам советника ректора МИФИ Александра Невзорова в вузе давно назрело желание создать эту кафедру. "Мы замечаем, как постепенно снижается интеллектуальный и этический уровень студентов, – сказал он корреспонденту "РГ". – МИФИ создан во время войны, здесь всегда были сильны патриотические традиции, и мы хотим их видеть в наших студентах. Одна из ветвей патриотизма – православие.
Но в то же время кафедра ни в коем случае не будет насаждать православие, не будет готовить теологов. Она входит в общую систему гуманитарных кафедр. Занятия теологией – дело абсолютно добровольное. Преподавать здесь будут сильные ученые, среди которых и верующие, и атеисты".‹...›
Читать дальше »»
| |
Добро и зло в развитии мира
Представляем вашему вниманию доклад С.И. Реснянского "Что такое добро и зло, и каково их воплощение в современных парадигмах (центрах) развития мира", озвученный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».
Бог сотворил мир любовью.
Распростри одежду свою над падающим и покрой его
И. Сирин
Подтолкни, что падает
Ф. Ницше
Не исцеляйте зло злом
Василий Великий
Наш мир – что очевидно – это столкновение человеческих воль, желаний, мнений, потребностей. Бытие любого живого существа на Земле сопряжено с постоянной борьбой за выживание, за обеспечение для себя комфортных условий среди себе подобных. В этой связи, слова Э. Фрома о «брошенности в жизнь» человека актуализируют эту вечную проблему, говорят о необходимости жесточайшей конкуренции людей друг с другом за место под солнцем, и в этой борьбе все средства хороши. Жизнь – это стадион, где человек, обезьяна – чемпион за выживание вида.‹...›
Читать дальше »»
| |
"Право на безчестье"
Не я первый, не я последний, кто цитирует и рассуждает о формуле, предложенной Ф.М. Достоевским и очень точно характеризующей наше время. Писатель-провидец не раз ее употреблял – и в «Дневнике писателя», и в романе «Подросток». Но самым цитируемым является отрывок из романа «Бесы», в котором персонажи Петр Верховенский и Николай Ставрогин, олицетворяющие этих самых «бесов», рассуждают об идеологической парадигме, которая становится главенствующей в XXI веке.
Напомним этот эпизод. Верховенский говорит Ставрогину:
«– В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.
– Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин. – Прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!»
И вот что любопытно: слово «право» в этой формуле у Достоевского и его героев было субъективным понятием, относящимся к личной свободе, наша же эпоха пытается закрепить это «право» как объективное, то есть возвести его в мировоззренческое кредо и даже буквально его внести в законодательство.
Это показали дискуссии последних месяцев по поводу изменения статей законодательства о клевете и об оскорблении чувств верующих.‹...›
Читать дальше »»
| |
«Ватиликс»
6 октября завершился суд над бывшим дворецким папы римского Паоло Габриэле, признанным виновным в краже секретных документов понтифика и приговоренным к полутора годам тюремного заключения. Разоблачения Габриэле стали частью громкого скандала, разразившегося после публикации книги итальянского журналиста Джанлуиджи Нуцци «Его Святейшество. Секретные бумаги Бенедикта ХVI». Скандал получил в прессе название «Ватиликс».
Что стоит за скандалом? Обычное ли это отражение борьбы за власть между группировками в Ватикане или речь идёт о чём-то более серьёзном?‹...›
Читать дальше »»
| |
О «грядущем расколе в РПЦ»
В последнее время я постоянно натыкаюсь на рассуждения нецерковных блогеров и публицистов о «грядущем расколе в РПЦ». Люди ожидают, что Церковь расколется на «плохую» и «хорошую», причем критерии «хорошести» определяются политическими симпатиями таких комментаторов – поскольку все они настроены фрондерски, «плохость» состоит в «заигрывании с режимом», а возможная «хорошесть» – в решительном противостоянии ему. В качестве очередной искры, из которой должно возгореться пламя, видятся недавние законодательные инициативы по усилению ответственности за оскорбление чувств верующих.
В Церкви я знаю людей, которые не поддерживают этот закон. Я даже знаю тех, кто в политическом отношении и сами немалые фрондеры и обличители режима. Но – вы мне позвольте при лунном сиянии горькую правду сказать – им в голову не придет по этому поводу учинять раскол. Есть разногласия, есть даже взаимные огорчения, а вот раскола нет – хотя нас постоянно к нему склоняют и удивляются, чего же это мы все никак не колемся.‹...›
Читать дальше »»
| |
Открытое письмо митрополита Пирейского Серафима госсекретарю США Хиллари Клинтон
Большой резонанс в Греции вызвала публикация открытого письма одного из самых авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви митрополита Пирейского Серафима государственному секретарю США Хиллари Клинтон.
Публикуем отрывки из этого послания без комментариев. Полный текст письма на греческом и английском языках можно прочитать здесь.
Поводом для написания открытого письма стал доклад Госдепа «о религиозных свободах» в котором владыка Серафим обвиняется в «фундаментализме» и «антисемитизме».‹...›
Читать дальше »»
| |
| Страница: ... 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ...
|
|
|
|
|