В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Философия хаджа

В исламской культуре представлены очевидные пути достижения духовного совершенства и умиротворения, из которых богослужение является наиболее эффективным.

Среди способов поклонения Всевышнему особое место занимает хадж и ритуалы паломничества. В повествованиях хадж характеризуется как знаменосец ислама и один из пяти столпов исламской религии. С другой стороны, психологи считают хадж одним из важнейших элементов воспитания человеческой личности и устранения тревог и суеты. Следует знать, что паломничество должно основываться на принципах познания возвышенных идей. В связи с этим, некоторые исследователи делают акцент на изучении моральных, политических, общественных, экономических и даже психологических аспектов хаджа.

История показывает, что тяга человека к религии имеет древние корни, и религия испокон веков была неотъемлемой частью человечества. Австрийский психолог Виктор Франкл убежден, что в глубине подсознания каждого человека находятся корни религиозных чувств. По итогам научных исследований, чем больше в человеке развиты чувство веры и нравственности, тем меньше он подвержен психическим расстройствам и аморальному поведению.

Швейцарский мыслитель Карл Густав Юнг в книге "Психология религии" пишет: "Я абсолютно уверен, что богослужение и религиозные ритуалы имеют изумительное влияние на психику человека".

Поклонение Господу, чтение молитвы и совершение паломничества открывают перед верующим человеком горизонты надежд и способствуют внутреннему спокойствию человека. Вера в то, что есть Бог, Всесильный Творец, который следит за своими рабами и вознаграждает их за богослужение, избавляет человека от излишних волнений. Верующие люди говорят, что их связь с Богом подобна связи с очень искренним и близким другом. Они убеждены, что, полагаясь на Всевышнего и занимаясь богоугодными делами, могут побороть жизненные невзгоды. В эпоху технологического прогресса праведные люди меньше других страдают различными заболеваниями, ибо, следуя религиозным предписаниям, ведут здоровый образ жизни.

Хотя ритуалы хаджа – это религиозный обряд, однако проанализировав акт паломничества, мы можем заметить удивительный психологический эффект на паломников. Хадж – это душевное путешествие с массой бесподобных ощущений. Когда человек совершает хадж, он испытывает чувство изумительное чувство освобождения. Душа паломника словно парит в свободном полете.

В обычных путешествиях человек порой испытывает чувство одиночества и ностальгии, попадая в круг незнакомых людей. Однако, когда цель – сближение с Господом, и паломник находится в гостях у того, чью близость он ощущает постоянно в своей жизни, то об ощущении того, что ты находишься на чужбине, не может быть и речи. Ибо приближение путешественника к долгожданной цели – это самое приятное чувство. Поэтому хадж во многом отличается от обычного путешествия, так как паломник совершает путешествие ни для развлечения.

Обычно люди совершают путешествия, чтобы отдалиться и позабыть на время свое внутреннее "Я". В хадже наблюдается диаметрально противоположный эффект: паломник полностью погружается в свой внутренний мир в поисках истины. В действительности, хадж – это путешествие для самопознания человека.

В развлекательных путешествиях человек может неосознанно навредить себе, еще больше привязавшись к сладостям бренного мира. Однако во время совершения ритуалов хаджа паломник получает идеальную возможность очистить душу и облегчить свою ношу. Именно поэтому психологи считают хадж одним из лучших способов восстановления психического здоровья человека. Они уверены, что во время паломничества человек может быть излечен от массы пагубных последствий депрессии, психических расстройств, агрессивного поведения и чувство вины. Можно сказать, что паломник отдаляется от своего внешнего мира и погружается в свой внутренний мир.

В обычных поездках социальный и экономический статус путешественников не соответствует их пункту назначения, но во время хаджа люди с различным экономическим положением стекаются в единый пункт назначения. Под белоснежным одеянием паломника (ихрамом) пропадают мирские отличия и привилегия людей разных национальностей из различных социальных слоев. Психологи придают важное значение поведенческому объединению паломников; ибо, таким образом, намного терпимее становятся боль и намного слаще радость. Коллективное исполнение обрядов хаджа создает для паломников возможность слиться с массой и избавиться, или хотя бы, отдалиться от своего эгоистического поведения. Подобная солидарность, образующаяся благодаря общим убеждениям, безусловно, является огромным преимуществом в мире, где люди разных социальных сословий находятся в постоянном конфликте друг с другом.

Одна из социальных проблем, от которого страдает современное общество, – это душевная отчужденность людей, которая приводит к одиночеству современного индивида. Во время паломничества эта отчужденность буквально испаряется, а вместо нее приходит взаимопонимание и близость человеческих душ. Иными словами, хадж следует считать воспитательным курсом для того, чтобы человек на себе почувствовал блаженства равенства, братства и одухотворенности. Суета современной жизни втягивает человека в трясину бытовых проблем, и он поневоле забывает о своей сущности. Хадж – это щелчок, выводящий человека из этого чувства потерянности, и возвращающий его на путь самопознания. С точки зрения психологии, хадж – это лагерь самовоспитания человеческой личности и оздоровления его душевного состояния. С социологической точки зрения, хадж – это идеальная модель солидарности и взаимопонимания в обществе. Примечательно, что хадж является самым массовым путешествием, имеющим персональное назначение.

По данным культурных исследований, хадж – уникальный опыт, оказывающий неизгладимое влияние на поведение и нравственность паломников и дарящий им чувство душевного умиротворения. Ритуалы хаджа провоцируют человека на борьбу с отрицательными чертами своего характера – гордыней, ненавистью, завистью, враждебностью и двуличием. Это напоминает научные методы, которые используют психологи для излечения своих пациентов от психических недугов. С этой точки зрения, хадж наделен двумя психологическими эффектами. Во-первых, очищение от недостойного поведения, и во-вторых, совершенствование богоугодных порывов человеческой души.

И в завершении, необходимо отметить, что хадж наделен не только перечисленными в сегодняшней передаче положительными психологическими моментами. Хадж – это сокровищница лирических тайн. Люди различных специальностей – от врачей до поэтов – через призму своих знаний раскрывают бесценные тайны этой сокровищницы.


Источник: "Радио Иран "

 Тематики 
  1. Ислам   (204)