В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Двойная ложь «европейских ценностей»

Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов — о ложных ориентирах и подлинных основаниях

В сознании российских либералов «Европа» стала фетишем. Здесь я намеренно беру это слово в кавычки, чтобы подчеркнуть: они обожествляют миф о Европе, а не реальный Европейский союз в 2014 году, полный внутренних противоречий, проблем и сомнительных решений.

Чтобы общественная дискуссия по поводу «европейских ценностей» была плодотворной, нужно трезво и внимательно посмотреть, как эти ценности проявляются в общественной жизни. Как они влияют на мир и служат ли они общественному благу.

Как только мы начинаем разбираться с тем, как понятие «европейских ценностей» сейчас, в 2014 году, на наших глазах применяется и интерпретируется, мы сталкиваемся с ложью. Причем с двойной ложью: один раз на уровне предъявления европейских ценностей миру, а второй раз — на уровне их интерпретации в России.

Ложь номер один: гуманизм не для всех

В сердце европейской цивилизации лежит идея гуманизма: учение о беспредельных возможностях разума, ценности человеческой жизни и личности. Сейчас, в глобальном мире, эта идея работает только в том случае, если распространяется на всех людей, вне зависимости от их убеждений, религии и места проживания. В свое время Европе, следуя собственной логике, пришлось распространить ее за пределы своего континента — и это в итоге привело к краху колониальной системы.

Прагматичные выводы были сделаны. Сейчас эти ценности применяются Европой избирательно как инструмент актуальной политической борьбы. Это прекрасно видно на примере того, как Европа реагирует на события на Украине, фактически отрицая свою собственную идеологию, когда речь идет о жизнях и свободе жителей юго-востока Украины. Не замечая этой проблемы, без разбору называя этих людей преступниками, открытым текстом говоря, что их выбор ничего не стоит. Посмотрите, какое разное отношение к референдумам в Шотландии и в Крыму. Подобное избирательное применение гуманизма наглядно дискредитирует «европейские ценности».

«Европа» совсем не такая, как многие привыкли ее воспринимать.Терпимость, гуманизм, просвещение, торжество разума — прекрасные идеи, но сейчас они превратились в витрину, фактически — в инструменты лжи. А за витриной — холодная логика новой холодной войны против России. В этой войне Европа стремится занять морально превосходящую позицию, осуждая Россию за несоответствие европейским ценностям. И звучит это как минимум странно, потому что в первую очередь, увы, Европа не соответствует им сама.

Ложь номер два: диктатура меньшинства

Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда в России начинают интерпретировать европейские ценности.

Происходит элементарная подмена понятий. «Свободными», «европейски ориентированными» людьми объявляются только те, кто не согласен с курсом действующей власти. Под знаменем «европейских ценностей», прикрываясь именами Платона и Декарта, нам пытаются продать передел власти — чуть ли не как долг свободного, мыслящего человека. А если кто-то не хочет революции, значит, он — варвар, зомби и ватник, и нет ему места в прекрасном новом мире, неуклонно стремящемся к прогрессу.

Минуточку. Это ложное противопоставление.

Ценность личного выбора людей, поддерживающих текущий политический курс в России, — ничуть не меньшая, и уважать ее нужно, как и мнение протестующего меньшинства, каким бы «европейски ориентированным» оно себя ни называло.

Вместе с терпимостью Европа подарила всему миру опасный тезис: о том, что мнение меньшинства важнее, чем мнение большинства. «Массы» объявляются тупыми объектами пропаганды, а «меньшинство» — лучшим, умным, креативным. Запоздалый крестовый поход Ходорковского за европейские ценности — это, кстати, тоже попытка использовать тему «особой значимости меньшинств» в своих интересах. Понятный ход: объявить своих сторонников самыми лучшими, раз уж они в меньшинстве. Поверят в это тщеславные неудачники и «профессиональные либералы», у которых принцип выбора работодателя — «кто угодно, лишь бы не Кремль».

Фактически нам предлагают встать на сторону противника, принять его ценности и покаяться в своих грехах, реальных и мнимых. Европа ведет себя по отношению к России с очевидной враждебностью, а мы должны извиниться за то, что «не соответствуем европейским ценностям»? Если называть вещи своими именами, это предательство интересов своей страны. А те, кто призывает к этому — не светлые рыцари, сражающиеся за свободу и гуманизм, а просто жадное до власти меньшинство.

Свободный выбор России

За время своего существования Европа породила на свет много идей: и хороших — на благо общества, и разрушительных. Одинаково глупо и ориентироваться на Европу как на абсолютный эталон, образец, отклоняться от которого — преступно, и решительно отвергать всё, к чему применимо прилагательное «европейский».

«Европейские ценности» создавались много лет, и они не всегда были в точности такими, как сейчас. Мы должны сами для себя решить, какие из них нам подходят, а какие — нет.

К счастью, мы можем себе позволить посмотреть на европейские ценности трезво и объективно. Это не значит, что мы должны забыть про европейское искусство, объявить ерундой картины мастеров Возрождения, выкинуть из университетской программы европейскую политическую философию или пойти на какие-либо другие эксцентричные шаги.

Уважая и признавая все это, мы совершенно не обязаны следовать прихотям европейских «законодателей мод» там, где речь идет о неприемлемых для нас вещах. К примеру, нам не нужна легализация инцеста и детской эвтаназии, нам не нужны митинги за права зоофилов. Насколько эти проблемы актуальны для Европы и что с ними делать — пусть она решает сама. А мы не обязаны это поддерживать, чтобы считаться «цивилизованными людьми».

Россия — это не ученик, сидящий за партой в ожидании одобрения от Европы как учителя. Наша собственная матрица ценностей должна отвечать интересам нашей страны и особенностям ее культуры. Для этого нужно думать непредвзято и не позволять мифу о Европе затуманивать наше сознание, как это произошло со многими либералами.


Александр Бречалов
Источник: "Известия "


 Тематики 
  1. Нравственный выбор   (203)