В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Дмитрий Медведев и либеральная партия

Политолог Борис Межуев — о том, почему глава правительства не хочет пожертвовать министром образования

Оппозиционные либералы говорили весьма часто в течение последнего года, чтобы события зимы-2011/12 были вызваны рокировкой 24 сентября, то есть фактически — отказом действовавшего президента РФ Дмитрия Медведева выдвигаться на второй срок и согласием уступить свое место премьеру Владимиру Путину. Судя по всему, согласие это далось Медведеву нелегко, во всяком случае, многие его ближайшие соратники с этим вынужденным решением не согласились, итогом чего, и об теперь принято говорить во всеуслышание, и явилась Болотная площадь.

Я не соглашался с такой упрощенной трактовкой событий, обращая внимание на то, что в протесте участвовали и другие, совсем не столь либеральные силы. Но что и говорить, какая-то внутренняя связь между разочарованием либеральной партии в итогах сентябрьской рокировки и подъемом городского протеста все же существует. Тем примечательнее то обстоятельство, что сегодня правительство того же самого Дмитрия Медведева подвисло в абсолютной пустоте, и либеральная партия, ее наиболее видные спикеры в прессе, это правительство не поддерживают.

У этого факта есть два расхожих объяснения.

Первое — самое распространенное — Медведев полностью дискредитирован как политическая фигура, с ним никто и не при каких обстоятельствах не может связывать никаких серьезных политических перспектив. Объяснение меня лично не очень устраивающее — не так уж много у нашей либеральной партии вождей на больших постах, чтобы разбрасываться премьер-министрами. Но на правительство Медведева идет мощная информационная атака, либеральная пресса за редким исключением не подает ему руку помощи. Фамильярных обращений к премьеру, на которые жалуется его пресс-служба, она, может быть, и не допускает, но отставки требует уже не слабее, чем многочисленные социал-государственники.

Второе расхожее объяснение называется Алексей Леонидович Кудрин. Если репутацию Медведева никто не щадит, о Кудрине в либеральной партии стараются говорить с некоторым придыханием, всячески подчеркивая, что все лучшее, все устойчивое в экономике, чем может похвастаться руководство страны, объясняется именно его, кудринскими, усилиями, результаты которых до сих пор не обнулены. Кудрин находится в конфликте с Медведевым, он явно претендует на его пост, с ним в отличие от премьера много связывается и на него, равно как и на его партнера в поле публичной политики Михаила Прохорова, многое возлагается. И все же и роль Кудрина мне кажется в этой истории слишком преувеличенной. Возвращение Кудрина в премьерское кресло привело бы к гигантскому усилению либеральной партии и столь же стремительному ослаблению партии социал-государственной, неправящей, но идеологически главенствующей в сегодняшней ситуации. Либералы наверняка это понимают и, полагаю, на вариант Кудрина-премьера не слишком рассчитывают.

Но если две расхожие версии не срабатывают, не до конца объясняют отчуждение либералов от премьера и его обстреливаемого из всех информационных ружей окружения, то, может быть, более убедительными покажутся версии конспирологического толка.

Не секрет, например, что Медведев еще на посту президента делал все для себя возможное и невозможное, чтобы заручиться безусловной поддержкой американского партнера. Говорил все, что нужно говорить, поддерживал, что нужно поддерживать, голосовал «за» там, где следовало бы подумать и наложить вето. Ему на самом деле многое удалось, Обама, по-простому говоря, был за него. Но это парадоксальным образом сыграло против Медведева в России. Дело даже не только в том, что охранители стали немедленно стращать «перестройкой-2», заговором, «арабской весной» на московских улицах и тому подобное. Но и в том, что от Медведева стали чуть-чуть (по началу чуть-чуть, потом — очень определенно) отползать в сторону и все те круги, для которых Обама был воплощением измены, предательства и слабости Запада. А на эти круги Медведев, в общем, мог и должен был рассчитывать.

И все же конспирологические версии, хотя и радуют воображение, остаются версиями бездоказательными, а следовательно, шаткими. Зато есть концепция, снимающая напряжение между обеими линиями рассуждений. Обозначим ее «Дмитрий Ливанов». Смысл этой версии состоит в том, что характерное для нынешнего режима соединение патриотически-охранительного курса с либеральной экономической программой неизбежно подталкивает либеральную (уже в широком смысле) общественность к задействованию социал-демократической риторики. Условно говоря, ругать систему на кухне легче не с позиции какого-нибудь, прости Господи, Евгения Гонтмахера, а используя аргументы и выражения, скажем, Оксаны Дмитриевой. И сетовать не на то, что власть до сих пор никак не обанкротит не нужные стране заводы, а ворчать по поводу уничтожаемого российского образования. И это будет тем уместнее, если твой собеседник по кухне окажется скрытым коммунистом, и вы сможете легко найти общий язык, несмотря на все мировоззренческие разногласия.

В этом смысле Дмитрий Ливанов, которого Медведев отказался отправить в отставку, несмотря на требования коммунистов и призывы некоторых единороссов, играет в нашей политической системе, прошу прощения за тавтологию, системную роль. Аналогичную той, что в конце «второго срока» играл Михаил Зурабов, а в период тандемократии — Анатолий Сердюков. Роль искренне ненавидимого всеми сегментами общества и всеми идеологическими течениями чиновника. Такое ощущение, что руководители страны в заботе о единстве политического класса задумали создать внутри правительства такую специальную должность — негативного интегратора. Ненависть к которому делала бы все наше разнообразное общество по-настоящему единым.

И вот меня не оставляет ощущение, что функции негативного интегратора от одного единственного министра, пускай такого активного, как Дмитрий Ливанов, теперь постепенно переходят — в связи со сложностью самой задачи — к правительству в целом. Иными словами, сам кабинет министров становится в первую очередь «правительством Дмитрия Ливанова», правительством всех равным образом раздражающих людей. Стоит только опасаться, как бы этот процесс — негативной интеграции — не зашел слишком далеко и не захватил власть в целом. А для этого следует все-таки пожертвовать тем, кого единодушно не хотят все.


Борис Межуев
Источник: "Известия "

Комментарии с статье

Эта статья, – в первую очередь, адресованная Медведеву, – была бы полезной для него, если бы он знал истинное положение дел.
А так, у него, свой мир, какая-то своя Россия, весьма далекая от истинной России.
Равиль Гайсин, 18 апреля, 17:49

А он никогда и не "жил" в России. Как дети живут в своём мире, так и он живёт в своём мирке. Лунтик он и есть Лунтик. Только вот от детских миров нет вреда никому, а от пребывания Лунтика во власти вред для государства очевидный.
Татар татар, 18 апреля, 18:04

Меняем "шило на мыло"? И 20 лет мало? Ну, выкинут завтра Ливанова (Медведева и т.д.) "на вилы" и что? Придет другой, скорее всего, такой же. Сейчас, дело не в персоналиях, а в самой системе. Надо сменить систему упадка и деградации, систему неуклонного умирания страны на систему РАЗВИТИЯ, роста, прогресса. Только после этого, вновь приобретет полную силу постулат – "кадры решают все". Но, сначала – концепт, а затем – кадры и ресурсы под него. Нельзя ставить телегу впереди лошади!
Рома К, 18 апреля, 22:33


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)