В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Анализ технологических и нравственных трансформаций в обществе: угроза внедрения тотального контроля над личностью (Часть 2)

"Часть 1"

Часть 2.
Духовно-нравственный кризис как предпосылка для формирования тотального контроля. Пути противодействия нарастающей угрозе всемирной тирании


В первой части настоящей работы мы остановились на технологических предпосылках для формирования в некотором обозримом будущем нашего общества тотального контроля над личностью и обществом. Теперь же рассмотрим предпосылки для формирования тирании, которые кроются в духовно-нравственной сфере, постараемся выяснить, каким образом происходящее духовно-нравственного разложение общества создает благодатную почву для будущего безнравственного и бездуховного режима.

Прежде всего, надо остановиться на таком явлении, как кризис демократии, очевидцами которого мы стали. Заметим, что о принципах демократии положительно отзывался и Даниил Андреев в своей работе «Роза Мира». Так он обозначает парламентаризм, Декларацию прав человека и социал-демократию как принадлежащие потоку явлений, имеющего цель ослабление насилия в жизни государства и превращения государства из полицейского в аппарат всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности. (РМ 1.1.15)

Рассуждая о «преобразовании сущности государства» Д. Андреев говорит о «подлинной демократии», упоминая ее наряду со смягчением законов, облегчением наказаний, разоружением в числе задач этого преобразования. Характеризуя существующее положение дел, Д. Андреев отмечает, что сущность государства есть бездушный автоматизм, который руководствуется материальными интересами больших или меньших человеческих массивов, понимаемых как целое. (РМ 12.1.69) Также Д. Андреев отмечает, что к интересам личности как таковой государство безучастно, что духовность государству неизвестна совсем, и о духовном благе – как личности, так и народа – оно не может иметь ни малейшего понятия. (РМ 12.1.69)
Очевидно, что современные «демократии», все без исключения, как раз и характеризуются этим определением: диктатом интересов узких групп над большинством, безучастность к личности, к ее духовному и нравственному воспитанию и развитию. Таким образом, упоминаемая Д. Андреевым «подлинная демократия» решительно отличается от существующих образцов демократии, которые невозможно обозначить термином «подлинная» исходя из вышесказанного.

Итак, существующие демократии, даже и номинально считающиеся настоящими (точнее пропагандируемые как таковые, например образ американской «демократии» как образцовой в голливудских фильмах), служат для контроля над человеческими ресурсами узкой группы лиц, а вовсе не для номинальной цели служения обществу и общечеловеческим ценностям.

Взаимосвязь этики и религиозности: с Богом или без Бога?

Остановимся на важном феномене: практически любое правительство на словах исповедует принципы высокого гуманизма, этики, чести. Американская государственность прямо заявляет о своем служении Богу. Возникает когнитивный диссонанс между заявляемыми ценностями и проводимой в жизнь практикой. Причина тому – номинальная религиозность, и по сути, распространенное и малоизученное явление как «наивный материализм», рациональность и прагматичность, которые неразрывно связаны с распространенным на Западе духом и принципом индивидуализма. Имели бы место все несправедливости, которые допускаются в обществе, если бы люди действительно исповедовали те ценности, которые они декларируют, если бы действительно верили бы в Бога и следовали бы тому, к чему призывал Иисус Христос в своих проповедях?

Если же человек искренне не принимает те принципы, которые Иисус Христос заложил в своем учении, то каковы будут устои такой личности. На первую роль выступает «этика» личностного обогащения, личных благ, эгоизма и эгоцентризма, крайнего индивидуализма, прагматичных и даже криминальных средств достижения целей своего бизнеса, когда «цель оправдывает средства». Если человек искренне не принимает христианские заветы, которые были заложены в Нагорной проповеди и две тысячи лет взращивались в христианской культуре, как он будет действовать, когда нет необходимости ни заботиться о ближнем, ни любить его? Когда нет надобности отказываться не только от греховных проступков, но даже и от мыслей о них? Разумеется, такой человек будет преследовать только интересы личного удовлетворения, а вовсе не следовать этическим принципам, которые закладывались праведнейшими представителями рода человеческого на протяжении тысячелетий.

Этот тезис находит свое подтверждение в крайнем своем выражении: в детских коллективах: так как дети, которые будучи наивными/вульгарными атеистами, не обременены нормами морали и этики, позволяют унижать более слабых, отличающихся от них детей, имеющих физические недостатки, издеваться над животными и иными способами проявлять крайне жестокое поведение. Общеизвестным фактом является также и то, что степень жестокости в малолетних так называемых воспитательно-трудовых колониях многократно выше, чем в зонах строгого режима, где взрослые люди, хотя и осуждены за уголовные преступления, но в большинстве своем имеют представление о Боге и стараются придерживаться моральных норм, пусть и ущербных по сравнению со свободным обществом верующих, но уже на этом контрасте мы можем экспериментально наблюдать различие между атеистическим и хоть как-то, но верующим обществом.

В условиях, когда единственным моральным принципом является принцип индивидуализма, все сильнее и сильнее вскрываются социальные и связанные с ними проблемы общества. Если человек преследует только собственные цели, задачи только собственного удовлетворения, какое ему дело до голодающих, до нищенствующих, до беспризорности, до безработицы? В жажде быстрой наживы такие индивидуалисты не считаются с последствиями от своих действий. Выпуск алкогольной продукции и табачных изделий являются легальными, и владельцев этого бизнеса не волнует, что это пагубно сказывается на здоровье нации, что в результате падает моральный облик населения. Что к этим вредным и опасным для здоровья привычкам начинают приобщаться и подростки, дети, беременные и кормящие матери. Что в условиях нищеты спиваются даже порядочные люди, разрушаются семьи, увеличивается смертность. И это касательно только разрешенных влияющих на психику веществ, но вредящих здоровью. Разумеется, учитывая все вышесказанное, необходимо поднимать вопрос вовсе не о легализации легких наркотиков, но напротив, постепенно приходить к тому, чтобы приравнять к наркотикам алкоголь и табак, с постепенным сокращением деятельности производства этих «продуктов». Россия знает успешный пример борьбы с аморальным типом бизнеса, когда в 2005 году практически был положен конец легальному игорному бизнесу. О том, что этот бизнес аморален, дополнительно доказывать не надо: люди с неокрепшей психикой отдают свои деньги владельцам игровых машин, возникают конфликты и преступные инциденты на данной почве и т.д. Разумеется, что при наличии серьезной политической воли и использовании вышеуказанного позитивного опыта следует ввести серьезные ограничения на производство и распространение алкогольной и табачной продукции.

Ради справедливости, стоит отметить, что некоторые шаги в этом направлении государством производятся. Разумеется, что владельцы бизнеса, ориентированного на табачную и алкогольную продукцию, понесут убытки, но сокращение табакокурения и алкогольной зависимости позитивно скажется на физическом и духовно-нравственном здоровье нации.

Тем не менее, основная проблема все же не в производителе табака и алкоголя, а в наличии спроса, а если быть более точными, в причинах его формирования. Потому что будет спрос, будет и предложение, и если не будет легальных производителей, найдутся нелегальные подпольные кустарные производства – в том случае если будет спрос. Но как формируется спрос? Методы формирования спроса исследованы в рамках становления маркетинга, как науки, и один из способов формирования оного хорошо освоен: это формирования спроса с помощью соответствующих произведений искусства. Самые массовые и как нельзя кстати подходящие для этой цели произведения искусства – кинофильмы. Количество кинотеатров растет, с появлением торгово-развлекательных центров, в каждом из которых присутствует несколько кинозалов, этот вид развлечения становится все более и более доступным, и в возросшем числе кинотеатров показывают все больше и больше голливудских фильмов.

Кроме того, в связи с развитием технологий (3D-съемка, HDMI-экраны) фильмы становятся все более зрелищными, как при просмотре в кинотеатрах, так и при их воспроизведении в домашних условиях. Эти фильмы, большое количество которых снимается каждый год, демонстрируют в привлекательном виде и табакокурение (образ «крутого парня» с сигаретой), и алкоголь, и ночные клубы, и безответственное отношение к женщинам, как к объектам разового сексуального удовлетворения и развлечения, а не как к будущим матерям и спутницам жизни, культ денег, дорогих машин и «красивого образа жизни».

Таким образом, ориентирами становятся не нравственно-этические ценности, не добропорядочность, забота, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка, но такие явления как культ денег, культ насилия, культ легкой жизни, культ удовольствия. Даже если это поначалу и противоречит воспитанию, неписаным нормам общества, картинка, показываемая с экранов, оказывается столь ярка, что проникает в сознание все большего и большего числа людей. Эффект усугубляется тем, что кино доступно для людей совсем юного возраста, и таким образом усиливается тем, что психика зрителя оказывается не окрепшей, а разум еще не способным критически воспринимать подаваемую с экрана информацию.

Группы людей относительно врожденного уровня этичности

Стоит отметить, что люди изначально обладают разной степенью склонности к этическому в своем поведении: в большей, либо в меньшей степени. Д. Андреев выделяет особую группу людей, которых обозначает «этически одаренными», замечая, что подобную одаренность надо развивать и взращивать, пытаясь представить облик школы для этически одаренных детей (см. напр. Аннета Кутейникова Архив Д.Л. Андреева, единица хранения MS.1361\26-27 http://www.rodon.org/andreev/_adla.htm )

Противоположностью «этически одаренным» людям можно выделить группу этически ущербных людей, которые изначально демонстрируют жестокое, недоброе поведение, которые, даже восприняв нормы морали и права, продолжают их нарушать вопреки как общественным устоям, так и правовым нормам. И есть множество людей, находящихся между этими полюсами, на разной степени удаления от оных. Мы можем предположить, что эта группа наиболее многочисленна. Нравственный облик таких людей сильно зависит от воспитания, от пропаганды, от общепринятых в их окружении традиций и норм. При нормальном этическо-нравственном состоянии общества, такие люди еще в молодом возрасте берут пример с родителей и воспитателей, усваивая моральные нормы, и избегают их нарушать. Но есть также некоторая прослойка между вышеуказанной многочисленной группой людей и этически ущербными людьми – группа маргинальных людей. Внутренне они остаются такими же эгоистичными созданиями, но внешне могут жить как законопослушные граждане, но не из-за любви к добродетели, но из страха осуждения, либо наказания.

Разумеется, в подобном раскладе пропорции между группами людей не фиксированы и сильно могут смещаться в зависимости от нравственного обустройства общества. И если в здоровом обществе, представители безнравственных и маргинальных групп минимальны, и предпринимаются все силы для их социализации (Д. Андреев также писал об этическом врачевании преступников, см. напр. РМ. 6.3.31), то в условиях пропаганды аморального образа жизни через экраны кинотеатров, телевизоров и со страниц сети Интернет, число людей, которые представляют собой наибольшую группу людей, которые начинают склоняться к маргинальной группе в своих моделях поведения становится все больше и больше.

В условиях подобного диктата пропаганды потребительского образа жизни и культа развлечения и удовольствия бескорыстие и самоотверженность становятся малораспространенным явлением. В этих условиях происходит подмена истинного профессионализма имитацией профессионализма, истинной любви к работе стремлением заработать денег в выгодной отрасли. Потому все сложнее отличить настоящих профессионалов от профессионалов по трудоустройству. Наличие дипломов, свидетельств, регалий вовсе не обязательно означает компетентность таких людей. И более того, например, если врач будет работать только ради денег, его будет беспокоить не выздоровление пациента, а получение за счет него все большей и большей прибыли, что приводит к тому, что выгодно не быстрее вылечить пациенту, а как можно дольше продержать его в зависимости от собственных услуг. Нечто подобное можно наблюдать в коммерческой зубоврачебной отрасли, где навязывание не запрошенных услуг поставлено на поток. Подобная же ситуация может наблюдаться и в правоохранительных органах. Особенно прискорбно, когда и у преступников, и у работников правоохранительных органов, у работников МВД и ФСИН оказываются одинаковыми музыкальные пристрастия. Не редкость, когда борцы за правопорядок слушают так называемый русский шансон, то есть блатную песню, контингент слушателей которой, казалось бы, должен находиться по другую сторону баррикад.

Прискорбным является и массовый приход на стезю преподавательской и воспитательской деятельности людей, не столько любящих детей и готовых посвятить этому жизнь, но тех недавних учащихся школ, которые выбрали для учебы педагогические ВУЗы не от любви к будущей профессии, а от невозможности поступить в другие учебные заведения, почитаемые обществом как более престижными, со всеми вытекающими последствиями, такими как высокая стоимость обучения и большой конкурс на места.

Такие люди, пришедшие на педагогические должности, не только не способствуют формированию гармоничных, духовно и нравственно-развитых личностей, но передающих свою озлобленность на окружающий мир своим подопечным.

Ширится кризис системы образования. Не редкой является ставшая нарицательно фраза, которой часто встречают так называемых молодых специалистов, пришедших на предприятия с университетской скамьи: «Забудьте все, чему учили вас в институте». Когда преподаватели высших учебных заведений не могут обучить студентов необходимыми для будущей профессии знаниями и навыками и тем приходится приобретать необходимые умения и знания уже по месту работы, пять, а то и все шесть лет образования превращаются в пустую и бесполезную трату времени. Это все происходит потому, что в настоящее время, ввиду коммерциализации образования, ВУЗам выгоднее не взращивать в студентах специалистов, а зарабатывать на них деньги. Практически обучение вырождается в приобретение «пропуска» на работу, которое растягивается на пять лет.

И хотя форма диплома о получении высшего профессионального образования остается прежней, по факту этот документ уже перестает удостоверять квалификацию специалиста, и поэтому же работодатели обращают внимание, прежде всего, не на диплом, а на опыт работы, перечень знаний и навыков, на работы, представленные в портфолио соискателя рабочего места, а сам диплом о высшем образовании превратился в формальный документ, без которого принять на работу нельзя, подобно тому, как не примут на постоянную работу ни на одну должность без наличия паспорта.

Технологические катастрофы как следствие низкой этики

Но особенно опасным становится такая ситуация в сфере промышленности. Разработчики техники, вместо того, чтобы разрабатывать качественную продукцию, имея только материальную заинтересованность, стараются получить денежные контракты, не озираясь на наличие соответствующего производственного опыта, не беря в расчет шансы на практическую возможность воплощения в жизнь проекта, за который потенциальный исполнитель участвует в конкурсе. В ряде случаев качество получаемого продукта никак не регламентируется, и он в полной мере сдается и существует только на бумаге, не будучи приспособленным для использования на практике. Бизнес становится зависимым от откатов и взяток. Деньги превращаются в первичную цель бизнеса, а декларативная цель удовлетворения потребностей людей или организаций, ради которых бизнес формально и создается, – вторичной. В результате разрушается промышленность, так в девяностые годы прошлого века претерпели банкротство и были закрыты многие важные предприятия, которые ранее не только производили качественную и затребованную продукцию, но и выполняли важную социальную роль: предоставляли рабочие места, обеспечивали сотрудников и их детей отдыхом, санаторным лечением, проведением культурных мероприятий.

Особенно остро проблема безответственности разработчиков наглядно получила серьезные последствия в 1986 году, когда один из экземпляров спроектированного с дефектами реактор РБМК-1000 попал в режим работы при том стечении обстоятельств, когда максимально проявились конструктивные недостатки данной модели. И, несмотря на то, что из-за страха за свое личное положение разработчики реактора и партийное руководство страны переложили свою вину на персонал реактора, который работал в ту смену на блочном щите управления четвертого энергоблока, сейчас, когда степень ангажированности спала, становятся известны истинные причины аварии – некачественная конструкция уничтоженного аварией реактора и предшествовавшие хронологически отказы разработчиков реакторов РБМК от устранения известных им конструктивных недостатков (см. напр. http://accidont.ru/PS_effect.html)

Опасный прецедент был создан, но, опасно то, что подобное халатное отношение к разработке важной и сложной техники может повторяться вновь и вновь.

Существует версия, что технологическая катастрофа на ЧАЭС стала одним из предвестников развала СССР, показав не только несовершенство разрабатываемых в стране технологий, но и слабость и беспомощность руководства страны.

Еще в качестве примера политических последствий техногенной катастрофы можно указать уход в отставку премьер-министра Японии Наото Кана и его правительства в связи с Аварией на АЭС Фукусима-1. Таким образом, тяжелые техногенные катастрофы могут являться важной движущей силой в смене верховной власти в государстве.

Разумеется, что в случае нарастания социальной напряженности, в случае экономического кризиса и нарастания количества технологических катастроф усилится недовольство существующей властью, вновь возникнут частые для нашего народа настроения о том, что необходима «твердая рука», которая, наконец, наведет порядок.

Разумеется, что такой ход дел и создаст все условия для переворота, который и позволит народу почувствовать на себе долгожданную твердую руку. Подобное развитие событий затронет и страны Евросоюза, и постсоветское пространство. И возможных варианта развития данного сценария всего два: либо дальнейшая дезинтеграция и распад государства на множество мелких «княжеств», управляемых коррумпированными князьками, с низким уровнем жизни населения, широко распространенной, слившейся с органами власти и чиновниками, преступностью и крайне девальвированной этикой и моралью. Либо создание жесткого тиранического государства, в котором присутствуют законы и правила, но не имеющие никакого отношения к высокой нравственности и культуре. Экстраполируя минувший опыт постсоветского пространства и Европейского Союза, можно сделать нерадостные выводы о том, что на постсоветском пространстве возможна дальнейшая дезинтеграция, как это произошло в девяностые годы прошлого века, с повторением сценария «лихих девяностых» в более суровой форме, для запада же, демонстрирующего сильные тенденции по интеграции, несмотря на сохраняющийся de facto конфедеративный характер государственного союза, вероятно цементирование государственного аппарата и формирование того самого диктаторского режима, на фоне боязни которого и происходила консолидация Европы в бытность существования СССР. Вполне возможным становится появление на политическом горизонте объединенной Европы фигуры, соизмеримой с фигурой Гитлера, подобно тому, как его приход был затребован находящейся в кризисной ситуации и униженной после поражения в первой мировой войне Германии, так и на фоне кризисных явлений в сфере экономики, техники и социального обустройства делается возможным повторение данного сценария, но в усиленной и значительно более успешной чем тогда форме.

Методы противодействия

Наметим возможные варианты противодействия складывающемуся мировому порядку. Как мы уже выделили два основных момента, способствующих формированию тотального контроля – технологический прогресс и нравственно-эстетическая деградация – так и меры противодействия также касаются двух полей битвы между добром и злом – современные технологии и душа человеческая. Рассмотрим сначала вопрос, касающийся роли технологических средств, а затем – нравственно-этическую сторону проблемы.

Итак, попробуем разобраться, как же избежать не должного использования новых технологий.

Сетевые хранилища информации и социальные сети не являются злом сами по себе. Шифроваться, прятаться, хранить все свои данные только на своих персональных носителях информации – не выход и не панацея. В конце концов, и на таких людей деспотично-организованное государство может найти ключик. Ведь можно изъять жёсткие диски неугодного пользователя под предлогом борьбы, например с пиратством. Изъятие компьютеров и жёстких дисков – излюбленная мера отделов органов внутренних дел по борьбе с преступлениями в сфере компьютерных технологий, а усиленно продвигаемое западным миром антипиратское законодательство создает достаточную легитимную базу для подобных действий.

Вопрос заключается в другом. Как защититься от вырождения государства в карательную, подчиняющую не только тело, но и душу – машину?

Пожалуй, прежде всего, нужно знать о самой угрозе. Нужно не идти, поддаваясь инстинкту массы, на приманку, а поступать осмысленно, осознавая, что высокие ценности, которые на самом деле являются истинными потребностями человека, не продаются. Что нельзя добиться счастья, удовлетворяя свои физические и физиологические инстинкты, потому что счастье, в отличие от гедонизма, категория духовная.
Бороться с техническим прогрессом бесполезно. Такое явление вряд ли когда-нибудь станет массовым, а уподобляться «выживальщикам» – удел меньшинства. (Выживальщики – специфическая субкультура людей, которые опасаются всеобщего ресурсно-экономического кризиса. Типичный выживальщик стремится купить или построить дом вдали от города и транспортных артерий, перейти на полное самообеспечение, ветряная мельница, электрогенератор, печь, натуральное хозяйство, а для тех ресурсов, которые не возможно выработать самостоятельно (лампочки, спички, соль, туалетная бумага) – создать значительные запасы, которых хватит на много лет вперед).

Технологический прогресс – такое же необходимое и неизбежное на данном историческом этапе явление, как и государственный аппарат, меньшее зло, которое нуждается не в искоренении, а в этическом контроле.
Д. Андреев и писал о том, что за наукой, в том числе, должен быть установлен этический контроль. Наука внеэтична, так же как и государство. Но она нужна и необходима, но под чутким и неусыпным этическим контролем, механизмы которого еще предстоит выработать.

Системы определения местоположения мобильного телефона по базовой станции, принимающей его сигнал, или GPS-приёмника – не зло сами по себе. В определенных случаях действительно может возникать настоящая потребность в том, чтобы знать, где находится другой человек, например родителю ¬– где находится его ребёнок, например. Но ничто не может исключать использование таких вещей в недобрых целях. В конце концов, орудием преступления может стать обычный бытовой предмет, как например кухонный нож можно использовать как оружие убийства. Потому, важной необходимостью является недопустимость попадания таких инструментов в руки людей, способных недобросовестно воспользоваться ими, необходим общественный и даже этический контроль.

Сложившийся гомеостаз общества пока избавляет людей от массового несанкционированного применения существующих технологий для личного контроля. Но кого-то уже беспокоит то, что информация о вкусах и предпочтениях передается в поисковые системы и служит для формирования предпочтения для контекстной рекламы. А ведь может и в других случаях.

Факт остается фактом. Точечно применять новые методы давления и подавления личности уже можно и сейчас. Вопрос только в том, существуют ли такие методы?

На наш взгляд максимальная открытость общества возможна только при добронравном обществе, когда люди открыты друг перед другом, когда им нечего скрывать и когда им не за что бояться осуждения. Такая открытость подразумевает специфическое устройство общества, когда корысть и порок полностью искоренены из системы общественного управления. Впрочем, остается существенной опасность того, что в систему управление таким обществом могут проникнуть такие люди, которые готовы преследовать корыстные и низкие интересы. Для таких людей их задача будет даже упрощена, ведь злоумышленнику с оружием проще учинить злодеяние, пробравшись в невооруженное, миролюбивое сообщество.

Формирование противовесов: воспитание, культура, искусство

Остается важным вопросом – как быть, когда общество не готово к идеальной открытости, но процесс открытия становится все более очевидным. На наш взгляд сам процесс тормозить не следует. Напротив, нужно все силы направлять не в торможение процесса, а в создание нужного противовеса. Это, прежде всего, уяснение общей пагубности текущего пропагандируемого потребительского образа жизни, долгая и упорная работа, направленная на то, чтобы заронить семена интереса к духовному развитию в сердцах людей, это усилия, направленные, на, как бы это странно не звучала, на пропаганду нравственности и этичности.

Видимо, такая деятельность потребует множества человеческих ресурсов, и даже финансовых вложений. С первым все понятно. Чем больше людей загорятся этой идеей, тем больше можно достигнуть результатов на добровольческих началах. Второй вопрос состоит в применении технических средств. Нет, не подавления личности, как можно подумать из названия, потому как за техническими средствами уже сама по себе закрепилась негативная коннотация, но средств на создание сложных и ресурсоемких произведений, которые бы демонстрировали бы этичные и нравственные паттерны поведения, при этом достигая внимания людей благодаря высокой эстетичности и художественной ценности. А это – искусство. Именно создание фильмов, мультипликационных и анимационных роликов, театральных и музыкально-театральных постановок, несущих в себе ценности добра, эмпатии, человеколюбия, демонстрирующие качества личности светлой направленности, должно стать основой этического и нравственного возрождения в условиях тотальной меркантилизации общества.

Известно, что подобные проекты весьма затратны. Съёмка фильма, выполнение художественной анимации, запись музыки и обустройство сцен требуют не только людской работы, но и сложного и дорогого оборудования, привлечения профессионалов, которые не удовлетворятся одним интересом. Добровольность и заинтересованность – хорошее и важное дело, но оно не заменит затрат времени. Работа над подобными произведениями потребует затрат времени, что равносильно отказу от других работ и, соответственно источников финансов, которые необходимы для нормальной жизни в современном обществе.

Также следует уделить внимание на преподавательскую и воспитательскую деятельность, прежде всего в начальной и средней школе. Школьный период – сложный период формирования человеческой личности, когда людям приходится соприкасаться с пробуждением самых звериных инстинктов, когда все человеческие отношения накалены и обострены, так, как порой не бывает у взрослых людей, как нельзя требуется грамотной реакции и квалификации педагогов, их внутренней нравственности и высокой подготовленности. Мы имеем уже второй уровень обучения и воспитания. Прежде чем педагоги будут воспитывать подрастающие поколения, необходимо воспитание и обучение самих педагогов.

Отдельный вопрос касается подготовке молодых семей. Только вступившие во взрослую жизнь люди часто не готовы к созданию семьи, не способны взять ответственность за новую жизнь, тем не менее, рожают детей, не будучи способны благотворно влиять на формирование новых личностей.

Воспитывать, взращивать в своих детях лучшие человеческие качества, такие как человечность, порядочность, сострадание, интерес к эстетическому и высокохудожественному, этичность, способность воспринимать высокое и запредельное, а также самостоятельность, целостность, ответственность – это целое искусство, доступное не каждому. Такие навыки часто появляются уже в зрелом возрасте, когда дети уже выросли... как результат осознания ошибок, часто уже не поправимых. Воспитание – это серьёзный навык, который должен быть сформирован профессионально. Этому тоже надо учить, и саму систему подобного обучения ещё необходимо выработать. Ведь то, каким воспитание в семьях должно быть, и то, какое имеется – равносильно сравнению академическому оперному пению с любительской песней в ансамбле самодеятельности – в лучшем случае, а если смотреть более реально – с пьяными попытками голосить под караоке популярные песни.

Молодые пары часто заводят ребёнка не из-за потребности сделать благое дело, не только дать жизнь, но и помочь юному существу стать достойным и полноценным, духовно развитым членом общества, часто причиной рождения ребёнка выбирается желание самоутвердиться, доказать другим свою «якобы состоятельность» или просто следование моде, а иногда даже, сколь это дико и чудовищно не было, и корыстные цели в виде получения детского пособия, декретного отпуска и «материнского капитала».

Формирование сознательности – одна из важнейших целей формирования благодатного общества.
Тоже касается и систем дошкольного и школьного воспитания. Неудовлетворённые жизнью, зарплатой, комплексами люди идут работать в детсады и школы. Не случайно существует популярное убеждение о том, что в педагогические ВУЗы идут неудачники, те, кто так и не смогли определиться, куда идти учиться, а в престижные учебные заведения поступить – нет денег. Система порождает систему, монстр – монстра. Нет ничего хуже, чем обозленный на мир и человечество педагог. Каких детей он сможет воспитать, какие вкусы, какие традиции, какие модели человеческих взаимоотношений он сможет им привить?

Кроме того, точно такие же преподаватели рискуют остаться преподавать и в самих педагогических вузах, превращая систему среднего образования в монстрообразную систему развития комплексов, зависти и человеконенавистничества в людях, как непосредственно в своих учениках – будущих педагогах, так и в тех, кого эти ученики-«будущие педагоги» будут учить или воспитывать.

Тем не менее, необходима серьезная реформа педагогического образования. Не формально- внешне- показательная, но сама суть педагогической системы должна измениться. Одна только перемена названия не даст эффекта, точно также как от переименования милиции в полицию не произошло никаких радикальных перемен. Меняться должно внутреннее содержание, человеческий состав, внутренний нравственно-духовный облик вновь прибывающих в педагогическую систему людей.

Педагогические высшие учебные заведения должны стать столь же престижны, как и медицинские ВУЗы. Но при этом престижность не должна означать, что в эти заведения пойдут поступать все те, кто хочет без особых усилий получить себе сытое и богатое будущее (медицинские ВУЗы точно также печально известны этой же самой «престижностью», когда конкуренция зачастую отсекает от возможности учиться действительно талантливых и человеколюбивых людей, а сам уровень качества услуг неизбежно и стремительно падает).
Потому точнее даже сказать не престижность в том смысле, в каком это слово приобрело в наше время другой, но уже привычный нам дезавуирующий изначальное значение характер, а в смысле уважение, почет, понимание, как другими, так и самими педагогами значимости и важности того, что они делают.
Поясним пример престижности на примере понятного образа, имеющего соответствующее хождение в общественном сознании. Престижной является профессия солдата, который служит в горячих точках, получает медали и ордена, но при этом рискует быть убитым или раненым. Но никто не будет добавиться такой должности только из соображений престижа. Напротив, должность, которая обладает громким названием, но не сопряжена с трудностями и опасностями, будет восприниматься престижной и вызывать стремление попасть на нее из корыстных целей.

Профессия педагога-воспитателя должна быть и восприниматься как уважаемая, хотя и трудная профессия, к получению которой должны быть допущены только те люди, которые полностью соответствуют по своим душевным, моральным и психологическим качествам, и которые действительно призваны для работы на педагогическом поприще.

Система педагогических вузов требует серьёзного реформирования, вплоть до расформирования тех из существующих вузов, которые сумели запятнать себя, и создания системы воспитания и образования с нуля, такой, какой она должна быть на самом деле.

Этический контроль над властью

В полной мере избежать трагического развития событий для человечества можно только в условиях спланированной и централизованной политической деятельности, направленной на устранение основного дефекта нынешней власти: ее внеэтичности. Необходимо двигаться от существующей «демократии», которая по факту служит не целям развития и одухотворения человечества, но экономическим интересам узких групп людей, к той демократии, которую Д. Андреев обозначал «подлинной». Такая демократия должна стать гарантом не только доступности для граждан благосостояния, здоровья, образования, не только обеспечения его прав и свобод (отметим, что даже эти цели гарантируются существующими ныне государствами вовсе не в полной мере), но и поощрения светлых усилий и начинаний людей и их объединений, развития духовности и высокой нравственности.

Так как власть внеэтична (РМ.1.1.25), и при существующей реализации принципа разделения властей и трех ветвей власти достичь облагораживания власти невозможно, поэтому необходим механизм этического контроля над властью. Идея эта редко звучит, в частности распространенному убеждению о том, что демократия (кроме того, отметим, современная нам демократия, в нынешнем ее виде) уже достаточна для создания всех нормальных условий для жизни и развития личности. То, что этот тезис не верен, мы уже раскрыли, показав, к чему может прийти эволюция демократии в существующем виде.

Говоря о необходимости облагораживания государственной власти, Д. Андреев предлагал создания механизма этического контроля над государственной властью. Д. Андреев замечает, что движения гуманистической направленности, хотя и пытались консолидировать усилия, так и не смогли выдвинуть идею о необходимости этического контроля над государством (РМ. 1.1.20). Пытаясь предугадать облик организации, которая смогла бы взять на себя функции этического контроля, Д. Андреев пытается сформировать проект «Лиги преобразования сущности государства» (РМ. 1.1.30).

Деятельность такой организации и этический облик ее членов Д. Андреев характеризует такими словами как «незапятнанность», «этичность», «неподкупность», «высокоавторитетность».

Стоит отметить, что все же не один Д. Андреев был автором подобных идей. Так, в программе Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (http://vshson.narod.ru/programma2.html), разработанной в далеком 1964 году, предлагается проект «четвертой ветви власти», осуществляющей этический контроль над государством. Наряду с традиционными законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти предлагается блюстительная ветвь власти, согласно указанному проекту представленная Верховным Собором (п. 42). В п. 50 раскрывается характер Верховного Собора. Согласно рассматриваемому документу, Верховный Собор – это духовный авторитет народа, который не имея административных функций и законодательной инициативы, должен располагать правом вето, которое он может наложить на любой закон или действие, которые не соответствуют основным принципам социал-христианского строя, чтобы предупредить злоупотребление политической властью. Также сказано, что Верховный Собор должен состоять на одну треть из лиц высшей иерархии Церкви и на две трети из выдающихся представителей народа, избираемых пожизненно (п. 51).

Разумеется, задача формирования блюстительной власти, или надвластной структуры этического контроля является малоисследованной и сложной задачей. Может оказаться велик искус людей, которые туда могли бы войти, реализовывать не задачи этического контроля, а свои личные и корыстные цели. Потому необходимо, чтобы люди, вошедшие в такую организацию, обладали безупречным нравственным авторитетом, и, видимо, без участия свободного волеизлияния народа, сформировать численность такого органа не удастся. В детальной и теоретической проработке структуры такой организации (решение данного вопроса Д. Андреев считал для себя преждевременным) необходимо учитывать весь скудный опыт, имеющийся у человечества в наличии.

Задача разработки проекта подобной властной структуры является актуальной задачей из области политики и права, и для ее решения необходимо привлекать как разобранные нами источники, так и другие материалы, которые удастся найти и которые соответствуют обозначенной проблеме удержания человечества от срыва в пучину безнравственного общества всемирной тирании, а кроме того и создания такого мироустройства, которое будет способствовать развитию и воспитанию здорового, образованного, этичного, добропорядочного, эмпатичного и способного к культурному и нравственному развитию поколения.


Кручинин Сергей Владимирович
Источник: Специально для сайта Родон
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Нравственное государство   (16)
  2. Общество и государство   (1436)