В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

"Живут же люди!"

Впечатления от книги «Америка. Живут же люди!»

Первая часть аннотации к книге Николая Злобина «Америка. Живут же люди!» могла бы быть слоганом нашего портала. Судите сами: «После прочтения этой книги станет окончательно понятно, что никто из нас не знал о том, как живет Америка…».

Строго говоря, такая книга могла бы стать и концом нашего проекта. Злобин все понял. Прорыв. Катарсис. Я посыпаю голову пеплом и иду устраиваться на работу в автосервис… и одновременно подаю на грин-кард.

Но есть одна проблема.

Въедливость, которую многие из моих друзей называют занудством, заставила меня читать дальше. Я прочел аннотацию до конца. Даже книгу прочел целиком. Потом я решил, что слишком предвзят, и перечитал ее снова, на сей раз не как американист и политолог, но как простой гражданин России, жизнь которого мало где в мире вызывает зависть.

Вот вторая часть аннотации: «Живые зарисовки автора о том, как устроена жизнь простых американцев от ежедневных бытовых вещей до принятия больших решений. Например, регистрации автомобиля или выбора школы для детей; покупки дома или аренды жилья; механизма поступления в колледж или поиска работы и выбора президента или губернатора. От отношения людей к сексу и большой политике до ежедневной домашней жизни…».

Тут несчастный гражданин России понял, что где-то это уже читал. Впрочем, это читал каждый, кто смотрит телевизор, имеет Интернет и покупает DVD-диски.

Так устроены все аннотации к американским сериалам. Специально для наших читателей сделаю своего рода микс. Он (она) агент ФБР (полицейский, федеральный маршал, адвокат, врач, учитель в колледже, спасатель). Каждый день ее (его) подстерегает опасность (он(а) спасает жизни, решает сложные профессиональные проблемы, защищает порой непростых клиентов), а, между тем, его (ее) личная жизнь столь же непроста (тут бла-бла-бла про секс, политкорректность, терпимость, родителей, мозгоправов, бывшую, недостроенный дом, колледж для отпрысков, сложности с ипотекой и т.д.). Таковы будни агента (полицейского, врача, маршала, адвоката, спасателя и всех, всех, всех)…

Нет, издательство[1] отнюдь не промахнулось с аннотацией. Она достаточно точно описывает содержание книги.

Люди, как правило, смотрят сериалы не для того, чтобы узнать что-то новое. Они смотрят movie (буквально – подвижную картинку) для того, чтобы отдохнуть и одновременно утвердиться в своих убеждениях, касающихся отношений с родителями, бойфрендом или государственными учреждениями. Индустрия сериалов в США, как, впрочем, и любая американская индустрия, – изящная смесь шоу, мягкого морализаторства, романтики и пропаганды.

Но для российского зрителя американский сериал долгие годы являлся именно источником информации о стране, которая, по меткому выражению Злобина (собственно, этими словами и начинается книга), является «главным мировым ньюсмейкером», но одновременно «до сих пор остается одной из самых “непонятных” стран». Вот что пишет автор во введении: «Россияне ежедневно получают огромное количество информации из Америки... В результате у них складывается впечатление, что об этой стране они знают все».

Если бы это было введением к разоблачению «знания» об Америке, основанному на сериалах, то книга была бы интересным социально-психологическим исследованием, которое я бы рекомендовал каждому, кто желает избавиться от ложных представлений о мире и научиться самостоятельно анализировать информацию – а это очень полезный навык в мире, где правят пиар и пропаганда.

Однако всякий, кто прочтет «Живут же люди!», останется с носом. Если быть точнее – со своим прежним представлением о США, почерпнутым из «Друзей», «Правил совместной жизни», «Новичков», «Родителей», «Травмы», «Следствия по телу», «Цифр», «Быть Эрикой»… не говоря уже о таких энциклопедиях американской жизни как «Кости», «Доктор Хаус» и «Практика».

Впрочем, возможно, книга на это и рассчитана. Заядлый любитель сериалов, читая книгу уважаемого автора, будет с удовольствием отмечать, что ведь все это он уже знал – знал о шоппинге, бебиситтерстве, правилах поступления в колледж и университет, о местном патриотизме, об отсутствии пробок в Вашингтоне, о барбекю на лужайках за домом, о гаражах, переполненных инструментом, о религиозности американцев, об их неоднозначной политкорректности, о плохих и хороших районах, о кабельном ТВ, о вечеринках молодежи и правильной работе полиции.

Таким образом, читатель Злобина погружается в знакомый и комфортный ему мир сериалов:

«Бебиситтеры… привычно чувствуют себя в чужом доме, то есть могут поесть то, что найдут в холодильнике, посмотреть телевизор или послушать музыку, порыться в библиотеке, поплавать в бассейне или позаниматься на тренажерах и т.д. Особенно если ребенок уже поел или спит».

«Кто-то выбирает сильный и консервативный университет, кто-то сильный и либеральный, кто-то – сравнительно легкий для учебы… Среди абитуриентов есть более удачливые. Это… спортсмены, достигшие больших успехов и поэтому являющиеся лакомым кусочком для интересующихся этим видом спорта университетов. Их готовы брать независимо от академических успехов, более того, помогать им, пока студенты способны приносить университету спортивную славу и популярность».

«Колоссальной популярностью в Америке пользуется музыка в стиле кантри».

«Если машина стоит на улице – это чужой. Значит – потенциальная опасность, на всякий случай надо позвонить в полицию».

«Вечеринки всегда проходят так, что все понимают: в этом доме сегодня гости. Как правило, они бывают вечером, машин больше чем одна, хозяева ходят по участку, а из дома раздаются, например, музыка или детские голоса и звуки прыжков в бассейн, который всегда расположен позади дома».

«Неделя начинается с воскресенья. Этот день уже не совсем часть уикенда. Он предназначен не для развлечений, вечеринок, барбекю или пикников, хотя, конечно, запретить их проведение никто не может. Воскресенье – день для бога, семьи и друзей. И для домашних дел. Именно в воскресенье американцы занимаются закупкой продуктов, мелким домашним ремонтом, садом, участком, чисткой бассейна и т.д.».

«Магазины делают все, чтобы привлечь покупателей: от рассылки купонов на скидки и распродажи до выпуска карточек, позволяющих пользоваться кредитом данного магазина. Часто используется система скидок для постоянных покупателей. Американцы без стеснения пользуются скидками, а многие приходят за покупками с пачкой купонов».

«В США говорят, что в адвокаты надо брать человека, с которым ты ни при каких обстоятельствах не стал бы дружить, поскольку помимо высокого профессионализма он еще должен быть злым, наглым, противным, грубым и напористым – проще говоря, акулой».

«Представителей власти американец может и не пустить к себе без ордера, получить который можно только у судьи, и сделать это очень непросто».

Вот это еще очень вкусно: «Каждый американец… считает своим долгом иметь в доме полный набор высококачественных инструментов на все случаи жизни. Гараж как минимум наполовину используется под мастерскую, которая, если честно, скорее играет роль склада невероятного количества действительно хорошего профессионального инструмента. Он развешан по стенам, сложен на верстаках, которые зачем-то стоят в гаражах у многих американцев, в ящиках для инструментов и т.п. В результате огромное количество домохозяев паркуют машины перед гаражом, так как сам гараж занят инструментами, верстаками и велосипедами. В гараже на две машины помещается только одна, в гараже на три машины – две. Одна машина всегда сиротливо стоит на подъезде».

Ну и на десерт: «Знаменитости балансируют на грани публичности и необходимости защиты частной жизни».

И из подобного рода «полезной» информации, кое-где приправленной прописными истинами о демократии и правах человека, состоит вся книга.

Книга Николая Злобина адресована и тем, кто всю жизнь будет завидовать тому, как «живут люди», и тем, кто желает эмигрировать в США, получив, по примеру самого автора, американское гражданство. И тут уж одно из двух. Или в сериалах рассказывается сущая правда, и книга является их кратким резюме, или книга вводит вас в заблуждение. Впрочем, возможен и третий вариант. Американец-неофит видит США именно так, как их представляет хорошо выстроенный пиар-фасад из фильмов, сериалов и речей пропагандистов.

Но для россиянина это ровным счетом ничего не меняет. Он может выбрать между прочтением книги Николая Злобина и просмотром новых серий любимых американских сериалов. И выбор этот совершенно точно непринципиальный. Выражаясь словами самого автора, «этот тот случай, когда обилие информации подменяет подлинное знание». Так что и сам любитель сериалов, если проникнется идеей, может написать подобную книгу, Николай Васильевич мог бы и не трудиться.

Однако, все же, «Живут же люди!» ставит одну серьезную проблему. Почему о США так рассказать можно, а о России нельзя? Почему американец верит в сериал о хорошем американском копе, а мы в большинстве своем не верим в сериал о честном менте, смотрим и не верим?

Мы привыкли видеть Соединенные Штаты как страну материального, и стереотип об обществе потребления только укрепляет нас в этом мнении. Между тем, Америка – это прежде всего страна идеального, страна идеи о самой себе. В Советском Союзе часто любили шутить над формулировками американской конституции. Мол, что это за право такое, на стремление к счастью? Что это такое по сравнению, скажем, с правом на труд и бесплатную медицину? На поверку выясняется, что право на стремление к счастью дало американцам куда больше, чем советскому человеку право на труд.

Идеи коммунизма и «нового человека» разбились о жестокую правду жизни. Идеи Отцов-Основателей (в отличии от идей Ленина) живут и побеждают. Возможно, не в жизни. Но уж точно в умах. Хорошим свидетельством тому является книга Николая Злобина. И вот с этой цитатой из нее я не могу не согласиться: «Когда в США что-то происходит не так, американцы склонны винить в этом не Америку, не ее систему и принципы, а отклонения от этих принципов, извращение системы, потерю лидерами "настоящей Америки"».

«Настоящая Америка» – это единственная страна, где хотел бы жить американец. И раз уж Николай Злобин на вопрос «Где русскому жить хорошо?» прямо на обложке отвечает «United States of America», то рассуждать следовало не о лужайках, верстаках, автомобилях и даже не об университетах, а о том, почему американский патриотизм такой подлинный. Почему (слова Николая Злобина) «уникальный американский способ устройства ежедневной жизни обычного человека» управляет миром. Ведь не потому, что у такого человека есть бассейн, гараж забит неиспользуемым инструментом или потому, что добыть ордер на обыск так сложно, не так ли?

Злобин прямо пишет в последнем абзаце книги, что «не научно-технические достижения, гигантская индустрия развлечений или военно-политические шаги США является главным вкладом Америки в современную цивилизацию». Тогда что? Тут-то бы и начиналась книга. Но она здесь заканчивается.

Похоже, автор слишком увлечен тем сериалом, который въявь разворачивается перед его глазами. Ему остается только записывать.

Живут же люди!


Дмитрий Дробницкий
Источник: "Terra America "

[1] Америка… Живут же люди / Николай Злобин. – М.: ЭКСМО, 2012. – 416 с. : ил. (где русскому жить хорошо?). ISBN 978-5-699-55833-9.


 Тематики 
  1. Общество массового потребления   (130)