В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Реформа британской системы социального обеспечения и ее возможные последствия

Коалиционное правительство Великобритании приступило к реформированию национальной системы социального обеспечения. С докладом об изменениях в модели, укрепившейся в период 13-летнего пребывания у власти правительства лейбористов, 11 ноября выступил министр труда Иан Дункан Смит, который в 2001-2003 годах был лидером Консервативной партии.

Сразу же после прихода к власти в мае нынешнего года тори заявили, что безработные жители Великобритании по определению не могут зарабатывать больше тех, кто трудоустроен. В конце концов, в этом и состоит один из главных идеологических постулатов британских консерваторов. Поэтому доклад Дункана Смита, по сути, явился началом перехода в мощное наступление на позиции тех подданных Ее Величества, которые привыкли сидеть на социальном пособии. Условия же получения этого пособия теперь ужесточаются, о чем ясно дается понять в тексте нового соглашения, которое министерство труда теперь начнет заключать с каждым безработным.

"Настоящим соглашением предусматривается, – сообщил Иан Дункан Смит, – что если вы безработны, то сотрудничайте с нами /с министерством труда/, делайте то, что вам надлежит делать, чтобы найти работу, подавайте заявление о приеме на нее и трудоустраивайтесь. Но если вы этого не сделаете, то последуют серии различных санкций". "У налогоплательщика, – продолжил министр, – исходя из принципа справедливости, есть право рассчитывать на то, что если уж он расходует на что-нибудь деньги, то что-то и получает взамен. Это что-то и состоит в том, что вы трудоустроитесь при наличии рабочего места".

Реформа предусматривает целый перечень санкций в виде временного прекращения выплаты социального пособия на период той или иной протяженности – в зависимости от степени "увиливания" от работы. Так, если сидящий на пособии либо отказался от предложенной ему центром трудоустройства работы, либо не подал заявление о приеме на нее после того, как получил соответствующую рекомендацию со стороны представителя службы занятости, либо не явился на собеседование о приеме на новое рабочее место, то это расценивается как нарушение правил, предусмотренных новой системой соцобеспечения. И если вы допустили подобное нарушение впервые, то вас на три месяца лишат пособия по безработице. Если нарушили правила вторично, то срок приостановки выплаты пособия составит уже полгода. Но если вы сделаете это в третий раз, то лишитесь господдержки уже на трехлетний срок.

Британские обозреватели утверждают, что этой реформой власти страны фактически вынуждают безработных соглашаться на привлечение их к социальным работам продолжительностью 30 часов в неделю.
Но невольно возникает вопрос, а не потеряют ли тори немалую часть электората таким вот принуждением не самой трудолюбивой на свете категории людей к работе? Ответ не вызывает сомнений: не потеряют, поскольку практически никто из сидящих на пособии за консерваторов не голосует, а деятельная часть общества, наоборот, будет еще более довольна этаким повышением "градуса справедливости" в общественной модели.

Надо также отметить, что любые решения кабинета консервативного премьера Дэвида Кэмерона сегодня связаны с прямой необходимостью практического решения крайне сложных социально-экономических ребусов, которые достались правящей коалиции в наследство от лейбористов. Последних Кэмерон шельмует нещадно, но, думается, что это все же просто элемент межпартийного противостояния. Ведь кабинеты двух лейбористских премьеров Тони Блэра и Гордона Брауна уж никак нельзя было обвинить в непрофессионализме. Но на долю последнего из них выпал период пика глобального кризиса, в результате которого фактически рухнули мировые финансовый и корпоративный рынки.

Например, Королевский банк Шотландии /RBS – Royal Bank of Scotland/ по данным на конец 2008 года был первым по размерам капитала банком Великобритании со стоимостью активов в 4,1 трлн долл. Однако в связи с неудачным приобретением еще в 2007 году голландского банка ABN Amro и последовавшим затем глобальным финансовым кризисом, из-за которого почти полностью сдулся мыльный пузырь богатства всей мировой банковской системы, сегодня активы RBS оцениваются всего лишь в 46,6 млрд долл. И это уже проблема не только RBS, но и всех крупных финансовых институтов как Великобритании, так и всей планеты. Так, стоимость активов крупнейшего на сегодняшний день британского банка Эйч-эс-би- си /HSBC/ составляет сейчас 192,5 млрд долл., в то время как в 2008 году эта цифра достигала 2,81 трлн.

При 3-процентной норме, установленной в ЕС, бюджетный дефицит Британии достиг проц. ВВП в 2009г. и 12,6 проц. в 2010 г. С целью достичь его немедленного сокращения правительство Кэмерона разработало жесткую программу экономии расходов, что не может не привести к изменению социальной модели страны и увеличению стоимости медицинского обслуживания и образования. А это уже грозит мощной волной общественного недовольства.

Первой ласточкой этой волны уже стали студенческие беспорядки в Лондоне, произошедшие 10 ноября. Гнев студентов вызвали планы коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов повысить втрое плату за обучение в британских университетах. Сейчас она составляет в среднем около 3,3 тыс. фунтов /5,6 тыс. долларов/ в год, однако с 2012 года правительство намерено повысить ее до девяти тыс. фунтов /14,5 тыс. долларов/ в год. Правительство намерено сократить на 40 проц. финансирование университетов, образовавшуюся "брешь" планируется компенсировать за счет повышения платы за обучение.

Свой протест против этих планов решили высказать 52 тыс. студентов, принявших участие в марше по улицам британской столицы. Выглядевшая поначалу мирной демонстрация в итоге обернулась насилием. В попытке проникнуть в штаб-квартиру правящей Консервативной партии ряд участников марша захватили первый этаж небоскреба "Миллбэнк-тауэр", разбили стекла, затем поднялись на крышу соседнего дома и стали сбрасывать вниз, где сосредоточились стражи порядка, все, что попадалось им под руки, в том числе и огнетушитель, который лишь по счастливой случайности не убил одного из полицейских. В результате столкновений разбушевавшихся студентов с полицией получили ранения 14 человек, включая семерых блюстителей порядка. По итогам инцидента был арестован 51 человек.

Дэвид Кэмерон потребовал применить "всю силу закона" в отношении организаторов и участников беспорядков, заявив о недопустимо оставлять безнаказанным насилие.

О наглядной радикализации студенческого движения Великобритании свидетельствует и реакция на эти события лидеров Национального союза студентов и Союза университетов и колледжей. Они открыто выступили в поддержку устроителей погромов.

"Состоявшийся 10 ноября 50-тысячный общенациональный марш стал великолепной демонстрацией силы против предпринятой тори и либерал-демократами варварской атаки на образование", – подчеркивалось в этом заявлении. "Во время демонстрации, – продолжили лидеры движения, – более 5 тыс. студентов продемонстрировали свою решимость защищать будущее образования, оккупировав штаб-квартиру Консервативной партии и ее внутренние дворы на несколько часов. Они находились в добром расположении духа и распевали песни". "Мы исполнены ликования в связи с тем, что тысячи студентов пожелали направить послание, адресованное тори, что мы будем вести борьбу до победного конца", – подчеркнули руководители студенческих союзов.

С учетом того, что беспорядки в Лондоне, так или иначе, явились следствием проводимой правительством программы жесткой экономии расходов, газета "Гардиан" поместила 11 ноября на свою первую полосу материал с заголовком "Это только начало". Тем самым она недвусмысленно дала понять, что экономический курс правительства грозит вскоре обернуться массовым недовольством населения страны, масштаб последствий которого сейчас даже трудно себе представить.

Британская политическая общественность понимает, что намеченная профсоюзами на весну будущего года целая серия общенациональных забастовок станет подлинным испытанием на прочность правящей в стране коалиции тори и либерал- демократов и гипотетически способна изменить расклад политических сил в стране. Тред-юнионам уже удалось сыграть определяющую роль в избрании оказавшего им поддержку Эда Милибэнда на пост лидера Лейбористской партии. И как бы последний не открещивался от ярлыков ставленника профсоюзов, все понимают, что де-факто это именно так. А значит, лейбористы и тред-юнионы составят весной мощный альянс, методами борьбы которого за власть станут элементы не только политического, но и экономического давления. Но если бы тори правили в стране в одиночку, как во времена Маргарет Тэтчер, то почти наверняка устояли бы под этим прессингом без особых проблем. Однако их коалиция с куда более левыми и опасающимися потерять электорат либерал- демократами вполне способна дать трещину. Если это произойдет, то консерваторы, скорее всего, все равно попытаются удержать власть. Но, как показывает историческая практика, правительственный кабинет парламентского меньшинства всегда обрекает правящую в Великобритании партию на поражение на очередных всеобщих выборах.

24 ноября, то есть спустя ровно две недели после демонстрации 10 ноября студенческий протест получил продолжение. В организованных не только в столице, но также и в Эдинбурге, Манчестере, Бристоле, Ливерпуле, Бирмингеме, Шеффилде, Кембридже и Оксфорде маршах студентов приняли участие 130 тыс. человек. Еще спустя сутки Национальный союз студентов и Союз университетов и колледжей Великобритании пообещали провести на улицах Лондона новую массовую демонстрацию против повышения платы за высшее образование с участием студентов столичных вузов.

Это решение было принято в ответ на заявление руководства столичной полиции, в котором оправдывались действия стражей порядка по рассредоточению 24 ноября на правительственной улице Уайтхолл /рядом с премьерской резиденцией на Даунинг-стрит/ наиболее радикально настроенной части активистов. Пресекая беспорядки, полиция вскоре после полудня взяла большую группу студентов в оцепление и не отпускала до наступления ночи. В связи с этим лидеры студенческих союзов назвали действия властей возмутительными.

Заявление о продолжении акций протеста последовало после того, как шеф Скотленд-Ярда Пол Стивенсон охарактеризовал как правильную тактику столичной полиции и признал, что во время первой волны студенческого протеста в Лондоне 10 ноября возле штаб-квартиры правящей Консервативной партии в небоскребе "Миллбэнк-тауэр" офицеры столичной полиции не смогли предугадать слишком агрессивного настроя участников акции протеста и, тем самым, допустили ошибку. По этой причине спустя две недели на Уайтхолле было решено сосредоточить 800 блюстителей порядка, что вчетверо превысило численность полицейских возле "Миллбэнк-тауэр".

"Существует вероятность возникновения многочисленных беспорядков на наших улицах", – предупредил Стивенсон. "Это прискорбно, но правила игры изменились, а потому мы должны действовать", – подчеркнул сэр Пол.

Осознавая серьезность угрозы разрастания акций протеста и радикализации их форм, правительство Дэвида Кэмерона занимается сейчас поиском превентивных мер. На минувшей неделе канцелярия премьер-министра на Даунинг-стрит сообщила, что еще до Рождества в Палате общин состоится голосование по вопросу о повышении тарифов на высшее образование. Это еще больше обострило интригу. Ведь если депутаты проголосуют в пользу увеличения этих тарифов, то волна общественного протеста только усилится. В то же время, если парламентарии решат аннулировать планы кабинета министров, то такой шаг создаст опасный прецедент, показав, что радикальные меры протеста могут влиять на социально- экономическую линию правительства.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Британия   (153)