В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Пенитенциарная система Швеции сегодня и завтра

Кривая криминальной статистики в Швеции, как, впрочем, и в большинстве других странах мира, продолжает поступательно идти вверх. Управление исполнением наказаний королевства считает, что ему приходится строить места заключения "быстрее, чем где-либо еще в Европе".

Ежегодно в стране осужденными становятся 10,5 тыс. человек. Эксперты-криминологи говорят, что в настоящее время преступления против личности стали более тяжкими, и наказание за них соответственно ужесточились. За нарушения закона в области хранения и распространения наркотиков также дают на суде более длительные сроки.

"К 2011 году число мест в шведских тюрьмах возрастет на полторы тысячи, – заявил корр. ИТАР-ТАСС министр юстиции Швеции Беатрис Аск. – К сожалению, несмотря на наши усилия в части воспитания и реабилитации преступников, многие из них вновь возвращаются в места заключения. Здесь нам предстоит улучшить качество работы. Еще одним слабым местом остается злоупотребление наркотиками. Нам также необходимо сделать более действенными программы обучения – с тем, чтобы осужденные, выходя на свободу, могли устроиться на работу, чтобы иметь возможность вести честный образ жизни".

Шведское тюремное образование испробовало различные формы обучения и переподготовки временно оказавшихся за решеткой жителей королевства. В настоящее время такого понятия, как единая система, не существует. Некоторые места заключения приобретают образовательные услуги, другие берут в штат собственных учителей, но взаимодействия и сотрудничества между тюрьмами нет. Результатом этого стало большое разнообразие образовательных программ, а иногда и отсутствие качества.

В большинстве случаев сроки заключения в Швеции короткие. 60 проц. осужденных находятся в местах лишения свободы до 6 месяцев или меньше, 80 проц. – до года, лишь 3-5 проц. – от 4 лет до пожизненного срока. Поэтому администрации пенитенциарных учреждений не стремятся организовать получение высшего или среднего профессионального образования осужденными в пределах тюрьмы.

Но для заключенного разрабатывается индивидуальная программа обучения, с учетом его определенных потребностей, которая может продолжаться и после того, как осужденный освободится. За выполнением программы наблюдает специальный куратор.

Если заключенный предпочитает работать, то за один час труда в тюрьме он получит от 10 до 13 крон /9-12 евро/, 20 проц. из которых идут на специальный счет, а остальные он может тратить по своему усмотрению.

Особенностью шведских тюрем являются их небольшие размеры – в среднем на 50 – 100 мест, а также то, что камеры в них в основном расчитаны на одного человека. Самая большая в стране тюрьма "Сальберга" – на 350 мест – была открыта недавно в городе Сала. Если внешне эти здания действительно напоминают тюрьму, то внутри каждый блок больше похож на чистенькую гостиницу: отдельные "номера" с туалетом /а некоторые и с душем/ и телевизором, светлые общие холлы и кухни, комнаты для свиданий с родными, в которых даже стоит детская мебель из сосны. На каждом этаже – балкон для свежего воздуха. На территории находятся спортивный зал и просторные прогулочные площадки, в каждом блоке – прачечная. Приготовление пищи собственными силами и стирка собственной одежды – часть воспитательного или, как говорят шведы, – реабилитационного процесса.

"Главное в развитии пенитенциарной системы в Швеции сегодня заключается в том, что в центре нашего внимания все больше находится не просто безопасность, а нужды заключенных, – рассказывает директор "Сальберга" Кристер Фрэннебю. – С одной стороны мы должны обеспечить выполнение решений суда, определивших им сроки нахождения в местах заключения, но с другой мы должны помнить, что через какое- то время наши подопечные опять окажутся на свободе".

И все-таки надзиратели признаются, что "Сальберга" является скорее исключением, чем правилом, но при этом рассказывают о планах перестроить и остальные тюрьмы Швеции так, чтобы в камерах были душ и туалет.

С 1 января 2009 года тюрьмы Швеции, как и остальные общественные заведения, стали зонами, свободными от курения. Поэтому одной из наиболее востребованных программ здесь в последнее время стали медикаментозное лечение и специальный курс у психотерапевта, помогающий осужденным освободиться от никотиновой зависимости.

Тем временем совсем недавно шведский риксдаг /парламент/ одобрил закон о увеличении сроков наказания за совершение тяжких преступлений. Если в настоящий момент за убийство в королевстве осужденный может получить максимально 10 лет тюрьмы /в ряде случаев предусматривается также пожизненное заключение/, то с июля этого года этот срок составит 18 лет.

"Самое страшное злодеяние, которое может совершить человек, – это лишить жизни другого человека. И это должно найти более четкое отражение в наказании за это преступление. А сегодня это не так", – считает Беатрис Аск.

18 лет лишения свободы стало теперь максимальным наказанием и для преступников, уличенных в умышленном поджоге, шпионаже, краже в особо крупных размерах, преступлениях в области международного права, геноциде, терроризме и похищении людей.

Самым строгим наказанием в Швеции по-прежнему остается пожизненное заключение, которое при наличии отягчающих обстоятельств назначается за убийство. Если преступление совершено человеком в возрасте младше 21 года, то максимально в местах заключения он может провести 14 лет.

И все-так большинство нарушителей – люди, получающие небольшие сроки наказания. В целях экономии средств на их содержание в местах заключения, многие из них переводятся под домашний арест.

При определении срока суд может принять в внимание поведение заключенного в тюрьме, общественную безопасность и возможность реабилитации. Однако некоторые осужденные никогда не смогут выйти на свободу, так как они считаются слишком опасными. Им придется провести в заключении от 25 до 32 лет.

В 2008 в шведских тюрьмах было 170 человек, отбывавших пожизненное заключение. Все они были осуждены за убийство или за сговор об убийстве группой лиц.

Шведская система правосудия предусматривает несколько видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Это – штраф, надзор, интенсивный надзор с применением электронного мониторинга и общественные работы. Некоторые могут сочетаться друг с другом, то есть, применяться одновременно, например, надзор вместе с общественными работами или условным осуждением. При этом основным принципом, которым руководствовались разработчики Уголовного кодекса, является то, что наказания, не связанные с лишением свободы, должны применяться как можно чаще.

Цифры статистики говорят, что на практике именно так и происходит. Всего в Швеции содержится 4,5 тыс. заключенных, 1,2 тыс. подследственных и 12 тыс. закреплено за службой пробации /надзорным наказанием без лишения свободы/. Практически все наказания, не связанные с лишением свободы в Швеции /кроме штрафов/, находятся под контролем этой службы, основанной в 1965 году.

Девизом Минюста Швеции является: "Мы не столь богаты, чтобы содержать армию заключенных". Каждый заключенный и подследственный обходится бюджету в 200 долларов ежедневно; те, кто заняты на общественных работах – в 10 долларов в день.

Штраф может быть одноразовым или же определенным процентом от дохода, выплачиваемым в течение установленного судом времени. Отказ или невозможность выплаты штрафа грозит тюремным заключением на срок не более 3 месяцев.

Надзор назначается за те преступления, по которым, с точки зрения суда, штраф является недостаточным наказанием. Надзор – это необходимость выплачивать штраф и отмечаться в специальной службе по наблюдению, где у каждого осужденного есть свой куратор. Куратор беседует с осужденным, дает рекомендации, или, наоборот, запрещает что-либо. Чаще всего надзор длится год начиная с момента вынесения приговора и считается частью трехлетнего испытательного срока, но может быть и продлен в случае плохого поведения. Если осужденный нарушает предписания суда и службы по наблюдению, это расценивается как серьезное нарушение. В таком случае мера наказания ему может быть изменена на тюремное заключение.

При процедуре интенсивного надзора к "живому" куратору добавляется еще и электронный. К лодыжке крепится специальный аппарат, который передает данные о местонахождении заключенного. Он может применяться только с согласия самого осужденного. Если его наказание не превышает трех месяцев тюремного заключения, то он сам вправе обратиться с просьбой заменить тюремное заключение интенсивным надзором.

Все свои незапланированные перемещения осужденный обязан согласовывать с тюремным ведомством. Если же он нарушает предписание и никого об этом не предупреждает, на центральном компьютере срабатывает сигнализация. Во время интенсивного надзора представители службы часто проверяют осужденных дома, Кроме того, наказанные обязаны ходить на специальные беседы, на которых обсуждаются проблемы преступности, алкоголизма, наркомании.

Следующая степень наказания – общественные работы. Суд назначает осужденному время, в течение которого он должен мыть полы в доме престарелых или больнице, подметать улицы. Работодателями в данном случае могут выступать как муниципальные службы, так и общественные организации. К достоинствам общественных работ, по мнению шведов, можно отнести "возможность избежать отрицательного влияния тюрьмы и осознание осужденным того, что он отбывает наказание, работая на общественных началах, находит новых друзей и новое окружение, он остается в семье и сохраняет работу". И этот вид наказания гораздо дешевле тюремного заключения.

Ставший привычным для многих автомобилистов "Джи-пи-эс" /GPS – Глобальная система позиционирования/ продолжает расширять границы своего применения. В Швеции GPS-маячок готовится прийти на смену ножным электронным браслетам, используемым службой исполнения наказаний /СИН/ для контроля за заключенными, переведенными из тюрьмы под домашний арест.

Технически более простой браслет позволяет контролерам лишь определять, находится то или иное лицо в предписанном ему помещении или нет. GPS-надсмотрщик же в состоянии полностью проследить путь заключенного, если тому вздумается самовольно нарушить режим. Осенью шведский СИН опробует новинку и решит, брать ее на вооружение или нет.

На самом деле, браслет с GPS как таковой существует уже несколько лет. Однако технология требовала доработки. "По крайней мере, мы готовы взглянуть на него и решить, насколько полезным он может быть", – заявил представитель производственного отдела СИН Чель Карлссон.

По его мнению, более высокий технический уровень нового браслета может позволить властям уменьшить риск при определении, кому из заключенных можно разрешить отбывать наказание в домашних условиях.

"Проще говоря, пойти на то, чтобы выпускать тех лиц, о ком раньше не могло быть и речи, поскольку возможность контроля была слишком плоха", – объясняет Карлссон. По его словам, новая техника дает новые критерии оценки. Впрочем речь идет не об опасных преступниках и не о том, чтобы освободить из тюрьмы любой ценой.

"Основная цель – обеспечить большему числу людей возможность альтернативного отбытия наказания", – говорит Карлссон, хотя сам он и не особенно верит, что GPS реально заменит ножные браслеты, которые носят сегодня около 600 осужденных.

Еще одна новинка в области исправительных учреждений: женщинам, осужденным на длительные сроки тюремного заключения, власти предоставили право на некоторое время уходить в монастырь. Такое решение два года назад приняла администрация шведской тюрьмы Кумла. Ранее эта возможность была лишь у заключенных мужского пола.

Первый эксперимент с женщинами начался с восьми осужденных, которые провели в монастыре пять дней. Принятое тюремным начальством решение получило широкое одобрение среди нарушителей закона – в очередь на временный уход в монастырь стоят сегодня 159 человек.

Как заявил духовный наставник монастыря Трулс Бернхольд, свою задачу он видит не в том, чтобы помочь заключенным обрести веру, а в том, чтобы они нашли самих себя.

Во время пребывания в монастыре заключенные ведут уединенный образ жизни, им не позволено смотреть телевизор или принимать посетителей. Им также запрещено разговаривать друг с другом.

Возможность временного ухода в монастырь предоставляется женщинам, осужденным на два и более года, которым до выхода на свободу осталось не менее шести месяцев.

Ирина Дергачева, Стокгольм
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. ЕС   (529)