В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

К юридическим спорам о праве на детей в смешанных браках

Рожденная в ноябре 2005 года в Москве от отца-француза Жана-Мишеля Андре и русской матери Ирины Беленькой девочка по имени Элиза стала не только героиней криминальной хроники, но и прецедентом для разрешения спора между Россией и Францией о праве на детей в случае распада смешанных браков. Сообщение о ее похищении стало новостью номер один, о похищении девочки писали все газеты, не один раз рассказывало французское и российское телевидение, выступали представители МВД и МИД двух стран.

Элиза была похищена в пятницу 20 марта в самом центре города Арль на юге Франции. Двое мужчин в форме сотрудников безопасности оглушили ее отца электрошоковыми дубинками, избили, забрали девочку и скрылись в автомашине "Рено- Модус" вместе с женщиной в парике. Согласно последующим показаниям отца, он узнал в этой "таинственной" женщине в черном свою бывшую супругу Ирину.

На задержание похитителей был выдан международный ордер, во Франции был введен в действие план "похищение- перехват", затем он был распространен на все страны Евросоюза. Через день в городе Монпелье, примерно в ста километрах от Арля, был обнаружен "Рено-Модус", на котором неизвестные увезли Элизу. Затем последовало сообщение, что Элиза, а также двое мужчин и женщина, подозреваемые в ее похищении, были замечены в самолете, летевшем из Швейцарии в Москву.

Однако "российский след" оказался ложным. Швейцарские власти после тщательной проверки не подтвердили эту информацию, отец девочки не опознал ни дочь, ни ее мать, ни предполагаемых похитителей на фотографиях паспортов. Российские власти и посольство Франции в Москве также опровергли информацию о "российском следе". Несмотря на официальные опровержения как российской, так и французской стороны, некоторые российские СМИ /в частности РИА-Новости и Интерфакс" – прим. корр/, настойчиво сообщали, что девочка находится на территории России, ссылаясь при этом на некие "осведомленные, но анонимные источники" в МВД РФ, которые были уверены в этом на "90 проц.". Французские СМИ либо опускали эту ссылку, либо "прятали" ее в конец сообщений и "вероломство" российских властей проступало во всей красе.

Тем не менее, само сообщение о возможном отъезде Элизы в Москву необычайно взволновало ее французского отца Жана- Мишеля Андре, который в беседе с французскими журналистами объяснил причины своей тревоги за судьбу дочери. "Элиза имеет двойное гражданство, – сказал он журналистам. – Однако между Россией и Францией нет юридической конвенции, в соответствии с которой она считалась бы россиянкой. В отношении меня в России выдан ордер на задержание, поскольку я тайно вывез дочь с территории России. И если я поеду сейчас в Россию, это будет самоубийством с моей стороны. Тем более, вы видели что со мной сделали во время похищения".

Жан-Мишель Андре продемонстрировал журналистам синяки и кровоподтеки на своем лице, но не рассказал об обстоятельствах "тайного" вывоза им своей дочери из России. Он впал в истерику и заявил, что теперь ему придется "выручать свою дочь из России под вымышленным именем или поехать туда с фальшивыми документами". Андре постоянно демонстрировал свои синяки и постоянно подчеркивал, что он "обязательно поедет спасать Элизу, поскольку это его дочь", а матери, то есть Беленькой, угрожал "15-ю годами тюрьмы по французским законам".

Однако признание Жана-Мишеля Андре о фактическом похищении Элизы и ее незаконном вывозе из Москвы несколько изменило отношение к нему как со стороны французских СМИ, так и правоохранительных органов. Ведь изначально они считали, что имеют дело с насильственным похищением ребенка и избиением ни в чем не повинного человека. Случаи похищений и увоза детей родителями от смешанных браков – явление во Франции довольно распространенное, и полиция, как правило, никогда не объявляет в таких случаях план "похищение-перехват" в национальном масштабе, а тем более в масштабе Интерпола, а старается прежде всего добиться полюбовного решения проблемы между родителями.

Андре, вероятно, почувствовал некоторую смену настроения и занял более миролюбивую позицию. В интервью французским телеканалам он заявил о готовности отказаться от уголовного преследования своей бывшей супруги, если ему будет возвращена его дочь. "Необходимо, чтобы моя бывшая супруга сдалась властям, – заявил он. – После этого я готов остановить юридическое преследование. Я хочу, чтобы наше взаимное согласие в данном случае было воспринято властями со всей серьезностью, так как я отзову свой иск в случае добровольной явки моей жены. Для меня не имеют значения нанесенные мне побои – главное, чтобы мне вернули Элизу".

Следуя логике Андре, похищенного им из Москвы российского ребенка /французское гражданство Элиза получила по приезде во Францию – прим. корр./ следует возвращать не в Москву, где он родился и где проживает его мать- россиянка, а во Францию, поскольку здесь проживает его отец- француз. По завершении продолжительной и скандальной процедуры развода Ирина Беленькая вернулась вместе с Элизой в Россию в 2007 году. После этого разведенные родители на протяжении двух лет оспаривают друг у друга права на ребенка. Осенью прошлого года отцу девочки "удалось тайно вывезти" дочь из России, то есть похитить, если употреблять французскую терминологию. Во Франции он добился в январе этого года в судебном порядке права на попечение о ребенке и выдачи международного ордера на задержание Ирины Беленькой по обвинению ее в похищении дочери.

Во всей этой истории решение французского суда выглядит по меньшей мере странным. Французский отец незаконно вывозит ребенка российской матери, родившегося в России, имеющего российское гражданство и живущего вместе с российской матерью в России, а похитителем суд объявляют при этом мать, а не отца. Ведь со своей стороны Ирина Беленькая подтвердила право на попечение о родившейся в России своей дочери через российский суд раньше отца – Жана- Мишеля Андре. Она возбудила против своего бывшего мужа в России иск по обвинению в похищении ребенка, также задолго до инцидента в Арле. В том, что это было действительно похищение, признался сам Жан-Мишель Андре, оправдав свои действия "юридической путаницей" о праве на ребенка в отношениях между Россией и Францией.

Рамки сотрудничества между Россией и Францией в вопросе похищения детей в случае распада смешанных браков действительно очень ограничены. На это прямо указал минюст Франции. Дело Элизы имеет два аспекта в общепринятом понимании этого события: гуманитарный, то есть человеческий или эмоциональный, и юридический, который предполагает соответствие законам той или иной страны. Как показали дискуссии в прессе и по телевидению в России и во Франции, их российские участники говорят прежде всего о справедливости, то есть о том, что у дееспособной матери нельзя отнимать ребенка, а французские – делают упор на соблюдение законности, то есть о том, что все должно решаться на основании закона, естественно, французского.

Если оставить в стороне гуманитарный аспект, то и юридический аспект имеет в свою очередь две стороны – гражданскую и уголовную ответственность, отмечают французские эксперты. В том, что касается его "гражданской" стороны, то Россия в отличие от Франции не подписала Гаагскую конвенцию от 1980 года, согласно которой похищенный ребенок должен быть возвращен в страну проживания, в данном случае во Францию. Однако по законам России по отношению к родителям не употребляют термина "похищение", а вопрос о праве на ребенка в случае спора родителей рассматривают по суду.

Французские эксперты почему-то забывают, что рожденная и проживающая в России девочка была похищена французским отцом и незаконно вывезена во Францию. Если следовать нормам Гаагской конвенции, к которой апеллируют французские эксперты, то французские власти должны были вернуть похищенного из России ребенка, имеющего российское гражданство, в Москву, родной матери, на место рождения и проживания, и наказать при этом отца – Жана-Мишеля Андре.

Но все произошло с точностью до наоборот. При рассмотрении подобных дел французский суд почти никогда не встает на сторону россиянок, которые имеют детей от смешанных браков. Если ребенка не отдадут французскому отцу, то передадут в интернат или приемную семью на воспитание, но почти никогда не отдают русской матери. Соблазняемые перспективой выйти замуж за француза российские женщины, к сожалению, никогда не задумываются о правах, которые будут иметь, а скорее не иметь, в качестве такой жены. Особенно это касается прав на детей в случае развода. Один из известных примеров – российская актриса Наталья Захарова. Местный суд лишил ее не только права видеться со своей дочерью Машей, имеющей российское гражданство и крещенную в православие, но отправил девочку на воспитание в чужую семью при живой и дееспособной матери. Не помогло даже вмешательство высоких российских инстанций.

В отсутствие двустороннего французско-российского договора в этой области в случае "конфликтного развода" мы рассматриваем "каждый случай в отдельности", пояснил журналистам официальный представитель французского минюста Гийом Дидье. В данном конкретном случае с Элизой французский минюст и МИД ведут в настоящее время переговоры с российскими коллегами, чтобы "урегулировать ситуацию в интересах ребенка", заверил он.

В отсутствие такого соглашения служба международных посредников в минюсте Франции пытается найти пути решения проблем путем консенсуса. В последние годы через французский минюст проходит в среднем около 50 подобных дел, касающихся смешанных браков, и в 20 случаях удается урегулировать проблему путем взаимного согласия сторон и закрепить договоренность документально, сообщил Дидье.

На этот же аспект обратил внимание советник посольства РФ Андрей Клейменов в интервью газете "Паризьен". Он считает, что подобные споры надо стараться решить "полюбовным соглашением" между супругами, поскольку решения юридических инстанций различных стран могут быть противоречащими друг другу.

В том, что касается уголовно наказуемой стороны данной проблемы, а в случае с Элизой похищение было осуществлено "с применением силы", то здесь дела обстоят несколько иначе. По данным из французских юридических источников, существуют конвенции по юридическому сотрудничеству сторон, то есть Франции и России, при рассмотрении "уголовного аспекта" таких дел.

Однако в этих же французских источниках отмечают, что Россия в любом случае не экстрадирует, то есть не выдает своих граждан. Поэтому ни Элиза, ни ее мать Ирина Беленькая не будут арестованы, как того требует французская сторона в отношении матери, ни, тем более, экстрадированы во Францию, если их обнаружат на территории России.

"Компетентные органы Франции циркуляром от 23 марта 2009 года объявили в розыск по каналам Интерпола с целью ареста гражданки России Беленькой Ирины Юрьевны, матери 3-х летней Элизы Андре, похищенной несколько дней назад во Франции, – говорилось 24 марта в официальном сообщении российского Национального бюро Интерпола. – Ирина Беленькая обвиняется в похищении ребёнка и в случае ее ареста за пределами Российской Федерации ей может грозить наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет. Поскольку Ирина Беленькая является гражданкой Российской Федерации, ее арест на территории России по запросу французской стороны не может быть осуществлен".

Независимо от того, чем завершатся поиски девочки, этот случай должен стать прецедентом для разрешения, наконец, спора между Россией и Францией в вопросе о праве на детей в случае распада смешанных браков. От нерешенности этой проблемы страдают прежде всего дети. Случай с дочерью Захаровой Машей – не единственный пример "уважения" во Франции прав рожденных россиянками детей, за соблюдение которых так ратуют Европейский суд по правам человека и Совет Европы но только не во Франции, а в России.

Франция, где демографическая проблема после Второй мировой войны в одно время стояла весьма остро, уделяет проблеме рождаемости особое внимание. Пособия по рождению ребенка и его воспитанию в первые годы жизни здесь одни из самых высоких в Европе, ясли и детские сады могут работать непосредственно по месту работы матери, женщины, имеющие трех и более детей, имеет средства на их воспитание и могут не думать о пенсии и т.д. Страна бережно относится к судьбе каждого рожденного ребенка. Поэтому вопрос о том, чтобы иностранная мать могла забрать рожденного во Франции ребенка без согласия отца-француза и вывезти его в другую страну может быть решен положительно только в исключительных случаях.

Ни одно из русских, а тем более французских СМИ не сделало акцент на том, что "бедная Лиза" родилась в Москве, а следовательно была привезена матерью во Францию как "российская гражданка". Если ей здесь дали французское гражданство по отцу, то это отнюдь не означает, что она лишилась права возвратиться к себе домой, на родину, в Москву, с матерью или без нее.

Подобные ситуации будут более понятны при перемене мест "слагаемых". Представим ситуацию, когда русский отец похищает из рук пожилой няни в Париже ребенка, свою малолетнюю дочь, родившуюся во Франции от француженки, и увозит ее тайно, в нарушение законов, как это сделал наш герой Жан-Мишель Андре, в Москву. Это еще можно вообразить, а вот о возможной реакции во Франции на такое "похищение" лучше даже не думать.

О российских женщинах идет слава в Европе, и во Франции не в последнюю очередь. Их ценят за жизненную стойкость, природную красоту и покладистый нрав – сочетание для женщин стран Западной Европы немыслимое. Не случайно у многих французских знаменитостей из мира искусства были русские жены, а один из героев Джека Лондона имел такое представление о счастье: "...Иметь повара-китайца, русскую жену и жить на Таити".

Что касается российских женщин в детородном возрасте, желающих выйти замуж за французов, то им даже были предоставлены консульские льготы на въезд, а эта тема обсуждалась на уровне Национального собрании Франции. Во французском консульстве в Москве лет 10 назад даже появилось специальное окно для оформления виз девушкам, выезжающим по приглашению о замужестве. В большинстве случаев их судьба, коль об этом не пишут газеты, складывается удачно. Однако при распаде таких российско- французских браков судьба детей становится непредсказуемой. Права российских матерей четко не оговорены, а российская юстиция не имеет юридической основы для защиты прав таких детей, хотя большинство из них – граждане России, пусть и малолетние.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Семья   (77)