В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

С чего начинается толерантность

Общественная палата (ОП) приступила к разработке комплексной программы по привитию национальной и религиозной терпимости, которая будет обязательной частью обучения в школах и составляющей пребывания детей в дошкольных учреждениях.

Впервые в истории ОП общественники надеются, что государство, несмотря на кризис, сможет найти средства на финансирование такой программы. Если предложение будет поддержано властями, распоряжаться бюджетом программы наряду с Минобрнауки сможет и Общественная палата.

Решение о выработке программы было принято в минувшую пятницу в рамках специального заседания комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести. Заседание было приурочено к Международному дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Таким образом в ОП откликнулись на призывы президента России Дмитрия Медведева, обращенные ко всем ветвям власти и к общественным деятелям, о необходимости усилить борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии.

Эту же тему противодействия ксенофобии поднимали 11 марта в Туле и участники совместного заседания президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

По словам старшего советника по правам человека при системе ООН в России Дирка Хебеккера, из доклада Минюста, представленного ООН в феврале, понятно, что националистические настроения и шовинизм являются одной из главных проблем российского общества. «Доклад ООН в рамках универсального периодического обзора (УПО) официально еще не вышел, есть только англоязычный черновик. В нем много пунктов посвящено ксенофобии и расовой нетерпимости, в том числе в России», – рассказал корреспонденту «Газеты» Хебеккер. УПО будет составлен по итогам доклада Минюста и альтернативного доклада неправительственных организаций и представит собой рекомендации по каждой проблеме в сфере прав человека. Серьезную угрозу национализма официально признал также Национальный антитеррористический комитет (НАК). 11 марта этот межведомственный орган во главе с директором ФСБ Александром Бортниковым распространил справку, в которой указал, что террористические формирования на Северном Кавказе и неонацистские группировки представляют главную угрозу безопасности страны.

Общественники отметили, что власти много делают для недопущения расовой дискриминации. «Нет каких-либо законов, ущемляющих права, – сказал председатель комиссии ОП Николай Сванидзе. – Наконец стали возбуждать уголовные дела по преступлениям, совершенным именно на национальной почве (статья 282 УК). Но опросы общественного мнения показывают рост ксенофобии в обществе. Значит, должна быть специальная система просвещения людей».

По мнению членов ОП, многие из проводимых правозащитниками мероприятий неэффективны из-за отсутствия систематичности и регулярности. Сванидзе считает, что в борьбе с шовинизмом Россия может опираться на опыт США, – страны, где еще в 1968 году был убит Мартин Лютер Кинг, а уже в 2008-м президентом стал чернокожий.

«Немного занудная, навязываемая политкорректность оправдала себя. Нам тоже надо разработать систему, приучающую к толерантности с детского сада, чтобы дети, например, в черноземной полосе привыкали к тому, что так называемые выходцы с Кавказа рядом – это нормально. Я подчеркиваю актуальность таких мер во время кризиса, когда ситуация становится взрывоопасной», – заявил Сванидзе.

"Западает в душу то, что идет от семьи"

Как пояснила член ОП, президент фонда «Холокост» Алла Гербер, основной этап разработки программы начнется с 22 апреля после специального форума, на который ОП собирается пригласить около 150 экспертов. Программа будет включать в себя «воспитательные моменты на уроне детского сада, школы, а также пропаганды в виде шоу и фильмов на федеральных каналах». В ОП надеются на поддержку Минобрнауки и Госдумы, чтобы программа толерантности стала обязательной во всех дошкольных и учебных заведениях, поскольку соответствует рекомендациям ООН.

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган считает, что программами, даже самыми совершенными, в такой стране, как Россия большого эффекта не добиться. Он опасается, что идея внушения всем гражданам толерантности по образцам западных стран непродуктивна.

«Западает в душу то, что идет от сердца, от семьи. Нужно сделать интересным изучение истории и религии, – сказал раввин корреспонденту "Газеты". – Тогда наши дети будут с интересом узнавать, как живет не похожий на них человек. Западный опыт навязчивого внушения всеобщей терпимости нас не сделает терпимыми, он сделает нас серой массой. У нас уже был опыт всеобщей обязательной промывки мозгов. Не стоит снова применять тот же метод во имя терпимости. Посмотрите, с какой опаской западные люди высказывают свои мысли, идеи, как они боятся говорить о вере».

Во имя умягчения нравов

Религиозные деятели, представляющие другие традиционные конфессии, к идее госпрограммы по воспитанию толерантности отнеслись с еще большим скепсисом. «То, что называется толерантностью и политкорректностью, является не умением улыбаться чужому, а оформившейся на Западе идеологией, которая породила особую судебную практику и сломала не одну сотню судеб западных журналистов, писателей и мыслителей», – считает православный публицист, дьякон Андрей Кураев.

Речь идет, по его словам, о навязывании строгой системы взглядов однополярного мира, о «зубастой, самоуверенной тоталитарной цензуре». «Такая толерантность приводит к запрещениям классических памятников культуры, к выхолащиванию памяти, истории. Эти идеи разделяют те политические силы в России, которые были у власти в 90-е годы. А говорят о толерантности те же самые люди, те же «грантоеды», которые и в 90-е годы ставили России в пример Запад и США», – уверен дьякон Андрей.

Кураев считает, что пропаганда толерантности никак не связана с умягчением нравов. Он полагает, что рост ксенофобии и всплеск неонацизма в стране – это просто плод работы группы политтехнологов.

«Чтобы в стране решить эту проблему, достаточно устроить встречу таких политтехнологов и "грантоедов" по толерантности. Пусть они друг друга нейтрализуют в рукопашной», – шутит Кураев.

С недоверием к запуску новой программы отнесся и Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России. Он считает, что обществу нужны не программы по толерантности для взрослых, не тем более внедрение в детские умы непонятного термина, не благостные призывы по телевидению, а элементарное и последовательное применение закона.

«Если в стране запрещена проповедь превосходства одной нации над другой, то не стоит, наверное, из года в год разрешать марши под лозунгами «Россия – для русских!». Также не стоит думским партиям проводить митинги против мигрантов, в которые с легкостью записывают граждан нашей страны – и дагестанцев, и чеченцев, и украинцев. Не стоит раздавать чиновникам устные указания препятствовать приезжим гражданам нашей страны в получении регистрации или медицинской помощи. Да и люди, которые публично рассуждали о бандитах той или иной национальности, не смогут стать выразителями толерантности», – считает муфтий.

Аширов тоже считает, что проповедь толерантности на практике все чаще оборачивается массовыми запретами книг. По его сведениям, уже десятки людей получили тюремные сроки за то, что у них найдены подобные книги, напоминает муфтий, поскольку чиновники заносят их в списки якобы экстремистской литературы.

Раввин Коган видит более широкую опасность в стремительном нравственном отупении общества: «Мы равнодушно проходим мимо таджикских и узбекских дворников. Нам все равно, что их ждет. Нам все равно, что они никогда не поступят в институт. Мы равнодушны, когда мальчик собирает копеечки и шмыгает в метро без билета, потому что так и не набрал денег. А ведь это губит нас – каждого и всех вместе. Это все нас отравляет. Чем же здесь может помочь программа внушения толерантности? Она только притупит и без того зачерствелую душу. Вот здесь я вижу особую роль верующих людей и журналистов. Искать ключ к каждой душе, а не внушать толерантность по расписанию».

Как вы объясняете своим детям необходимость быть толерантными?

НАФИГУЛЛА АШИРОВ, сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман азиатской части России
Как религиозный деятель я аргументирую это религиозными фактами и установками. В исламской концепции все это очень четко прописано: общность людей – это общность единокровных братьев и сестер. Коран говорит о том, что все люди произошли от Адама и Евы: «Истинно мы создали вас мужчинами и женщинами от одного отца и одной матери, разделили вас на разные народы и разные племена для того, чтобы вы познавали друг друга... Для того, чтобы вы сотрудничали в добре и благочестии». Я объясняю своим детям, что Всевышний создал людей разными для того, чтобы они могли взаимообогащаться и чтобы этот мир был красочным и разнообразным. Ведь лес, состоящий только из одних берез, не так привлекателен, как тот, который состоит из многих видов деревьев. Я объясняю своим детям, что пророк Мухаммед говорил, что все люди восходят к Адаму, а Адам создан из глины, из земли. Так что первоисточник у каждого человека один, и наша кровь настолько смешана, что говорить о каком-то расовом, национальном, языковом и культурном превосходстве абсолютно беспочвенно. Так что мои дети никогда не выйдут на улицу с лозунгом, допустим, «Татарстан – для татар».

ЕЛЕНА КОНДУЛАЙНЕН, заслуженная артистка России
Я им ничего не объясняю, потому что они выросли в том обществе, где уже устоялась терпимость. В советское время мы часто не сталкивались, например, с чернокожими или гастарбайтерами. А сейчас молодежь их видит постоянно. Я в юные годы ощутила на себе нетерпимость окружающих, а мои дети ничего этого не видят. Один мой сын учился в английской школе, другой – в испанской, так что они абсолютно привыкли ко всем национальностям, народностям и расам. Мои дети приучены к толерантности, и это очень хорошо. Если ты не толерантен, это похоже на то, как будто ты ходишь с пистолетом, который когда-нибудь да выстрелит. Так что лучше не носить его с собой.

ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (фракция "Единая Россия")
Это не надо объяснять, это надо демонстрировать. Ведь все люди от рождения равны и у всех одинаковые возможности. Неважно, какого человек цвета, национальности и вероисповедания. У меня в семье такие вопросы как-то даже и не возникают. Да и вообще все надо объяснять личным примером, а не рассказывать какие-то сказки о толерантности. У меня очень много друзей, которые принадлежат к разным национальностям и разным культурам, но мы постоянно общаемся и получаем от этого только удовольствие. Честно говоря, я даже не знаю, что объяснять. Вот родился человек, а это значит, что бог или Аллах сделал его именно таким. Но мы все одинаковые, и у всех одинаковые возможности, правда, каждый человек использует эти возможности по-разному. А вот когда не хватает аргументов, то очень часто нечистоплотные политики начинают использовать экстремизм, что является противоположностью толерантности.

НАТАЛЬЯ НАРОЧНИЦКАЯ, президент Фонда исторической перспективы
Меня учили не этому, а тому, чтобы быть нетерпимой ко злу, несправедливости и лжи. А еще ко всему тому, что противоречит нашей культуре. Меня учили отстаивать свою правоту, и я не могу понять, что такое толерантность. А если человек примиряется с любыми воззрениями, это и есть так называемая теплохладность, о которой говорится в Апокалипсисе. То есть человек не горяч и не холоден, и это равнодушие – последняя стадия перед царством зверя.

СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНЕНКО, писатель
Я им это не объясняю, потому что считаю, что толерантность в современных формах – это некий перегиб. В том, что сегодня считают толерантностью, нет ничего хорошего, потому что под ней понимают полнейшее приятие этических и моральных тенденций общества. По-моему, это нехорошо, ведь у людей должны быть свои убеждения и свое мнение: что такое хорошо и что такое плохо. А относиться ко всему с пониманием и говорить, что все имеет право на существование, по-моему, абсолютно неправильно. Всегда надо отделять хорошее от плохого. Например, если вспомнить так и не разрешенный марш сексуальных меньшинств в Москве, так это просто не дали возможность нескольким людям сделать себе политический капитал и пошуметь. Я не считаю, что наше общество должно без разбору принимать все, что существует в мире. Например, что нужно устраивать на площадях заклание жертвенных животных, что нужно маршировать сексуальным меньшинствам и так далее. В первую очередь должно быть уважение к чувствам большинства населения. Если большинство народа у нас не хочет, чтобы по улицам ходили трансвеститы, то трансвеститам следует уважить мнение большинства. Вот и будет демократия, а не толерантность, потому что демократия – это мнение большинства. А толерантность – это от лукавого.

ЛИЛИЯ БИРЮКОВА, НАДЕЖДА КЕВОРКОВА
Источник: "Газета"


 Тематики 
  1. Гражданское общество   (114)