В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Православие в России – это субкультура?

Поводом для разговора стала публикация в "Независимой газете", озаглавленная "Куда исчезают верующие во время поста?". Её автор, обозреватель газеты Станислав Минин высказал мнение, что вопреки устоявшимся представлениям православных верующих в России вполне можно приравнять к субкультуре, наравне с эмо, готами и рокерами. О том, можно ли согласиться с автором публикации или необходимо придерживаться иной точки зрения, мы беседуем с гостями в студии – советником председателя Совета Федерации, кандидатом философских наук Александром Владимировичем Щипковым и автором публикации, обозревателем "Независимой газеты" Станиславом Мининым.

По словам Станислава Минина, в газете он освещает разные темы, но в том числе и вопросы взаимоотношений религии и общества. Его позиция в статье была основана на исследовании Центра Юрия Левады, проведённого в первую неделю Великого поста, согласно которому "частично готовы соблюдать пост" – 17 процентов россиян, "полностью соблюдать пост" готовы лишь 3 процента, "поститься в последнюю неделю Великого поста" – лишь 4 процента. И в ней Станислав Минин высказал собственное мнение по поводу того, о чём свидетельствуют эти цифры. А они свидетельствуют, по его мнению, о том, что православное большинство, о котором так часто говорят, это миф, конструкция, которая используется политически, риторически и т.д. На его взгляд, о православии в России можно говорить как о субкультуре, но не приравнивать его к эмо, готам, рокерам и т.п. Как считает автор, современное российское общество представляет собой некий набор субкультур. Субкультура – это нечто, что существует по отношению к определённому мейнстриму, которого, на взгляд Ст. Минина, вообще нет в российском обществе.

Российский культурный мейнстрим – это некое состязание, взаимодействие, взаимопересечение различных субкультур, в том числе и православной субкультуры. Как считает автор статьи, православным очень важно понять своё место в российском обществе и, исходя из этого, действовать.

– Однако в материале статьи приводятся данные ещё одного опроса, опроса ВЦИОМа, согласно которому 73 процента россиян причисляют себя к православной вере.

Как пояснил Ст. Минин, 73 процента россиян называют себя православными. По его мнению, к опросам, в которых люди самоидентифицируются или говорят о том, что собираются сделать, может быть самое разное отношение. Автор статьи больше доверяет опросам, в которых речь идёт о конкретных практиках. Например, человек собирается нечто сделать или собирается соблюдать пост или нет. Что он подразумевает, когда говорит, что он "православный", никто не знает. Может за этим стоит просто вера в Бога. Можно допустить, что большинство россиян верит в Бога. Можно также допустить, что многие россияне, задумываясь о том, как они верят в Бога, считают, что, наверное, они православные. И отвечают, что они православные. Что под этим подразумевается?

Ст. Минин считает, что православие, как и любая культура, предполагает некий особый язык, некий набор практик и некий набор мотивов, по которым эти практики совершаются.

Советник председателя Совета Федерации, кандидат философских наук Александр Владимирович Щипков– Какова точка зрения на всё это Александра Владимировича Щипкова?

По словам советника председателя Совета Федерации, когда автор говорит о том, что православие в России – это некая субкультура, он видит в этом некую эпатажную попытку поставить православных на место. Причём это далеко не первая попытка указать православным их очень маленькое место в обществе. Потому что существование огромной религиозной культуры и существование огромного типа определённой религиозности одних пугает, а у других вызывает раздражение.

Что касается процентов, как подчеркнул А. Щипков, он уже устал на эту тему рассуждать. Дело в том, что социологическими опросами измерить религиозность невозможно. Но нечто эти опросы могут показать. На основе чего можно делать какие-то выводы. Однако религиозность – субстанция своеобразная. Она такова, что опросами, социологическими замерами измерить её невозможно. Например, когда говорят, что вот это глубоко верующая женщина, то сразу возникает вопрос, а каким прибором измерялась её религиозность.

А. Щипков всегда исходит из того, что если человек говорит, что он мусульманин, значит, он – мусульманин, и он отвечает за свои слова. Если человек говорит, что он православный, он – православный. И так на этот вопрос реально отвечают 70-80 процентов опрашиваемых в России.

Что касается 3-4 процентов, то это только та часть от 70-80 процентов, которая "наиболее горяча" в религиозном смысле. Градус религиозности у каждого человека разный, и у каждого человека во время его жизни и даже в течение дня этот градус религиозности может меняться, тем более, если брать в целом по стране. И всегда в любой религиозной общине (от маленькой до очень большой) около 4-5 процентов составляют "горячие" верующие. А далее степень "горячности" уменьшается. И только такой взгляд возможен. Поэтому те люди, которые говорят, что они православные, они – православные. И с этой точки зрения, просто смешно говорить, что православие в России – это субкультура. Субкультура – это как секта, как часть, от чего-то отделённая, это подкультура какой-то очень большой культуры.

Здесь, уверен А. Щипков, гораздо интереснее говорить о качестве религиозности, а не доказывать, что православных в России всего 4 процента и указывать им на их место.


"Аудиозапись беседы со Ст. Мининым и А. Щипковым
в программе "Особое мнение" (2009/03/11 14:32)"



Источник: "Радио России"

 Тематики 
  1. Русский мир   (167)
  2. Духовность и общество   (257)