В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

"Все флаги будут в гости к нам. На Московском Пасхальном фестивале прошел хоровой гала-концерт"

Как справедливо говорят завсегдатаи этого мероприятия, хоровой гала Пасхального фестиваля – это отдельная песня. Точнее, отдельный сюжет в многоликой фестивальной афише: лучшие хоры из тех, которые всю Светлую седмицу выступают в московских храмах, собираются в один вечер на одной сцене и поют кто во что горазд. Законов и ограничений у этого жанра никаких: сейчас, в данный момент, могут петь Чайковского или Кастальского, через две минуты – фольклорную украинскую песню, затем заводят хоровод, а потом, как правило, приходят джигиты – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как когда-то все смешалось в доме Облонских, так в минувший вторник все смешалось на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, где семь хоров – из России, Украины, Болгарии, Эстонии, Северной Осетии, Сербии и Грузии – продемонстрировали все лучшее, на что способны.

В данном списке особенно экзотично выглядят эстонцы – до последнего времени в круг приглашенных входили только представители православных держав. Однако визит Камерного хора Эстонской филармонии, одного из важнейших фигурантов прибалтийской хоровой традиции (на которую русские хормейстеры всегда оглядывались с некоторой завистью), не только правильный жест Московской патриархии, дозволившей хору выступать в храме Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, но и весьма значительное художественное событие. Открыв гала-концерт изысканной подборкой из народной музыки и псалмов Арво Пярта, хор под руководством английского дирижера Пола Хиллера продемонстрировал филигранную немецкую выучку вкупе с тембрально насыщенными голосами в русском духе.

Подчеркнутый академизм Эстонской филармонии не казался ни выспренним, ни утомительным – именно так и должен петь коллектив "классического профиля". Поэтому когда после прибалтов на сцену высыпали осетинские девушки в золотой парче (камерный хор "Арион" под руководством Ольги Джанаевой), у публики от неожиданности немного зарябило в глазах. Старательные, немного робкие отроковицы были особенно хороши в национальном осетинском эпосе, который удивительным образом отличается от всего того, что принято связывать с южной хоровой традицией – странные, изломанные гармонии, терпкое языческое звучание голосов.

Два последующих коллектива также сыграли на контрасте – Камерный хор Московской консерватории, ведомый маститым Борисом Тевлиным, чистотой голосов и вокальной выправкой вновь подтвердил свою высокую профессиональную планку, а очаровательный хор Софийских мальчиков, вроде бы ансамбль тоже академического направления, показался весьма экзотическим явлением. Ранее на Пасхальном фестивале царили болгарские женщины с их гортанными, зычными голосами и костюмами всех цветов радуги; мальчики и юноши из Софии, некоторые в умилительных шортах, поют в очень похожей манере и не моргнув глазом одерживают верх над сложными хитросплетениями гармоний и ритмов, задаваемых хормейстером Адрианой Благоевой.

Если первое отделение получилось немного затянутым, то второе пролетело на одном дыхании. Камерный хор "Кредо" из Киева, где и хормейстер Богдан Плиш, и хористы еще не вышли окончательно из студенческого возраста, удивил балансом голосов и отменными соло. Появившийся после рукоплесканий украинцам сербский коллектив "Мелоди" сначала вызвал усмешку – трудно назвать хором группу из шести человек, но с первым аккордом у всех присутствующих, и в зале, и за кулисами, буквально перехватило дыхание от той красоты, которую создают Дивна Любоевич и ее певцы. Балансируя на тонкой грани академической манеры и этники, "Мелоди" создает удивительные звуковые картины, причем для их негромких, легких голосов одинаково подходят и опусы ХХ века, и валаамский распев.

"Отче наш" Чеснокова, исполненный на бис, стал безусловной вершиной вечера, исполненный столь тонко и на таком сокровенном piano, что грузинских молодцев из ансамбля "Мдзлевари", нетерпеливо перетаптывавшихся в кулисах в ожидании своего выхода, захотелось попросить задержаться еще на пару минут. Впрочем, отважные горцы, возрастом от пяти до двадцати пяти, как оказалось, тоже умеют слушать тишину и петь вполголоса – наряду со всеми традиционными танцевальными песнями, ассоциирующимися с мощными грузинскими застольями, прозвучали несколько бесподобно красивых хоралов, в которых дирижер Каха Онашвили виртуозно менял звуковую динамику.

Публика разошлась довольная донельзя, не подозревая, что устроенный организаторами фестиваля фуршет станет третьим отделением концерта, где все будут продолжать петь и веселиться до поздней ночи. Законы жанра, как известно, это позволяют.


Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
Источник: "Время Новостей" 8 мая 2008 г.


 Тематики 
  1. Культура   (274)