В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

"Хатние иконы. Скульптуры и иконы из коллекции Виктора Ющенко привезли в Москву"

В Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка "На алтаре времени: скульптура и народная икона XIX века" из коллекции президента Украины Виктора Ющенко. Экспозиция небольшая – всего около 80 произведений пластики и иконописи, происходящих в основном с Западной Украины. Она расположилась в холле и на балконе второго этажа музейного корпуса.

Это своего рода высокое посольство соседней державы, пришедшее частным порядком по пути культуры. И потому никому не показалось странным, что прямо на пресс-конференции глава Роскультуры Михаил Швыдкой и министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун подписали договор о взаимном сотрудничестве. О том, что выставка имеет культурно-дипломатический характер, рассказал сам Вовкун, отметив, что президентскую коллекцию показывали не только в разных городах Украины, а в скором времени она будет демонстрироваться и в США.

В коллекции Виктора Ющенко собрано множество различных крестьянских механизмов: замков, засовов, сельхозприспособлений и т.п., большие фото которых вывешены сейчас в музее. Хотя, по словам министра культуры Украины, с неизменным пиететом он относится и к традиционному народному изобразительному искусству. И при случае всегда посещает распродажи и развалы.

У большей части собранных им произведений западноукраинское происхождение. А это Карпаты и Закарпатье, Галичина, отчасти Волынь, то есть места, где традиционно изготавливались деревянная скульптура и своеобычные иконы на стекле (в основном это Гуцульщина) и где они сохранились несмотря на все коллизии XX века.

Разумеется, украинская резная деревянная скульптура возникла не без влияния ближайшего католического окружения, то есть Польши и Словакии. Перенимая приемы этого высокого мастерства, украинские резчики по-своему их адаптировали, создавая в позднебарочной традиции образы крестьянских святых, крепышей с короткими пропорциями, по-народному раскрашенных в яркие цвета. И хотя по истечении времени трудно, а порой и невозможно определить не только авторство, но и регион, происхождение некоторых скульптур примерно ясно. Если парные "примитивные" Петр и Павел или святой Николай, похожий на лубочного царя-батюшку, скорее всего, когда-то украшали деревенскую часовенку, то консоль с головкой ангела и листом аканфа явно была частью роскошного храмового иконостаса.

В целом же украинская сакральная скульптура вполне вписывается в понятие "провинциальная", что ни в коей мере не уничижает ее, а, наоборот, подчеркивает своеобразие. Ценят же знатоки подобную деревянную пластику романской Каталонии или византийской Малой Азии. Происхождение украинской иконы, пожалуй, еще сложнее. Можно сказать, что у нее множество векторов, поскольку тут влияние не только католичества, но и униатской церкви (первая уния была подписана в 1596 году), а также православной традиции (плюс к этому и румынской православной церкви). Возникшая в Гуцульщине на перепутье этих различных тенденций, икона на стекле считается феноменом украинского искусства. Что справедливо, но не совсем. Дело в том, что Hinterglasmalerei (так немцы называли живопись на стекле) издавна бытовала в Германии, Австрии, Чехии и Венгрии. К концу XVIII века она стала популярной и в Словакии, Румынии и Польше, а уже в первой половине XIX века эта техника пришла в украинские Карпаты, которые стали одним из центров ее распространения. "Малюванием" таких икон в крестьянских семьях занимались как подсобным занятием, пользуясь в качестве исходного материала кустарно изготовленным стеклом, а в качестве образцов брали лубочные бумажные картинки, которые и подкладывали под стекло. Поскольку исходниками служили лишь гравированные народные картинки, то о строгом соблюдении православных канонов говорить не приходится.

Нередко евангельские истории и жития святых пересказывались со своеобразным крестьянским говорком, достаточно вольным и цветистым. К святым, архангелам и отцам церкви – Николе, Варваре, Юре Змееборцу, Григорию Богослову – богомазы относились почти как к односельчанам. Не случайно иконы на стекле делались не для церкви: они были "хатними", то есть домашними. Их вешали не в красном углу, как в России, а по стенам напротив стола – как портреты родных. С вольничанием стеклянных богомазов пытались бороться в соседней Трансильвании, где в конце XIX века их произведения просто запретили. До высоких Карпат местные ревнители канона так и не добрались. Благодаря чему в 1939 году во Львове состоялась первая выставка гуцульского и галицкого народного примитива. Возможно, некоторые из ныне экспонирующихся в Москве икон были на той исторической выставке.


Михаил БОДЕ
Источник: "Газета" 7 мая 2008 г.


 Тематики 
  1. Культура   (274)