В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Религиозный смысл русской революции

Н. К. Симаков о статье С. Аскольдова в сборнике «Из глубины». К 100-летию написания:

"Именно во время революций обманчивый мираж личной автономии в деле общественного устроения для всех и каждого гораздо сильнее и соблазнительнее, чем когда-либо. Этот соблазн своеволия с заразительной быстротой и силой распространяется в революционных мятежах на миллионы душ, до того не помышлявших ни о каких своих правах или во всяком случае не сознававших их в. себе в качестве реальной силы. Что сказать об этом моменте с религиозной точки зрения? Очевидно, что в нем именно мы имеем наиболее явное и резкое нарушение того высшего религиозного принципа жизни, который составляет основу религиозной жизни как индивидуальной, так и общественной, т. е. ее органическое единство. Революция есть по преимуществу власть множественности над государственным единством, в какой бы форме оно ни выражалось. В ней именно расплавляются те спайки, которые соединяли множественность элементов в стойкие формы государственности, и расплавляются не под влиянием каких-либо внешних формирующих сил, как это бывает в войнах, а именно под напором внутренних молекулярных сил общественного целого".

Надо отметить, что сборник «Из глубины» был составлен в 1918 году. Его уже не могли выпустить, потому что начался красный террор, со всеми его последствиями. Он был вывезен Н.Бердяевым за границу, когда их изгнали из России и напечатан уже в 1967 году, за границей, в ИМКА – Пресс. Он довольно долго пробыл под спудом. Авторы этого сборника – выдающиеся русские религиозные мыслители. Перечислю их. Прежде всего – С.Аскольдов – «Религиозный смысл русской революции». Затем Николай Александрович Бердяев – «В духе русской революции». Сергей Николаевич Булгаков – «На пиру богов. Современная идеология». Вячеслав Иванов, русский поэт – «Наш язык». Изгоев – «Социализм, культура и большевизм». Котляревский – «Оздоровление». Муравьев – «Лев племени». Новгородцев – «О путях и задачах русской интеллигенции». Покровский – «Заклятие Перуну». Струве – «Исторический смысл русской революции и национальные задачи». Франк, его статья так и называется: «Из глубины». Это цитата из 129-го псалма: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи». Из глубины души – имеется в виду у царя Давида. В данном случае – «из глубины паденья». Это вопль к Богу. Из глубины души – и в то же время из глубины паденья страны. Катастрофа, которая произошла. На эту тему и был создан сборник.

Он не только констатирует революцию, но и объясняет причины, истоки, к чему она привела. И наконец: как возродить и спасти страну.

Характерно, что это обращение к Богу, причем в той традиции, которая идет от Ветхого к Новому Завету. Надо отметить, что многие авторы уже печатали до этого статьи в сборнике «Вехи». Но сборник «Вехи» был предупреждением, к чему могут привести религиозные идеи русской интеллигенции. В нем участвовал: Бердяев – «Философская истина и интеллигентская правда», Булгаков – «Героизм и подвижничество», Струве – «Интеллигенция и революция», Франк – «Этика нигилизма» и другие.

Этот сборник был большим событием, но, к сожалению, русская интеллигенция не прислушалась к нему. «Вехи» – это попытка изменить ценности русской интеллигенции. Прежде всего – предотвратить разрушение государственности в стране. Ну, это был глас вопиющего в пустыне. Ее в большей степени ругали. И вот теперь произошла эта самая революция, о которой предупреждал сборник «Вехи».

Итак, Сергей Алексеевич Аскольдов написал статью – «Религиозный смысл русской революции». Но кто он такой? Аскольдов – это псевдоним. Его подлинная фамилия Алексеев. Он русский религиозный мыслитель, профессор Санкт – Петербургского университета, родился в 1871 году, учился в Университете в Петербурге. Был участником религиозно – философских собраний 1901 – 1903 года. А в 1907 году стал основателем Санкт – Петербургского религиозно – философского общества. В 1919 году он был профессором кафедры философии Санкт – Петербургского университета. И, кстати, одним из его учеников был будущий академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. В своих воспоминаниях Лихачев описывает Аскольдова как своего учителя. В 1927 году Аскольдов вместе с Андриевским основывают уже тайное философско- религиозное общество «Братство преподобного Серафима Саровского». Явное создать было уже невозможно. Были страшные преследования. Но это общество ставило перед собой целью, прежде всего, сохранение веры. Христианскую проповедь. Просвещение. Сохранение культуры и веры в среде русской интеллигенции. Т.е., вместо революционных идей – православная традиция.

Конечно, в Обществе весьма почитался преподобный Серафим Саровский. Отмечалось обретение его мощей, его преставление. В Обществе духовно – аскетическая жизнь не только всячески приветствовалась, но и соответствовала его Уставу. К сожалению, оно просуществовало всего один год, в 1928 году все его члены были арестованы. Это был уже период исповедничества русской интеллигенции, Христа и Церкви. И Серафим Саровский, всероссийский Пасхальный старец, был для них примером Святой Руси. Возвращением к идеалам Святой Руси.

Возвращения, конечно, не случилось, но они стремились, прежде всего, к этому. Итак, в 1928 г. все были арестованы, Аскольдов отправлен в ссылку, в Рыбинск, затем на север, в Коми-Зырянскую область, а в 1933 году его отправляют в Новгород. В годы Великой Отечественной войны он был интернирован в Германию и проживал в Потсдаме.

Аскольдов скончался в мае 1945 года. Его должны были арестовать, во время ареста у него сердце не выдержало, и он скончался. Аскольдов участвовал в сборнике «Проблемы идеализма» еще до сборника «Из глубины». В своей статье «Религиозный смысл русской революции» Аскольдов раскрывает три вида зла революции, которые связаны, как он считает, с особым строением русской души. Русская душа, душа русского народа, пишет Аскольдов, трехсоставна. В ней есть три уровня: есть святое, есть чисто человеческое и есть звериное. Святая Русь всегда была духовным идеалом нашего народа, к которому он всегда стремился и воплощал его – например, преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, и т.д. Однако этот идеал был постепенно вытеснен в петербургский период на периферию духовной жизни. Место его стала занимать Империя и светская культура. И европейские идеи, например, идеи либерализма, революции, материализма, атеизма и социализма. А Русская Церковь в то время оказалась в Синодальном плену и потеряла роль воспитателя совести народа. Со времен Петра I Русская Церковь в этой роли оказалась совершенно бездейственна. Аскольдов видит в этом главную причину постепенного расцерковления. Он пишет: «Раболепствующая перед светской властью, покрывающая своим благословением все ее пороки, и, во всяком случае, ей не прекословящая, это ориентация всей высшей иерархии Православной церкви с Синодом во главе в период XVIII – XIX вв.

Кстати, церковные иерархи не поддержали Государя Николая II, а почему? Потому, что они устали от этого Синодального плена, с одной стороны. С другой – плохо представляли себе последствия падения монархии.

Там еще вот в чем была сложность. Николай II, как известно, передал власть брату Михаилу. А брат, великий князь Михаил Александрович, просил русский народ – а, следовательно, и Церковь – подчиниться власти Временного правительства. До созыва Учредительного собрания. Так что это была монаршая воля. И поэтому выступать против его воли – значило выступать против воли монарха. Сама династия передавала власть и просила подчиниться. Вот в чем дело.

А у Церкви не было Патриарха. Если бы был Патриарх – он мог бы выступить, потому что Церковь была бы свободной. А тут она была лишь частью государственного аппарата. В этом сложность, в этом трагедия. Все неоднозначно.

Надо иметь в виду, – пишет Аскольдов, – что это не могло не привести к религиозному кризису и расцерковлению русского общества. Вспомним сервилизм Синодального периода. Последней каплей этого религиозного кризиса он считает появление лжестарца Григория Распутина. Вот Аскольдов пишет: «Персональным проявлением этого процесса было влияние, граничащее с некоторым владычеством над Русской Церковью известного «старца» Распутина. Григорий Распутин – пишет он далее, – это первый и крупнейший деятель русской революции. Именно он был главным фактором глубочайшего падения видимой Русской Церкви».

Вторым видимым злом революции стала интеллигенция. Если первое зло как бы оторвало народ от Церкви и Церковь от народа, то второе – интеллигенция либеральная, гуманистическая – она сама была оторвана, как от Церкви, так и от народа. Так вот, Аскольдов пишет, что самым типичным выразителем узости гуманистического начала был второй герой русской революции – Керенский. В этой центральной фигуре начала русской революции выразилась вся идейная скудость и духовная беспомощность того слоя общества, который был носителем, типичным выразителем либеральных, гуманистических, социалистических идей. Действительно, первое время он заговаривал людям зубы своими яркими речами. Но такими речами невозможно было спасти страну от надвигающейся катастрофы, как на фронте, так и внутри страны.

Третьим видом зла революции стал захват власти большевиками. Установление ими так называемой диктатуры пролетариата достаточно кровавым красным террором. Развязывание ими классовой ненависти, классовой борьбы в стране, и, наконец, гражданской войны. «Революция, совершившаяся по принципу классовой вражды – пишет Аскольдов, – будила лишь одни инстинкты ненависти, захвата и мести. В ней восстал во весь рост не просто зверь, а именно злой зверь, живущий в народной душе». Таким образом, он описывает три составные части русской души.

Большевистская революция – пишет далее Аскольдов, – является бунтом против Бога. Она богоборческая, антихристианская, антигуманистическая, если так говорить.

Третьим героем этой революции является Ленин. Третье зло этой революции – это злоба природного зверя, натравленного на святое и на человеческое во имя будущего царства Зверя апокалиптического.

Теперь подводя итоги, каково религиозное значение революции? Не только отрицательное, есть и отрицательное значение. Величайшее религиозное значение, кроме обличения трех зол в жизни русского общества – что тоже является важным – значение русской революции в тех бедствиях, тех ужасах, которые она несет с собою. Одних они, эти ужасы приводит к религии после многих лет отпадения, других научает религиозному подвигу.

Россия уже насчитывает немало мучеников за Христа и Церковь, принявших мученическую смерть от ярости неверия, от мести за какие-то грехи прошлого. Новомученики – очистительная жертва. Исповедничество – религиозный путь русской Церкви и народа.

Религиозный смысл революции еще и в том – пишет Аскольдов, – чтобы получить святые навыки борьбы с будущим царством антихриста. Аскольдов видит религиозный смысл революции в России как арену борьбы Христа и антихриста за душу и в душе русского народа. К сожалению, русское образованное и церковное общество не услышало и проигнорировало русского религиозного проповедника и пророка в лице Владимира Соловьева, его гениальную работу «Три разговора» и «Краткую повесть об антихристе». В ней он писал о приближающейся апокалиптической эпохе борьбы Христа и антихриста в душах людей, и в России, и в Европе, и во всем мире. Аскольдов называет Владимира Соловьева даже учителем Церкви и нашего народа. Но мы прошли мимо него. Не Владимир Соловьев стал пророком будущего, у которого следовало учиться, а совсем иные люди. Лжестарцы, например, он говорит о Распутине и о других тоже. И человек, рожденный быть духовным вождем своего народа, – пишет он, – привлекал внимание немногих лишь в качестве остроумного собеседника, интересного журнального публициста и таинственного чудака. И вот, не приняв истинного пророка, Церковь в силу роковой связи совершенных ошибок, приняла вместо него ложного Распутина.

Вот такова, примерно, суть первой статьи сборника «Религиозный смысл русской революции».


Николай Кузьмич Симаков
Источник: "Радонеж "


 Тематики 
  1. Христианские мыслители   (30)