В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Захоронение Ленина – это вопрос времени, а не намерения

В информационном пространстве вопрос о захоронении В.И.Ульянова (Ленина) сегодня связан как с догматическими и историческими спорами, так и с политическими. Образ этого политического деятеля отсылает к важнейшим событиям истории России первой четверти XX века, а в год столетия революционного 1917 года привлекает повышенное внимание общества. Сегодня как образ, так и само незахороненное тело Ленина стали заложниками политических споров в российском обществе.

Что касается непосредственно захоронения В.И.Ульянова (Ленина), то с христианской точки зрения тут не может быть никакого двойного прочтения. Русская Православная Церковь всегда однозначно выступала и выступает за его захоронение. Это вопрос прежде всего канонический. В своей недавней статье, опубликованной "Интерфаксом", я уже говорил, что "мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями".

В соответствии с нашими православными нормами тело умершего человека должно быть предано земле, его пребывание в культурно-историческом центре столицы представляет собой неестественную ситуацию. Для христиан мумификация как форма погребения тела покойного недопустима. Иными словами, захоронение В.И.Ульянова (Ленина) является неизбежным шагом. Это вопрос времени, а не намерения. И это принципиальный момент. Дело лишь в том, когда и как это лучше сделать, как выбрать время захоронения.

Наблюдая существующее разделение по ряду социальных и мировоззренческих вопросов, Церковь в первую очередь думает о том, чтобы сохранить и укрепить единство в обществе. Ленин является определенным символом для граждан, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом. И хотя далеко не все разделяют такие взгляды, мы обязаны бережно отнестись к мнению этой части общества, помня о христианском смирении и терпимости. Церковь несет ответственность и за этих людей, большинство из них – тоже православные люди и являются частью Церкви. Нельзя судить о степени принадлежности людей к Церкви по их политическим убеждениям, какими бы они ни были. Главное – сохранить единство в вере и Христе согласно принципу "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы". Здесь речь идет не о политике, а о христианском единомыслии – о любви к ближнему, которая объединяет народ поверх политического плюрализма.

Деструктивные силы используют любой повод для того, чтобы вызвать гражданский раскол, столкнуть одну часть общества с другой, создать "революционную ситуацию". Революция – всегда зло и трагедия, потому что она взрывает национальную традицию и проливает кровь. Мы стоим перед общими вызовами, на которые должны отвечать сообща. Поэтому предметно обсуждать вопрос захоронения лучше в условиях, когда спадёт искусственное заострение этой дискуссии.

А это значит, что мы должны тщательно обдумать ситуацию и выбрать правильное время и правильный контекст для предания земле тела В.И.Ульянова (Ленина), совершить его тогда, когда это не принесет урона социально-политической стабильности и единству нашего народа. Церковь как неотъемлемая часть общества в лице клира и мирян участвует в обсуждении этой проблемы, но напоминает, что оно должно проходить не в политическом контексте, а исключительно в религиозно-историческом. Дабы не множить конфликты, а служить радости примирения.


Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Источник: "Интерфакс "


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)