В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Пропаганда ИГИЛ достигла вершин по качеству и эффективности

В среду представитель Генпрокуратуры РФ Юрий Хохлов заявил, что ИГИЛ использует в своей пропаганде принципы, заимствованные из «поп-культуры». Это действительно так, но одной «поп-культурой» ИГИЛ не ограничится: за его контентом чувствуется рука профессионалов мирового уровня. Газета ВЗГЛЯД проанализировала особенности, принципы и каналы пропаганды исламистов.

По мнению Хохлова, «поп-культура» помогает вербовщикам активнее завлекать в свои ряды представителей молодого поколения. Тут важно подчеркнуть: о кинематографичности и игровых элементах в пропаганде исламистов говорили с самого начала их активной медийной кампании. Причем, помимо элементов поп-культуры, технологи ИГ успешно используют и другие методики, и пропагандистская машина государства-левиафана набирает свои обороты с каждым днем.

Для того чтобы грамотно бороться с угрозой, ее следует осознать, принять и проанализировать и лишь потом вырабатывать пути защиты и уничтожения заразы. ИГ это касается в первую очередь. Газета ВЗГЛЯД представляет вниманию читателей систематизированный анализ принципов, каналов и продуктов пропаганды «Исламского государства» на данный момент. Так, говоря о принципах пропаганды, необходимо выделить следующие:

Страх, жестокость и брутальность

Взрывы, казни, стрельба в воздух и расстрелы – излюбленные сюжеты пропагандистских сюжетов ИГ. Казни заложников и «послания близким» – это не только элемент запугивания, это еще и элемент романтизации. С одной стороны, демонстрация крайней жестокости призвана вызвать священный страх у врагов исламистов, это расчет на то, что при следующем штурме они в панике побросают оружие, завидев черно-белый флаг.

Но в насаждении этого образа есть и другой смысл. Образ бородатого солдата удачи, бросившего все и отправившегося на другой край земли ради борьбы за свою веру, – один из самых успешных образов, позаимствованный еще у «Аль-Каиды» и развитый в ИГ до максимума. Именно за ним, за образом силы и беспощадности бессознательно следуют наиболее слабые психологически объекты пропаганды. Жестокий лидер не всегда негативен в умах его последователей. «Убивать врагов без страха и пощады» – вот сокровенное желание молодых людей, с радостью направляющихся в Сирию. А пик этой методики – образ ребенка, отрезающего голову врагу – заставляет молодых исламистов думать в русле «если даже ребенок способен на это, а я сижу дома, то какой же я воин?». Логика при этом, как правило, не работает. Первый принцип пропаганды ИГ направлен не на нее, а на животное начало в человеке.

Кинематографичность и интерактивность

В России последователи ИГ в свое время были особенно активны «ВКонтакте». На сегодняшний день сообщества, открыто связанные с исламистами, не существуют дольше пары недель, что вынуждает радикалов уходить глубже и коммуницировать напрямую – в мессенджерах.

Мессенджеры

Telegram и WhatsApp на сегодняшний день – стартовый набор для домашнего террориста. Все основные новости и обсуждения происходят именно там. Оперативность распространения информации при этом значительно выше, чем в социальных сетях. Пока российские СМИ и пропагандисты осваивают Telegram – новостной канал «Исламского государства» достиг отметки в 14 000 подписчиков, а свежие новости тиражируются со скоростью, которой позавидуют топовые сообщества «ВКонтакте».

СМИ

Среди средств массовой информации логично было бы привести следующие категории изданий, волей или неволей способствующих распространению пропаганды ИГ: а) противники ИГ; б) скрыто финансируемые; в) собственные; г) симпатизирующие журналисты; д) выступающие против действий России в Сирии.

Как ни странно, именно СМИ, выступающие против действий ИГ, послужили основной опорой для его же становления в качестве всемирно известного явления. Дилемма в данной ситуации довольно трудная. С одной стороны, СМИ не могут молчать о действиях исламистов. С другой, вся пропаганда ИГ построена таким образом, что любое упоминание о нем так или иначе способствует росту числа сторонников. Отдельно стоит отметить и западные СМИ, в последнее время активно критикующие действия России в Сирии. Заставляя читателей разбираться в разнице между «умеренными» и «неумеренными» террористами, пресса тем самым сама вводит в заблуждение свою же аудиторию, которая в итоге не может понять, какой же радикал плохой, а какой хороший (притом что сама постановка такого вопроса достаточно безумна).

Сайты

Как правило, это сайты-однодневки, так называемые стэндэлоуны и площадки для написания заметок, которые используются пропагандистами ИГ для кратковременного создания информационной волны. Большие и массивные порталы практически ушли в прошлое из-за слишком короткого срока существования и быстрого попадания в черные списки.

Файлообменники

Медиаспециалисты ИГ зачастую намеренно маскируют имена файлов, которые загружаются на файлообменные сервисы с целью не попасть под удаление со стороны владельцев оных. Достаточно долго живущие в дебрях обменников видео, лекции и обращения при этом активно тиражируются в мессенджерах и социальных сетях, доходя до все большего круга сторонников «Исламского государства».

И, наконец, виды контента. Основные из тех, которые пропагандисты ИГ используют в своей работе, были так или иначе затронуты выше, а полный и детальный их список можно было бы продолжать почти до бесконечности. Наиболее часто используемый контент в порядке приоритетности для пропагандистов Абу Бакра выглядит примерно следующим образом:

Видео, фотоотчеты, лекции, заявления лидеров, онлайн-трансляции, информация о сборах (террористический краудфандинг), нашиды.

Ознакомившись с этим достаточно поверхностным анализом пропаганды «Исламского государства», важно поставить вопрос – что со всем этим делать? Ответы просты: изучать и учиться противостоять. А на вопрос о том, как именно это сделать, должны отвечать уже специалисты более узкого профиля. Но есть ли они в России в достаточном количестве?


Александр Топалов
Источник: "Взгляд"


 Тематики 
  1. Религия как инструмент политики   (163)
  2. Религия и государство   (560)
  3. Радикальный исламизм   (241)