В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Ни слова о Франциске ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Прошедшая в Варшаве конференция «Будущее христианства в Европе: роль церквей и народов Польши и России», организованная Католическим информационным агентством (KAI) под патронатом президента Бронислава Коморовского (Bronisław Komorowski), показала, что несмотря на охлаждение отношений, диалог возможен. Это лишь начало пути, первым шагом на котором стало Совместное послание народам России и Польши, подписанное Патриархом Кириллом и митрополитом Юзефом Михаликом (Józef Michalik).

В 2016 году на Всемирный день молодежи в Кракове приедет папа Франциск. Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы там присутствовал также глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. Конференция стала этапом подготовки к этому беспрецедентному мероприятию: ведь еще ни один папа Римский за всю историю не встречался с православным патриархом. Визит Кирилла в Краков мог бы стать прелюдией к визиту Франциска в Россию. Если бы это произошло, папа сделал бы то, что не удалось Иоанну Павлу II.

Польский понтифик не поехал в Москву, поскольку православная церковь обвиняла Католическую в прозелитизме. Камнем преткновения были также украинские греко-католики, вышедшие в конце 80-х из подполья. Конфликт удалось разрешить лишь спустя полтора десятка лет. Иоанн Павел II поддерживал греко-католиков и в 2001 году посетил Украину, а патриарх Алексий II в качестве «ответного шага» ездил тогда в Белоруссию. Сейчас такая ситуация была бы невообразима.

Папа Франциск принял Владимира Путина. Россия и Ватикан занимают сходную позицию по вопросу «защиты традиционных христианских ценностей», заявил российский президент. Обсуждался также вопрос преследования христиан в Сирии.

Показательно, что перед этим богослужение на главном престоле базилики Святого Петра возглавил глава украинской греко-католической церкви Святослав, хотя это место закреплено за папой. Он призвал Ватикан дать греко-католикам патриархат, чему традиционно противилась православная церковь. В богослужении принял участие папа Франциск (в юности его наставником был священник, который стал греко-католическим епископом, а сейчас – кандидатом на причисление к лику святых). Такое событие еще недавно было бы воспринято в Москве как провокация, а российский президент отменил бы аудиенцию у папы.

Теперь проблема прозелитизма и греко-католиков, кажется, разрешилась.

Потепление отношений между католической и православной церквями – это личная заслуга архиепископа Михалика и митрополита Саввы (предстоятеля Польской православной церкви), который инициировал этот диалог. Однако в процессе сближения не все идет гладко, поскольку, как отметил профессор Адам Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld), произошла смоленская катастрофа. Поводом для проблем послужили «предвзятый отчет МАК» и «невозвращенные обломки самолета».

Кроме того, Россия пытается заново интегрировать постсоветское пространство, а Польша стоит во главе противоположного фронта. Поэтому в отношениях российского государства и православной церкви установилась «симфония» (в теологическом смысле), а патриарх Кирилл продвигает идею «русского мира» – цивилизационной и культурной самобытности восточных славян.

Если судить по прошедшей в Варшаве конференции, тема сближения польской и российской церквей отошла на второй план. О необходимости вернуть Польше обломки самолета напомнил на ней архиепископ Станислав Будзик (Stanisław Budzik).

Митрополит Иларион, второе лицо в РПЦ, говорил о том, что наши церкви и народы должны защищать «религиозную идентичность Европы», а в ЕС усилились тенденции «дискриминации христиан и их ценностей». Евросоюз – это аборты, эвтаназия и гомосексуальные браки. По его словам, скоро «нам скажут, что наши святыни, крест, иконы и Священное писание и даже само существование христианства оскорбляют представителей других религий или атеистов, и поэтому их нужно ликвидировать». «Физическое устранение христиан происходит в Египте, Ливии, Сирии и «нельзя позволить, чтобы такая же судьба ждала их в Европе», – заключил митрополит.

Архиепископ Михалик высказался в сходном духе, он говорил, что в Европе подвергаются пересмотру понятия добра и зла, и «в этом находит себе опору гендерная идеология», а законодательство ЕС «способствует моральному нигилизму». Диалог с современным миром возможен, однако «принцип аргументации следует изменить: нужно говорить, что нечто правильно и хорошо не потому что так говорит Евангелие и церковь. Нужно сказать: церковь и Евангелие так говорят, потому что это верно, хорошо и справедливо, а я попробую объяснить, почему».

В своем выступлении архиепископ Михалик ссылался на мысли папы Бенедикта XVI и ни разу не обращался к высказываниям Франциска. Это неслучайно, ведь нынешний папа сказал: «Смирение – это гарантия присутствия бога. Если человек проявляет самоуверенность, если он знает ответы на все вопросы – бога с ним нет». Папа Франциск говорит о диалоге с современным миром не так, как делают это представители польского епископата.

Митрополит Иларион полагает, что с польской традиционной католической церковью вести диалог легче, чем с другими европейскими церквями. Но это лишь видимость. Не только из-за «смоленской религии», которая заменила многим польским иерархам христианскую веру. Совместный крестовый поход против «безбожной гомосексуальной Европы» так легко положения не изменит.

Высказывания архиепископа Михалика, идущие вразрез с учением Франциска, демонстрируют, что перед объединением сил с православной церковью польским иерархам придется решить, выражает ли нынешний понтифик их позиции.


Мирослав Чех (Mirosław Czech)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Ani słowa o Franciszku "


 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)