В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Паранормальные явления и наука

Термин «паранормальный» вызывает ощущение чего-то сомнительного, предосудительного и шарлатанского. Паранормальный означает «лежащий за пределами традиционного и объяснимого в наукой человеческого опыта». В общем ничего ненормального и предосудительного в этом нет. Более того, речь идет о естественных первичных опытных и научных фиксациях. Однако все, что человек фиксирует в своем опыте как достоверное, постепенно становится «нормальным» предметом исследований, эксперимента, дискуссий и объяснений путем построения соответствующих моделей и теорий.

Феномен «чуда» в религии и науке

Любая из традиционных религий имеет свидетельства о «чудесах». Постоянная апелляция к «чудесному» содержится и в «Ветхом» и в «Новом» завете. «Чудо» представляет собой зафиксированный факт, вступающий в противоречие с существующими представлениями об объяснимом. Это всегда вызов по отношению к установившейся системе знаний. Попытки категориального раскрытия понятия чуда предпринимались еще со времен переписки Г. Лейбница с ньютонианцем С. Кларком. В.П. Лега определяет «чудо» как «явление, противоречащее законам природы». Нужно только добавить, что законы природы здесь — это только уже познанные и обозначенные самим человеком законы, а вовсе не все бесконечное множество действительных законов существования мироздания. То, что является чудом в рамках одной объяснительной системы, для другой уже чудом не будет. То, что еще в Средние века воспринималось как чудо, сегодня прочно вошло в повседневное существование человека. Известно, какой психологический шок вызывает столкновение представителей традиционных сообществ с современной техносферой. Для них едва ли не каждая бытовая подробность нашего мира — чудо. Но и для современного человека сохраняет актуальность феномен «чудесного». Собственно терминология паранормального и подразумевает, только другими словами, феномен чуда. Некоторые явления необъяснимы и аномальны по отношению к актуальной научной парадигме и актуальному уровню научных знаний. Но необъяснимость сегодня не означает необъяснимости в будущем.

Просветительская составная часть науки, не находя должного объяснения идеи «паранормальных явлений», пошла по пути их отрицания и игнорирования.

Например, соответствующие факты, противоречащие ньютоновской механистической картине мира, либо замалчивались, либо объявлялись шарлатанством. Идеология, а соответственно, наука и образование в СССР выстраивались, как известно, на платформе так называемого диалектического материализма. Центральное место в советском диамате отводилось ленинскому «Материализму и эмпириокритицизму», закрывавшему перспективы серьезной разработки паранормальных феноменов. Отсюда — традиционное в СССР цензурирование информации о любых явлениях, которые могли бы быть описаны с нематериалистических позиций. Впрочем, это характерно не только для СССР. Спустя десятилетия ведомства Великобритании, например, рассекречивают факты о неопознанных летающих объектах, что также свидетельствует о засекречивании информации о паранормальном. Но бреши в подобном сокрытии все же периодически возникают. Как правило, зоной допуска становилась научно-популярная литература и научная фантастика. С 1978 по 1990 г. реализовывалась специальная закрытая государственная программа изучения «НЛО», представленная работой двух групп, в Академии наук и в Министерстве обороны. Основанием к началу проекта послужило так называемое «петрозаводское явление» — наблюдение жителями Петрозаводска в течение 10–12 минут неопознанного светящегося объекта. О загадочном явлении сообщила в специальной заметке газета «Известия». Специальное письмо в правительство направил президент Академии наук СССР А.П. Александров.
За время реализации программы поступило около 3 тысяч сообщений о наблюдении за неопознанными летающими объектами. Из них подтверждение о достоверности было получено в отношении трехсот. Программа ничего не объяснила, но, что принципиально важно, подтвердила реальность самой проблемы.

Реинкарнация

Несколько последних столетий человечество существенно продвинулось в изучении и преобразовании внешней по отношению к себе материальной реальности. Этого нельзя в той же мере сказать об изучении внутреннего мира человека, его психических возможностей. В определенных отношениях даже произошли какие-то утраты. О существовавших прежде потенциалах «жреческого знания» можно получить представления на основе традиций «восточной медицины». Представление о реинкарнации связывается, главным образом, с индийской религиозной традицией. Однако анализ эзотерических направлений других традиционных религий позволяет говорить о его относительной универсальности. Концепт реинкарнации обнаруживается в определенных течениях христианского гностицизма и в каббалистике. Суть явления реинкарнации заключается в отделимости души от человека, в ее субъектности и передвижении. Тело при этом становится не более чем носителем души. Главное поэтому в этом явлении само понятие души.

Наиболее резонансной в Новое время стало обращение к феномену глоссолалии пятидесятников. Само наименование «пятидесятничество» связано с 50-м днем после распятия, когда на апостолов снизошел Дух Святой, и они получили дар «говорения». Согласно свидетельствам пятидесятников, способности к глоссолалии открылись в 1901 г. сразу у нескольких учеников проповедника Чарльза Пархема (г. Топика, штат Канзас). Стремительное распространение его в мире не в последнюю очередь определялось демонстрацией «чуда» глоссолалии. Но феномен не ограничивался исключительно пятидесятнической общиной. Особую популярность они приобрели в рамках афро-американского синкретического христианства. Постановление Совета христианских церквей 1944 г., осуждавшего глоссолалию как отступление от веры, несколько снизило ажиотаж. Однако осуждающий акт не отменил реальности явления. Скептики говорят о подлоге. За ангельский язык выдается некий бессвязный и бессмысленный поток речи. Такого рода примеров действительно в избытке. Но есть и примеры реального овладения адептами «чудесным образом» иностранными языками. Данное явление следовало бы, по меньшей мере, объяснить. Но как академическая наука, так и догматическая религия предпочитают позицию игнорирования. Для науки — указанных фактов «нет» ввиду несоблюдения требований чистоты эксперимента. Религия же видит в современной глоссолалии «бесовство», так как «дар языка» передавался Богом будто бы только апостолам.

Лозоходство

Удивительная инертность официальной науки раскрывается в отношении к феномену лозоходства. Научно достоверных оснований для утверждения о реальности лозоходства, как можно прочитать во многих претендующих на академичность изданиях, якобы не существует. Многовековой практический опыт поиска воды или полезных ископаемых как научно достоверный опыт не признается. А между тем вода с помощью лозы, «рамок» и «маятника» обнаруживается с точностью до сантиметров. О гуманных потенциалах лозоходства свидетельствует широкая практика его применения при горноспасательных работах. Аналогичным образом используются навыки операторов-лозоходцев при ликвидации последствий землетрясений. Явно «светлая» миссия противоречит позиции ряда религиозных ортодоксов, говорящих о «бесовских» истоках лозоходческой практики. Новой объяснительной моделью, снимающей, казалось бы, указанные противоречия, стала идея биолокации. Именно она была взята за основу объяснения феномена в советском естествознании. Понятие «биолокация» было введено в широкий оборот в СССР начиная с 1979 г. Но и эта «гипотеза» неудовлетворительна по отношению к накопленным эмпирическим данным. Так, операторы посредством рамок получают ответы, реконструирующие события прошлого. Ставятся эксперименты применения лозоходческого метода для прогнозирования будущего. С биолокацией это не может быть связано. Остается единственная непротиворечивая в отношении накопленного опыта лозоходства версия. Информация предоставляется лозоходцу извне через пока не очень понятные соответствующие «чувствительные» приборы. Но это практически уже не что иное, как основной концепт религии.

Ясновидение

Ограниченность существующей научной теории обнаруживается в отношении феномена ясновидения. Если лозоходство еще каким-то образом объясняется (идея биолокации), то факты ясновидения категорически отвергаются как невероятные. Еще бы, само признание возможности человека получать информацию, преодолевая не только пространство, но даже время, низвергает всю существующую научную картину мира. Но как быть с многочисленными подтверждениями точности сообщаемой ясновидцами информации? На помощь приходят обвинения в шарлатанстве. Суть обвинений заключается в наличии у ясновидцев «естественных» каналов получения информации либо в получении необходимых сведений по методу «цыганского гадания», т. е. из разговора с самим же клиентом. Шарлатанов на почве парапсихологии действительно всегда было много. Их численность, как правило, возрастает в ситуации кризисов общественного жизнеустройства. Существуют сегодня и экспериментальные подтверждения феномена ясновидения. Так, в Дюкском университете (США) предполагаемые ясновидцы проверялись на предмет возможности видения будущего при помощи генератора случайных чисел. Доля точных ответов была таковой, что не позволяла говорить о случайности результата. Ясновидение — достаточно широкий набор явлений. Под ясновидением понимают различные типы паранормальных способностей:

– получение информации в качестве ответа на мысленно поставленные вопросы о текущих событиях или определенных объектах;
– получение информации о местонахождении и состоянии человека/объекта по его фотографиям или связанным с ним предметам;
– получение информации, недоступной для непосредственного зрительного восприятия, включая видение внутренних органов живых существ;
– диагностирование состояния живых существ через восприятие их жизненной энергии; получение информации о событиях прошлого;
– получение информации о событиях будущего.

Объединяющий признак всех этих явлений заключается в получении человеком информации извне — откуда-то или от кого-то. Очевидно, что это классический предмет науки, но остающийся пока вне активного научного анализа.

Телекинез

Признание реальности феномена телекинеза вступает в противоречие с традиционным представлением науки о нематериальности мысли. Если человек посредством мысли способен оказывать воздействие на физические объекты, то границы материальности должны быть расширены. Это приблизило бы в научной картине мира признание допустимости религиозного взгляда на происхождение мира как материализацию Божественной мысли. О прикладном значении изучения телекинеза свидетельствует, в частности, специальный заказ на его изучение (прежде всего в аспекте телепортации) ВВС США (2003 г.). Полученные в проведенном под руководством физика Э. Дэвиса исследовании выводы заключаются в признании принципиальной возможности телепортационной, а соответственно, и телекинезной практики. Указывается, что в перспективе развития науки и технологий уместна постановка вопроса о телепортации крупных объектов и даже людей. Новый уровень в изучении феномена телекинеза был достигнут с началом проведения целенаправленных проверочных экспериментов. Первыми в этой серии стали эксперименты Дж. Б. Райна из Дьюковского университета.
Гипотеза о телекинезе проверялась по возможности воздействия через мысль на игральные кости. Всего было произведено более 650 тыс. выбрасываний костей. Суммарный статистический результат указывал, что телекинез возможен. Дело заключается не только в скептицизме ученого сообщества. Признание реальности телепатии ведет на следующем логическом шаге к необходимости фундаментальной ревизии научной картины мира. И напротив, для религии, признающей существование нетелесного высшего разума, наличие телепатических связей системно необходимо.

Любая традиционная религия утверждает о существовании медиумов. Между Богом и людьми должны быть посредники.
Это посредничество выступает как дар. Отсюда телепатия может иметь как вертикальную направленность — от Бога или других сокрытых сущностей (ангелов, святых, умерших) к людям, так и горизонтальную — от человека транслятора к человеку реципиенту. Выдающийся советский физик Лев Ландау отзывался о телепатии как о «чистейшем обмане трудящихся». Ее популярность на Западе объяснялась им целенаправленным мошенничеством со стороны буржуазии. Понятно, что диалога во имя нахождения истины при такой позиции быть не могло.

Благодатный огонь

Одно из главных являемых ежегодно чудес христианства — это нисхождение «благодатного огня» в Великую Субботу в иерусалимском храме Воскресения Христова. Первые свидетельства о нем относятся к IX в. В русской отеческой традиции первое описание чуда нисхождения благодатного огня было дано в Житие игумена Даниила. Если признавать как наиболее раннее из дошедших до современников свидетельство о чуде латинского паломника Бернарда Монаха, то получается, что оно являлось людям уже не менее 1 146 раз. Будь это подлог, он был бы уже давно разоблачен. Тем более что заинтересованыхв в таком разоблачении имелось предостаточно. Чудо «благодатного огня», совершаемое в конце православной пасхи, объективно укрепляет позиции именно православия.

Ни у иудеев, ни у мусульман, ни у римо-католиков культа иерусалимского благодатного огня не существует.

Мошенничество в факте предпасхального нисхождения благодатного огня исключено самой строгостью подготовительной процедуры, направленной на предотвращение возможности подлога. Среди этих процедурных мер – предварительная проверка часовни, печать на дверях в Кувуклию, наличие стражи и уполномоченных представителей от инославных вер, тщательный досмотр патриарха. Все эти правила были установлены турецкими властями. Эти установления были направлены на изобличение христианского чуда. Ежегодно мусульманами устраивался в этих целях обыск Кувуклии. Ничто не мешало мусульманским турецким властям за четырехсотлетний период господства в Палестине разоблачить христиан и тем самым лишить их важного аргумента в пользу своей веры. Но этого не произошло. Вероятно потому, что явление подлинное. Еще одно, сопровождающее явление иерусалимского огня, чудесное обстоятельство — необжигающее пламя. В первый момент и некоторое время благодатный огонь не обжигает. Многие паломники «умываются» нежгущим пламенем. Прецедент «благодатного огня» не единственное существующее в современности религиозное чудо.
Так, у католиков, не признающих чудесности нисхождения благодатного огня в Иерусалиме, есть собственное чудо — троекратное в год разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле крови священномученика Януария, покровителя Неаполя. Особое место в религиозной системе занимают мироточащие иконы, статуи и мощи святых. Мироточащими являются мощи св. Николая Угодника, хранящиеся в итальянском г. Бари. В России наиболее известные иконы, источающие миро, — Казанская, Смоленская, Владимирская, Тихвинская, Иверская Божия Матерь, «Утоли моя Печали», «Взыскания погибших», «Всех Скорбящих Радости». Мироточение, как правило, широко фиксировалось как знамение катастрофы.

Такой феномен был зафиксирован 2 марта 1917 г. в день отречения Николая II от престола. Именно в этот день была обретена мироточащая икона Державной Божьей Матери в Коломенском. Множество прецедентов мироточения зафиксировано в ареале русской православной церкви начиная с 1991 г. В этом смысле мироточение есть как бы предупреждение, сигнал свыше. Как еще более грозный знак и предостережение расценивалось кровотечение икон и статуй святых. Кровоточила в преддверии великих кровавых потрясений икона Спасителя в Иерусалимском храме Воскресения Господня. Исторически предпринимались многочисленные попытки разоблачения чуда мироточения. Петр I снимал мироточащие иконы со стен храмов, ожидая найти трубки, по которым поступает мира. Петровское неверие в чудо отражали строчки характерного для первого российского императора указа: «Если впредь где иконы заплачут маслом, зады у монахов заплачут кровью».
Аналогичными разысканиями приспособлений для «поповского мошенничества» двести лет спустя были заняты активисты Союза воинствующих безбожников. Трубок обнаружено не было. Тогда объяснять мироточение в рамках атеистической платформы стали, главным образом, особенностью материала, из которого изготовлялась соответствующая реликвия. Но объяснение оказывалось несостоятельным при фиксации многочисленных фактов, когда мироточили различные репродукции чудодейственных икон, фотографии, книжные воспроизведения. Особым историческим подтверждением связанности мироточения с неизученной реальностью является удивительная взаимосвязь с прецедентами социальных катастроф.

Чудо мироточащих реликвий распределяется в истории не равномерно, а концентрируется у точек великих трагедий, таких как войны, революции, погромы.

Это можно было бы объяснить думами народа на происходящие катаклизмы, состоянием потерянности и соответствующими приспособлениями, но о них уже сказано. Но важно, что мироточение в значительной части случаев проявлялось до наступления соответствующего события. Реакцией общественного сознания оно, таким образом, быть никак не могло, а представляло собой «знамение» будущего. В 1999 г. при отделе катехизации и образования Московской патриархии начала свою работу специальная комиссия по анализу с позиций науки чудес православной церкви. Было проанализировано более 400 различного рода чудесных явлений, включая такие, как мироточение, обновление икон, отражение лика святого на стекле и т. п. В комиссию, наряду с теологами, вошли представители светских наук — естественных и гуманитарных.
О выводе, сделанном комиссией в отношении чуда «мироточения», ее председатель П.А. Флоренский, внук знаменитого философа, пояснил следующее: «Масло образуется из ничего. Такое в жизни встречается только в случае ядерного превращения, так при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. Теоретически энергия может обратно превращаться в вещество. Если это так, то процесс мироточения можно сравнить с работой атомной станции».

Крещенская вода

Традиционная в критике религии версия о «чудесах» как мошенничестве духовенства оказывается абсолютно несостоятельной при фиксации связанных с религиозным календарем чудесных явлений природы. К наиболее ярким свидетельствам такого рода относится, в частности, крещенская вода. Первые сообщения о ее особых целебных свойствах относятся еще к Иоанну Златоусту (III в.). То, что крещенская вода отличается от обычной воды, общеизвестно. Но не могли ведь священники подменить состав воды во всех водоемах планеты. Широкий простор раскрывается в данном случае для эмпирической научной проверки. И проверки такого рода действительно проводились.

Исследования показывают резкое возрастание в воде в крещенские дни числа ионов-радикалов. При этом она становится мягче, возрастает ее водородный показатель (уровень рН), что снижает уровень кислотности.
В силу повышенного содержания ионов-радикалов электропроводность крещенской воды такая же, как у искусственной воды, насыщенной электронами. В целом экспериментальные проверки подтверждают, что крещенская вода отличается от обычной более гармоничной структурой и более выраженными целебными качествами. При этом в Крещение преобразуется соответствующим образом вода в любых источниках и водосборах. Отрицать крещенский феномен невозможно в силу достаточно легкой его проверки. Понимая это, скептики пытаются развести сам феномен и его религиозное прочтение. Предлагаются гипотезы об особом протекании в соответствующие дни космогонических, геомагнитных и атмосферных процессов. Но все это никаким образом не противоречит более включенному по отношению к ним объяснению с позиций религии. К тому же паранормальность крещенской воды является экспериментально подтвержденным фактом, тогда как достоверность соотносимых с ней в ряде версий иных природных процессов еще нуждается в доказательстве. Для понимания эволюции гносеологических систем, и в частности расхождения на определенном этапе религии и науки, важна фиксация, что чудо крещенской воды обнаруживается именно на православный (19 января), а не католический (6 января) праздник Крещения. И чудо «благодатного огня» и чудо «преображения вод» связаны с православием. Речь не идет о том, чья вера более истинна. Важен сам факт выхолащивания «чудесного» в католическом направлении христианства. Отсюда был заложен и путь к протестантизму, противопоставляющему чудесам веру в разум, а далее и к секулярной науке.

Необходимость новой объяснительной парадигмы

Долгое время наука относилась ко всей паранормальной феноменологии как к мошенничеству. Религия рассматривалась в рамках «теории обмана». Однако накапливаемые по ходу времени эмпирические данные не позволяют более отмахиваться от фактов как от фальсификации. Паранормальность должна быть объяснена. При этом устанавливался негласный запрет на апелляцию к Богу и иным скрытым сущностям. Выход был найден в развитии концепта о биоэнергии. Речь идет об особых скрытых ресурсах человеческого организма. Так лозоходство объяснялось таким образом, что лоза выступала в руках оператора как биолокатор. Даже в СССР это объяснение было признано идеологически допустимым. Но при его использовании сохранились значительные противоречия в отношении накопленной феноменологии. Биоэнергия не позволяет объяснить получение операторами информации применительно к объектам, находящимся на значительном пространственном удалении, и тем более — из прошлого и будущего. Да и что такое биоэнергия, энергоинформационное поле, собственно биолокация, кроме самого придуманного на случай термина, осталось совершенно необъясненным. Забавно, что ситуация стала совершенно подобной положению религии.
Есть слово, есть догмат, а классической научной интерпретации содержания нет. Объективно, для снятия остающихся противоречий объяснительных схем с феноменологией актуализируется необходимость допущения существования особых коммуникационных каналов связи человека с сущностями непозноваемого уровня бытия. Вот здесь наука пока буксует. Выше приводились примеры научных экспериментов, подтверждающих реальность паранормальных явлений. Но были эксперименты, давшие и отрицательный результат. Наибольшую известность приобрели в этом отношении тестирования, проведенные Фондом Дж. Рэнди.

Известный американский иллюзионист Дж. Рэнди пообещал первоначально 1 тыс., а потом 10 тыс. долларов, а потом, будучи поддержан спонсорами, 1 млн долларов человеку, который в условиях корректно поставленного научного эксперимента подтвердит обладание особыми парапсихологическими способностями. Премия пока, к торжеству скептиков, никому не вручена.

В данном случае перенос обычной методики научной проверки в виде подтверждаемости эффекта в повторяющихся опытах некорректен. Допустив, что за паранормальными феноменами находится то, что именуется Бог, отрицательные результаты экспериментов уже не могут интерпретироваться как свидетельство недостоверности явления. Дело в том, что при подобном допущении необходимо помнить, что искомый объект вовсе не просто объект исследования. Это Субъект, да еще какой! Примерно такой же, как выглядел бы человек в «исследованиях» его, проводимых, например, обезьяной. Субъект в данном случае активен, скорее всего гораздо более интеллектуален, чем современный человек, и вообще еще неясно, кто над кем ставит эксперименты… Когда в игре еще и деньги, корысть — есть основания считать, что Субъект, который олицетворяет собой высшую нравственность, может и не пожелать играть в такую игру.

Есть свидетельства, что при попытках использования лозоходства при поиске кладов результат не достигался никогда. А вот когда цель благая, то и результат устойчив и нагляден. Очевидно, что для научного анализа паранормальных явлений необходима выработка специального научного инструментария, более того, этики постановки экспериментов, отличающейся от применяемой в науке традиционно. Анализ известных паранормальных феноменов показывает, что пока наименее противоречиво они объясняются в научных попытках при допущении существования внешнего начала (в религии Бога). Его бытийность утверждается религиями. Наука подходит к рубежу, когда бытие Бога будет логически следовать из изучаемой феноменологии. Осталось сделать необходимые шаги.


Источник: "Центр научной политической мысли и идеологии"

 Тематики 
  1. Религия и наука   (147)