В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Религиозный фактор в благотворительности

Благотворительность изначально была связана с религиозными и этическими нормами. Первые общественные благотворительные организации создали и ввели в римское право христиане. Протестантизм, согласно которому благотворительность воспринималась как ответственность общества и государства, положил начало институционализации милосердной деятельности: она стала формой социальной работы. С четкой институциональностью протестантской благотворительности связан тот факт, что из 100 тысяч благотворительных фондов в мире 54 тысячи находятся в протестантских США. Между тем практически каждая конфессия предлагает свою ценностную и мировоззренческую концепцию благотворительности, свои правила ее ведения. В конфессиональных особенностях благотворительности, которые во многом форматируют современный вид этой общественной деятельности, разбиралась эксперт Центра, кандидат культурологии и бакалавр теологии Оксана Куропаткина. Подробнее о проблемах благотворительной деятельности в российских условиях читайте в нашей книге «Благотворительность в России и государственная политика»

Согласно христианским нормам, общим для православия, католичества и протестантизма, считается, что единственно верное распоряжение богатством — забота о бедных (Лк. 12:33). Благодеяние должно быть добровольным, бескорыстным, негласным; должно присутствовать избирательное отношение к нуждающимся. Иисус Христос, повторяя общие для иудеев и христиан нормы, говорил, что Бог особенно покровительствует бедным (Мф. 11:5; Лк. 4:18-21). На свой мессианский пир Бог зовет «нищих, увечных, хромых и слепых», а богачи туда не попадают (Лк. 14:21). Христианство нашло определенные точки пересечения в данном вопросе и с языческой греко-римской цивилизацией. Сойдясь с язычниками в том, что нищие находятся под особым покровительством божественных сил, христиане позаимствовали у греков и римлян идею благотворительности как восстановления социальной справедливости и ответственности богатых перед бедными, а также практику избрания определенных людей для несения социального служения. Именно христиане создали первые общественные благотворительные организации и ввели их в римское право.

Православие

В православии считается, что благотворение имеет следующие цели: проявление христианской любви — сострадания, уподобление Богу — Подателю благ (теозис), самосовершенствование на пути к спасению. Благодеяние осуществляется не ради благодетеля и даже не ради нуждающегося самого по себе, а ради Христа и для того, чтобы благим примером призвать окружающих к человечности. Поскольку цели милосердия относятся к миру вечному, а не к миру земному, и не предполагается кардинальное изменение всей общественной системы, поскольку это произойдет только в Царстве Небесном, то благотворение ближнему считается прежде всего актом личным — от личного благотворителя к конкретному благополучателю. В России в XVI-XVII вв. благотворение считается обязанностью любого благочестивого христианина, прежде всего знатного и богатого, а ответственность за выполнение этого христианского долга за всю семью ложилась на женщину. Нищий считался «орудием спасения» для богатых.

В старообрядческом варианте православия, помимо указанных выше особенностей, важно еще учение о четырех дарах, о котором говорится в старообрядческом стихе об Иоанне Крестителе, приведенном старообрядческим купцом В.П. Рябушинским в его «Купечестве московском»: «Сослал Господь четыре дара. Уж как первый дар — крест и молитву. Второй дар — любовь и милостыню. Третий дар — ночное моление. Четвертый дар — читательную книгу». Первому дару — кресту и молитве — служили построенные церкви. Второму дару, любви и милостыни, служили богадельни, больницы, даровые столовые. Третий дар, ночное моление, — это иконы, собирание которых получило широкое распространение среди старообрядцев. Четвертый дар, «читательная книга», объясняет книжную культуру старообрядцев и их усилия по сохранению старинных книг.

Старообрядцы считали, что именно они избраны Господом для вечной жизни, поэтому, во что бы то ни стало, необходимо было сохранить свой собственный мир, свою общину, поэтому все должны помогать друг другу. Кроме того, старообрядческий предприниматель считал, что он — всего лишь управляющий Бога, деньги ему не принадлежат и должны идти на дела, угодные Господу. При этом, в отличие от протестантского предпринимателя, который исходил в своей деятельности из той же этической базы, старообрядец считал, что его деньги принадлежат Богу через общину, которая является Его полномочным представителем.
Что касается «внешней» благотворительности и меценатства, то она исходит из того, что старообрядческий купец представляет общину в грешном мире и, творя дела милосердия и просвещая людей, он прославляет Бога и истинную веру.

Католичество

В католичестве идея благотворительности опирается, во-первых, на концепцию спасения с помощью разного рода «добрых дел». Такие дела обычно делятся на материальные и духовные. В первые входят: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить больного, похоронить заключенного. Во вторые входят: обратить грешника, научить непросвещенного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, терпеливо переносить тяготы, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и усопших.

Во-вторых, католичество исходит из уважения к трансцендентности каждой личности и необходимости защищать ее от несправедливости общественных структур. Должно охраняться достоинство каждого человека, которое выражается в том числе в достойных условиях жизни. К неотъемлемым правам личности, лишая которых, общество ее унижает, относится питание, жилище, право труд, образование и доступ к культуре, доступность транспорта, охрана здоровья, свободная циркуляция информации и религиозная свобода.

С этим связана третья основа католической благотворительности — «общее благо», субсидиарность и солидарность: христианин должен быть милосердным благотворителем не в меньшей степени, чем учителем и воспитателем (именно поэтому подготовке социальных работников в католической церкви уделяется такое серьезное внимание). Каждый верующий должен стремиться к благополучию всех людей, не оставаться равнодушным к страданиям ближних и быть, как Христос, сопричастным им — все это указано в программной для католического социального учения энциклике «Rerum Novarum» Льва XIII, изданной в 1891 г. Осуществление этих принципов должно быть прежде всего на уровне отдельных людей и общественных организаций, собирающих волонтеров, поскольку, как высказался еще в 1931 г. Папа Пий XI, все проблемы должны решаться «снизу». На сопричастности и выстраивании равных отношений волонтеров с теми, кому они благотворят (это воспринимаются как явление равенства всех людей перед Богом, независимо от того, насколько они приняты в обществе), построены такие известные международные благотворительные организации, как Сестры Миссионерки Милосердия матери Терезы Калькуттской, община святого Эгидия (она, в частности, занимается помощью бездомным и эмигрантам), община «Ковчег» Жана Ванье (помощь умственно отсталым), а также многочисленные монашеские ордена и объединения мирян.
Представители «теологии освобождения», которая очень популярна в Латинской Америке, исходя из тех же принципов, настаивают на том, что лучшая благотворительность — это изменение общественного сознания и социально-политического строя, чтобы была полностью отменена эксплуатация, и устранена бедность, воспринимаемая как общественный грех. На просоциалистических позициях стоит и очень активная католическая церковь в США.

Протестантизм

Изначально в протестантизме, особенно в кальвинистском его варианте, было нетерпимое отношение к бедным, поскольку финансовый успех в честном труде воспринимался как знак изначального предопределения к спасению, а неуспех — как знак отверженности Богом. Однако с XVIII в. благотворительность становится уважаемым и популярным делом у протестантов, поскольку воспринимается как возможность спасения души нуждающегося, помощь ему в духовном возрождении и нахождении своего призвания, которое есть у каждого христианина, являющегося управляющим Бога на земле. Человек — не объект жалости, а субъект собственного развития. Поэтому именно протестантизм впервые поставил в религиозной форме проблему социально-реабилитационной и психотерапевтической функции благотворительности и социального служения.

В американском протестантизме еще с XVII в. была популярна идея «ковенанта» — завета между Богом, человеком и общиной верных. Для строительства богоугодного общества необходимо учитывать благо всех или большинства членов общества. Общественная солидарность в протестантском понимании должна строиться на равном уважении всех членов друг к другу. Христиане, согласно представлениям колонистов Нового Плимута в XVII в., не должны допускать, чтобы разорялось домохозяйство собрата, они должны создавать условия труда для всех своих членов, помещать сирот на содержание в семью родственников (при компенсации затрат государством). При этом нужно четко отделять «добропорядочных бедняков» от «недостойных нуждающихся». Немецкое лютеранское общество Innere Mission, организованное в 1848 г., следуя этим принципам, предоставляло адресную помощь только после расследования обстоятельств дела.
Поскольку благотворительность воспринималась как ответственность общества и государства, то протестантизм положил начало институционализации милосердной деятельности, которая резко изменяет свою направленность в сторону новых ценностно-нормативных структур, становится формой социальной работы. С четкой институциональностью протестантской благотворительности связан тот факт, что из 100 тыс. благотворительных фондов в мире 54 тыс. из них находятся в протестантских США. Вместе с тем, в некоторых протестантских деноминациях общественная взаимопомощь осталась традиционно общинной и предназначенной только для ее членов, как, например, это было у меннонитов.

Иудаизм

В иудаизме благотворительность считается синонимом праведности («цдака» в Талмуде — буквально «праведность» или «справедливость»), по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым (ББ. 9а). Благотворительность — один из атрибутов самого Бога (Втор. 10:17–18). Она в некотором смысле равна жертвоприношению и искупает грехи (Сир. 35:1-2). Поэтому наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир (Авот 1:2).

Обязанность благотворить связана с тем, что Бог сотворил всех людей равными (Иов. 31:13-15) и особо завещал заботиться о бедных представителях еврейской общины, поэтому на членов еврейской общины возложена обязанность заботиться о бедных собратьях (Лев. 25:35).

Милостыня считалась (по крайней мере, в раввинистических кругах) не способом изменить социальный статус человека, а способом выручить его из беды, вернуть ему прежнее общественное положение. Поэтому в иудаистской традиции считается, что лучше всего предоставить человеку возможность самому встать на ноги, например, предоставив ему заем для будущей деятельности.

По правилам иудаизма, «цдака» должна составлять 10% от годового дохода. На самом деле эта десятая часть и не принадлежит человеку. Оставить все заработанное себе — значит, ограбить бедных. Хотя давать больше 10% дохода на «цдаку» поощряется, но при этом не следует расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не быть вынужденным пользоваться благотворительностью других.

Бедный имеет право получать, а состоятельный человек должен давать. От обязанности проявлять милосердие не освобождается никто: ни сильный мира сего, ни последний бедняк. Даже бедняк, существующий милостыней, должен давать милостыню (Тр. Гитим, 7).

В первую очередь «цдаку» дают близким — соседям, родственникам, далее — всем остальным. Можно принудить судом к оказанию благотворительности того, кто отказывается помогать бедным или дает меньше, чем позволяют его средства. В пользовании благотворительностью женщины имеют приоритет перед мужчинами; бедному родственнику нужно оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку (Ш. Ар., И. Д. 251:3). Оказавшийся в чужом городе без средств также имеет право на благотворительность (Пеа 5:4). Человек не обязан продавать предметы домашнего обихода, чтобы содержать себя, и, находясь в нужде, вправе пользоваться благотворительностью (Пеа 8:8). Тора и Талмуд настаивают на том, что благотворительность обязательна также и по отношению к инородцам, даже к язычникам (Гит. 61, а).

Как выражение праведности, благотворительность не должна содержать в себе ничего несправедливого или неправедного. Предосудительно, согласно правилам Талмуда, делать пожертвования, не рассчитавшись со своими долгами, не уплатив своим работникам (Ялкут Шимеони, Притчи, 947). Запрещается использовать благотворительную деятельность для того, чтобы скрыть свои неблаговидные дела или ради корыстных целей.

Иудаизм предает большое значение сохранению человеческого достоинства, и поэтому считается гораздо более правильным осуществлять помощь так, чтобы дающий не знал, кто ее получает, а получатель не знал, кто ее дает. Еще лучший способ дать «цдаку» — считать пожертвованное бессрочной беспроцентной ссудой. В таком случае, человек, берущий деньги, не должен чувствовать себя неловко.
Особое значение придает этика Талмуда добрым словам, которые должны сопровождать даяние и могут означать для бедняка больше, чем сам подарок (Тр. Суккот, 49).

В то же время на дарителе лежит обязанность проследить за тем, чтобы его помощь не была использована во зло. Просьбы о помощи, если только они не относятся к еде, питью и одежде, следует, по предписаниям Талмуда, проверять и строго различать, во избежание злоупотреблений, между бедняками действительно нуждающихся, достойных помощи, и обманщиков, профессиональных вымогателей.

Формы благотворительности («гемилут хасадим» — любое проявление сочувствия ближнему посредством материальной, нравственной и т.п. поддержки) в Торе таковы: 1) гостеприимство и прокормление голодных; 2) снабжение бедных одеждой и обувью; 3) посещение больных и уход за ними; 4) погребение умерших, присутствие на похоронах; 5) утешение скорбящих по умершим родственникам; 6) выкуп пленных; 7) выдача замуж девушек из бедных семей. «Гемилут хасадим» выражается не только в материальной услуге, но и в стараниях вернуть на праведный путь грешника (Тр. Тамид, 28а); в любезности и предусмотрительности в обхождении со всеми людьми, в приветствиях, обращенных ко всякому человеку, независимо от его веры и происхождения (Авот, 4, 15), в радушном приеме, оказываемом всем людям (Авот, 1, 16).

Ислам

В исламе считается, что Аллах, будучи сам милостивым и милосердным, требует и от мусульман проявлять такие же качества. Кроме того, в мусульманской общине (умме) все равны перед Аллахом и должны заботиться друг о друге.
Считается, что пророк Мухаммед заботился о преодолении нищенства: он говорит, что нуждающегося надо научить работать и тем самым зарабатывать на жизнь, а не кормить подаянием. Прошение милостыни считается грехом, который смыть может только огонь.
Все взрослые дееспособные мусульмане, согласно Корану, должны платить закят, считавшийся вначале милостыней, затем превратившийся в налог в пользу нуждающихся мусульман. Он «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Закят должен выплачиваться без попреков нуждающемуся человеку.

Закят уплачивается с имущества, превышающего определенный минимум, в размере 2,5%, с продуктов земледелия — 10%, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря — 20%. Движимое и недвижимое имущество также подлежит закяту. С аренды он взимается из расчета вычета из прибыли всех расходов на содержание недвижимости. С фабрик, заводов и цехов закят взимается после вычета всех расходов, зарплаты и долгов.

Закят можно тратить только на следующие восемь целей:

— на бедных;
— на нуждающихся в материальной помощи;
— на сборщиков закята;
— на людей, с которыми ведется миссионерская работа;
— на освобождение военнопленных-мусульман;
— на должников «ради праведного дела»;
— на «дело Аллаха» (проповедь и защита ислама);
— на странников независимо от вероисповедания.

Особенно ислам защищает сирот (им предназначены средства от закята как нуждающимся). Имущество сирот неприкосновенно. Покушающийся на их имущество, по Корану, будет гореть в адском пламени.

Закят не выплачивается супругу, матери, отцу, бабушке, деду, сыну, дочери и внукам, богачам и немусульманам.

Кроме закята, существует еще «садака» — милостыня. В нее входит: прощение долгов, освобождение невольников, посещение больных и умирающих, помощь при погребении, оказание гостеприимства и защиты гостя, указание дороги путнику. Все это должно совершаться из душевной потребности, как проявление чистого милосердия без всякого расчета на какие-то преимущества для себя.

Рекомендуемая милостыня раздается всеми, кто имеет такую возможность, но требует соблюдения ряда условий для благотворителя: он должен подавать «садаку» тайно, делать это во имя Аллаха, быть в здравом уме, совершеннолетним и свободным, иметь прожиточный минимум и уплатить все долги, обладать минимум средств, которые могут дать ему возможность жить независимо от кого-либо в течение месяца; наконец, его имущество должно приносить прибыль.

«Садака» бывает трех видов: единичный акт благотворительности; искупительное действие, т.е. штраф («каффара») за умышленное нарушение предписания (например, поста), идущий на благотворительные цели; выделение богатым человеком части своих доходов в пользу неимущих.

Принимать «садаку» могут только следующие категории людей: бедняки и инвалиды (они должны быть освидетельствованы в качестве таковых тремя членами общины), разоренные природными или социальными катаклизмами, неимущие родственники. В противном случае прошение «садаки» воспринимается как вымогательство.

Начинать раздачу «садаки» нужно с нуждающихся родственников. Она не должна включать в себя алкоголь и наркотики, запрещенную исламом пищу, золото и шелк, украшения для мужчин, развлечения и азартные игры.

Государство в мусульманских странах, поощряя развитие благотворительности, признает т.н. вакф (или вакуф) — имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги).

Буддизм

В буддизме считается, что главная добродетель — это «каруна», сострадание, исходящее из признания того, что все живые существа друг с другом связаны, поскольку все пребывают в сансаре (круге перерождений) и все стремятся из нее выйти. Поступок одного человека имеет глобальное значение для всего мира. Поэтому все социальные проблемы на самом деле решаются благодаря преображенному внутреннему миру человека: буддист благотворит благодаря своему просветлению и своим благодеянием сеет добрые чувства в облагодетельствованных, и таким образом зла и его корня — неведения о благе и подлинной сущности вещей — становится меньше. Поскольку все взаимозависимо, то на самом деле все равны, и любая помощь другому — это дар как равному. Дар в традиции Тхеравады относится прежде всего к сангхе (монашеской общине), которая обменивает свое духовное влияние на материальные дары (дана). Особенно улучшает карму (закон причинно-следственной связи, или воздания, действующий в жизни каждого живого существа) помощь самым обездоленным, больным заразными болезнями, предоставление пищи и крова в холодное время года.

Богатство имеет значение не вещное, а социальное — дает возможность богатому оказать покровительство бедному, помня об их изначальном равенстве и единстве человеческой судьбы. В странах традиции Тхеравады (Мьянма, Таиланд, Камбоджа) общество выстроено на отношениях «патрон — клиент» (которые, впрочем, очень подвижны и неустойчивы), когда каждый богатый буддист чувствует себя обязанным помогать конкретным людям и группам, а каждый бедный человек и каждая угнетенная социальная группа знает, к кому можно обратиться.

Индуизм

В индуизме также считается основной добродетелью сострадание ко всем живым существам, пребывающим в сансаре, а поскольку все взаимозависимо — достижение гармонии на всех уровнях.

Благотворительность помогает благодетелю освободиться от эгоизма и привязанности к земному, которые держат его в мире сансары и не дают достичь «мокши» (освобождения). С точки зрения одного из направлений индуизма — вайшнавизма, люди нуждаются в поддержке и помощи потому, что утратили базовые этические принципы существования.

Джайнизм

У джайнов умение давать и принимать входит в семь качеств праведного человека.
Поскольку в джайнизме основной принцип «ахимса» — ненасилие, считается, что благотворительность помогает преодолеть жадность, которая есть форма насилия.
Давать нужно искренне и без жадности, не ожидая награды, избегая гордыни, не раздражаясь на облагодетельствованного и не жалея о пожертвовании, чувствуя себя счастливым оттого, что помогаешь человеку.

Нуждающиеся подразделяются на три категории — супатра (люди с правильной верой и правильным поведением — туда входят джайны), купатра (люди с правильным поведением, но без правильной веры) и апатра (люди без правильного поведения и правильной веры). Первым помощь приветствуется, вторым — не поддерживается, хотя и допускается, помощь третьим может принести только вред. Поэтому джайны помогают преимущественно членам своей общины. Впрочем, есть т.н. «каруна-дана» — даяние из сострадания любому человеку. Особую роль у джайнов, по замечанию индолога С.В. Лобанова, играет помощь животным, исходящая из той же «ахимсы» и трепетного отношения ко всем живым существам. Богатые джайны не жалеют сил и средств для создания приютов и лечебниц для больных и бездомных животных.

К формам благотворительности относится подача пищи, лекарств, предоставление крова, дарение книг и знаний.

Сикхизм

В сикхизме считается, что в общине все равны перед Всевышним, который особо благословил сикхов. Поэтому бедный сикх считается позором для общины, результатом неисполнения общиной принципов равенства и взаимопомощи. Активная нравственная жизнь сикха — это самое важное выражение его любви к Богу (в сикхизме почти отсутствует ритуальная жизнь), который обязывает сикха делиться с другими (не только с членами общины) результатами своего труда. Поэтому сикхи известны как одни из самых щедрых благотворителей в Индии.

Конфуцианство

Конфуцианство исходит прежде всего из принципа мировой гармонии и взаимообязывающих отношений.
Благотворительность нужна, во-первых, для поддержания мировой гармонии и принципа «золотой середины».
Поэтому концепт «сяокан» (общество «малого благоденствия», где нет резкого разрыва между богатыми и бедными, поскольку поощряется благотворительность и государственное перераспределение доходов) — это идеологическая основа государственной политики конфуцианских стран, в частности, Тайваня и Сингапура.

Во-вторых, благотворительность нужна для реализации важного конфуцианского принципа «жэнь» — гуманность. «Жэнь» основан на признании внутренней ценности других людей и осознании того, что весь мир — одна семья (поэтому в конфуцианстве культ семьи и убеждение, что созидать правильные отношения в обществе может только тот, кто сделал свою семью счастливой). Как писал один из теоретиков конфуцианства Чжан Цзай, у мира одна первооснова, и все люди — дети вселенских родителей. Поэтому конфуцианская благотворительность распространяется не только на своих соотечественников, но и на весь мир. Ярким примером является маленькое государство Тайвань: правительство направило первую сельскохозяйственную миссию в Азию в конце 1950-х годов, когда сам Тайвань был еще развивающейся страной. В Тайване учрежден Тайваньский фонд международного сотрудничества и развития (Taiwan ICDF), который руководит работой 33 зарубежных технических миссий — главным образом, в Латинской Америке, Карибском регионе, Африке и Океании; они оказывают соответствующим странам долгосрочную помощь в областях сельского хозяйства, рыболовства, ирригации, транспорта и информационных технологий. Помимо этого, он организует курсы интенсивного обучения граждан этих государств на Тайване по различным специальностям, таким как медицина, финансы и управление коммерческими предприятиями.

В-третьих, благотворительность для конфуцианца — это источник счастья для человека.

Даосизм

Даосы считают, что путь Дао (истины) — в гармонии и равновесии. С точки зрения даосского учителя Мо-цзы, мир должен строиться на всеобщей любви и взаимной выгоде, которые помогают избежать ненужных потрясений и отклонений добродетельных мужей от Дао. Такой позицией объясняется активная деятельность даосов в современном Китае в сфере благотворительности и здравоохранения.

Таким образом, во всех религиях заложена прочная этическая основа благотворительности, вменяющая ее в обязанность верующему и связанная с непосредственной реализацией его религиозных убеждений.

Важно понять, как данные религиозные убеждения влияют на деятельность верующих в России.

Число россиян, называющих себя верующими, по данным ВЦИОМ, неуклонно растет с середины 1990-х годов — сейчас верующими себя называют 70-80% населения. Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН в 2009 г. около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны.

Абсолютное большинство назвавших себя верующими (не меньше 65%) считают себя православными, но при этом для большей части опрошенных православие — это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция.

Что касается количества практикующих верующих, то государственной статистики в этой сфере не существует, есть только данные экспертной оценки. По данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих от православных до представителей новых религиозных движений 12–24 млн человек. Как и везде, лидирует РПЦ — в пределах 3–15 млн человек, затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники — меньше 1 млн человек. Таким образом, в России представлены все основные конфессии — соответственно, с их религиозно-этическими представлениями.

Основная часть верующих объединена с правовой точки зрения в религиозные организации. По данным Минюста на 1 января 2009 г. среди религиозных организаций преобладает с большим отрывом РПЦ (55%), затем следуют мусульманские (17%) и протестантские религиозные организации (2–7%). 3% составляют разноплановые новые религиозные движения. Старообрядческие, католические, иудаистские и буддийские организации соответственно занимают около 1%.

Если говорить о географической представленности конфессий, то во всех субъектах федерации представлены и протестанты (баптисты, адвентисты и пятидесятники), затем следуют мусульмане, католики и старообрядцы.

Что касается «сфер влияния», т. е. преобладающего или заметного количества зарегистрированных религиозных организаций в регионах, то первое место занимают «православные» регионы (59%), затем следуют «мусульманские» (21%) и потом «протестантские» (20%).

Области компактного проживания в России образуют только православные христиане (отдельно можно выделить старообрядцев), меннониты, мусульмане, буддисты и язычники .

Какова позиция российских религиозных организаций в сфере благотворительности? Во-первых, ее обязательность закреплена в официальных документах почти всех основных религиозных объединений: «Основах социальной концепции РПЦ» (2000), «Основных положениях социальной программы мусульман» (2001), «Социальной позиции протестантских церквей России» (2003), «Основах социальной концепции иудаизма в России» (2003).

Во-вторых, фактическая благотворительная и меценатская деятельность религиозных организаций весьма многообразна.

В-третьих, видна некоторая специализированность благотворительной деятельности в разных религиозных объединениях. Язычники, старообрядцы и мусульмане занимаются социальной деятельностью в тех ареалах, где они исторически сосредоточены, причем, как правило, язычники и старообрядцы сосредотачиваются на спонсировании и организации культурно-просветительских проектов.

Мусульмане занимаются и культурно-просветительскими, и благотворительными проектами в Южном Федеральном округе, а также в ряде регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. Интересен в данном случае пример Татарстана. Там в Духовном управлении мусульман в 2007 г. был создан отдел благотворительности, под руководством которого ежемесячно раздаются продуктовые наборы нуждающимся; ведется воспитательная работа в реабилитационных центрах, спецшколах с девиантным поведением детей; мусульманским семьям, не имеющим места для проживания, были куплены дома в деревнях Республики Татарстан; для незрячих и слабовидящих, людей организовываются месячные курсы по изучению основ ислама и чтению Корана по системе Брайля, а для глухонемых людей — еженедельные курсы. Сотрудники управления благотворительности навещают пожилых одиноких людей, находящихся в тяжелом материальном и физическом состоянии, следят за чистотой их домов, обеспечивают необходимыми лекарствами. На благотворительные средства оказывается помощь нуждающимся в срочных операциях, выплата долгов за заемщиков, которые не в силах расплатиться.

У иудаистов почти в каждом регионе широко представлены как благотворительные, так и культурно-образовательные проекты, однако они, как правило (но не всегда), распространяются только на евреев.

Широко распространена самая разнообразная благотворительная деятельность православных (РПЦ МП), протестантов и католиков (несмотря на немногочисленность последних) практически во всех субъектах федерации. Несмотря на то, что представители всех христианских конфессий занимаются почти всеми видами благотворительности, можно увидеть и некоторую специфику. У православных больше, по сравнению с другими конфессиями, представлена помощь малообеспеченным, инвалидам, пожилым людям и домам престарелых, психологическая помощь и телефоны доверия, организация благотворительных обедов и столовых, а также реабилитация бывших заключенных. У католиков больше представлены благотворительные организации (самая многочисленная — организация «Каритас») и фонды, у протестантов — реабилитация алкоголиков и наркоманов. Помогают заключенным и детям из детских домов одинаково как православные, так и протестанты, а в помощи бездомным православные, католики и протестанты находятся примерно на равных. Отметим, что, помимо иных причин, в этой специфике играет роль конфессиональные особенности благотворительности, рассмотренные выше: православная помощь более личностна и адресна, у католиков благотворительность ведется через организации, собирающие волонтеров, протестанты же видят свою главную цель в восстановлении и социализации человека.


Источник: "Центр проблемного анализа"

 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)