В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Вера на майках ("Uwazam Rze", Польша)

Современная Католическая церковь и ее последователи все активнее обращаются к методам поп-культуры и учатся с ней взаимодействовать. Нравится это не всем. Некоторые священники подчеркивают, что поп-культура — это зло, другие видят, что благодаря обращению к ней можно добиться результатов, однако убеждены, что оригинальная и легко усваиваемая форма лишь привлекает внимание, но не ведет к Богу. Когда главой Католической церкви стал далекий от традиционных схем Франциск — Папа, который после своего избрания обнимал на улице верующих — вопросы об отношениях Церкви и современного мира обрели новое звучание. Значит, католики обречены на союз с поп-культурой?

Девушки ждут вашей молитвы

Фирма Wielka Wola использует на своих футболках простые изображения: плащаница с ликом Христа, мохеровый берет (неформальный символ национально-консервативного направления польского католицизма — от головного убора, популярного у представительниц этой части общества, — прим.пер.), таблица, знакомая нам по визитам к окулисту. Сопровождающие их надписи не столь очевидны. Богоматерь с маленьким Иисусом на руках и подпись «God Save the Queen» — это сочетание далеких друг от друга, но хорошо всем известных культурных сообщений: образ Мадонны и фрагмент гимна Великобритании. Некоторые модели расходятся особенно быстро: апрельская ярмарка, на которой свою продукцию представляли производители католических игр и литературы, была одной из последних возможностей приобрести майку размера XS или M с надписью «Moher power».

Споры в церковных кругах вызвала футболка с изображением танцующей девушки. Смелая поза, знакомая по рекламным объявлениям агентств экскорт-услуг, и надпись: «Девушки ждут вашей молитвы». Гданьский священник Витольд Бок (Witold Bock) высказал опасения, что инициатива журнала Fronda облекает евангельское послание в форму, которая легко может стать объектом насмешек. «Массовая культура сеет свои семена слишком мелко», — заявил он на страницах еженедельника Newsweek. Футболки были адресованы людям, пользующимся языком поп-культуры, которого Церковь старалась избегать. «Даже если кто-то наденет такую футболку ради "прикола", он сможет придти с религиозным посланием туда, куда никогда не удастся проникнуть ни журналу Fronda, ни священникам», — считает автор идеи Ян Зелиньский (Jan Zieliński). Интерес к футболкам рос пропорционально увеличению числа моделей. Молодая пара, собирающаяся поцеловаться, а ниже надпись: «No sex until marriage, no morality without Christ» (Никакого секса до свадьбы, никакой морали без Христа). Или исповедальня и строчка из песни Боба Дилана: «Knock! Knock! Knock! On Heaven’s Door» (Тук-тук в двери рая). [...]

Боже, храни фанатов

Галилея сожгли на костре? Да, его умертвили по приказу инквизиции, полагал в 2009 году каждый второй поляк. Когда опрос службы TNS OBOP показал, что мифы о смерти Галилея (который дожил до глубокой старости) не поддаются искоренению, Центр наследия Иоанна Павла II решил «расколдовать» ученого и устроил хэппенинг перед зданием Варшавского университета. Переодетые в Галилея люди в бумажных накидках, символизирующих пламя костра, раздавали прохожим закладки для книг. На закладках был напечатан комикс Хенрика Савки (Henryk Sawka), в котором ученый вопрошал: «Я доказал, что Земля вращается вокруг своей оси, доказал, что Земля движется вокруг Солнца, но как мне доказать, что меня не сожгли за это на костре?»

Настольная игра для детей на тему божьего милосердия — звучит странно, но она существует. Павел Колодзейский (Paweł Kołodziejski), автор игры «Уповаю на тебя», объясняет, что задача была непростой, но захватывающей. Суть игры заключается в сборе и обмене специальных жетонов, чем ближе игрок от Христа, тем он ближе к победе.

Еще больше библейские герои (Ной, царь Давид) вдохновляют создателей компьютерных игр. В городских играх первое место неизменно занимает Иоанн Павел II: от приходских мероприятий для семей с детьми до масштабных проектов, в которых принимают участие школьники из варшавских гимназий. Один раз они бегают по городу в поисках «папамобиля», другой — путешествуют по лабиринтам, преодолеть которые невозможно без помощи Папы.

На первый взгляд у Библии и хип-хопа мало общего. Но только на первый. Несколько лет назад музыканты «перевели» Священное писание на свой язык. Фрагмент Евангелия от Иоанна звучит, например, так: «Если кто-то выпьет воды, которую я ему дам, у того никогда не будет сушняка, это вода будет вечно накачивать тебя жизнью».

Огромный флаг с надписью «Боже, храни фанатов» с изображением Христа болельщики варшавской «Легии» подготовили к матчу с голландским клубом «Ден Хааг» и растянули на трибуне, которая громче всех поддерживала футболистов. Болельщики объясняли, что они не стыдятся Иисуса. «Нас притесняет полиция и СМИ, поэтому мы просим бога, чтобы он нас не оставлял», — говорили они перед телекамерами. На интернет-форумах завязалась острая дискуссия. Одни кричали, что флаг — это все равно, что работы художницы Дороты Незнальской (Doroty Nieznalskiej), которые многие считают возмутительными (в частности, картину «Страсть», изображающую мужские гениталии на кресте, — прим.пер.). Другие с иронией писали: «Делать из Христа фаната "Легии" — это супер». А кто-то задавался вопросом, многие ли из обращающихся за божьей помощью болельщиков пойдут на воскресную службу.

Папа в поп-версии

Мобильный музей Иоанна Павла II — это инициатива краковского центра «Не бойтесь!». Помимо выставки фотографий и видеофильмов, там можно увидеть ботинки и лыжи Папы, часы, папский пилеолус и даже перо, которым Кароль Войтыла писал личные заметки. Музей уже два года путешествуют по польским городам в специальном автомобиле, когда он приехал в Варшаву, молодежь из Клуба католической интеллигенции смеялась над экспозицией и предлагала вместо того, чтобы ходить в музей, надеть свитера на все памятники Иоанну Павлу II — эффект будет тот же. [...]

В апреле этого года на балконах домов, выходящих на варшавскую улицу Фоксал, появилась необычная выставка: большие фотографии, представляющие Кароля Войтылу как священника, любителя спорта и философа, складывались в огромную надпись «JPII». В интернете разразилась буря: «Жаль, что именно эта тема», «Стрит-арт по-польски», «Что важнее — свет в квартире или Папа на балконе?». «Выставка — это элемент концепции сочетания традиции и современности в рассказе о Папе», — объясняет представитель культурного центра 1Piętro Шимон Пульцин (Szymon Pulcyn).

Blessed Night — под таким названием в Лодзи состоялся цикл дискотек, на которых до утра развлекалась местная молодежь. Дискотеки были приурочены к причислению Иоанна Павла II к лику блаженных. Организатор, ксендз Михал Мисяк (Michał Misiak), объяснял, что мероприятие призвано показать, как можно развлекаться без алкоголя и табака. Между танцевальными композициями звучали записи папских проповедей, а на дискотеке присутствовали священники, у которых можно было исповедоваться.

«Дискотека — это развлечение, ей нельзя отметить важное событие, — полагает сотрудник журнала Christianitas Томаш Ровиньский (Tomasz Rowiński). — Если кому-то хочется поднять за Церковь тост, он имеет на это полное право. Однако здесь смешиваются две вещи: бессмысленно как, ставить на дискотеках исповедальни, так и превращать литургию в дискотеку».

Священники остаются скептичными

Бутылки в форме Богоматери с откручивающейся головой, кружки с портретом Папы, настенные и карманные календари, украшенные голубками, — не с пословицами или рецептами, а цитатами из Евангелия. Поп-культура в Католической церкви уже давно стала двигателем бизнеса. Исследования показывают, что люди, тесно связанные с темой, которую представляет тот или иной продукт, не только охотнее его покупают и готовы за него больше платить, но и остаются верны этому выбору.

Бывает, что бизнес превращается в особый феномен. Детективный серил «Отец Матеуш» на канале TVP 1 смотрит каждый третий поляк, включающий во время трансляции фильма телевизор. «Прихожанам нужен образ священника, который живет простой жизнью, интересуется делами своих прихожан. Сериал — это выдумка, но проблемы, решением которых занимается киногерой (хоть он и использует для этого свои способности детектива) — реальны», — полагает ксендз Гжегож Михальчик (Grzegorz Michalczyk) — духовник представителей творческих кругов. Верующие говорят, что находят в сериале то, чего им недостает в телепрограммах: приход, молитва, крест. Неверующие подчеркивают, что смотрят сериал из-за его напряженного сюжета.

По мнению Анны Бухер (Anny Buchner), занимающейся в Варшавском университете социологией религии, пример «Отца Матеуша» показывает, какое большое значение имеет верная форма коммуникации. Даже если зрители не ходят в церковь, они смотрят сериал, потому что религия преподносится там в привлекательной для них упаковке. В свою очередь, для молодых людей, живущих в постоянной спешке, первой формой встречи с культурой становится изображение. "Упомянутые инициативы делают имидж Католической церкви более привлекательным. Это не евангелизация, они просто показывают, что Церковь есть и она ждет, — объясняет Бухер. — Футболка, безусловно, имеет свое значение. Если кто-то ее надел, он понимает, что окружающие будут внимательно к нему присматриваться. Однако инструментом пропаганды религии могут стать только поведение и высказывания людей в подобных майках".[...]

Сложно не заметить, что большинство инициатив исходит от светских активистов и только в некоторой степени поддерживается священниками или церковным руководством. Но новый Папа Римский заявил, что роль мирян в Католической церкви должна усилиться, а священники многому могут у них научиться. Это сильные слова, которые могут определить вектор движения Церкви на многие годы. Найдут ли они подтверждение в действительности, покажет время. Пока ясно только то, что светские круги смотрят на проекты с футболками, фотографиями на балконах или хепенингами доброжелательно, тогда как значительная часть священников настроена в этом отношении скептически.
Оригинал публикации:


Адриан Синковский (Adrian Sinkowski)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Wiara na koszulkach "


 Тематики 
  1. Католицизм   (357)