В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Московская патриархия и Союз архитекторов России объявляют конкурс на новый образ православного храма"

Московская патриархия, Союз архитекторов России и Союз благотворительных организаций России готовят конкурс "Современное архитектурное решение образа русского православного храма". Его начало предварительно назначено на 1 августа, цель состязания – поиск современных архитектурных решений для храмового строительства. Об этом "Известиям" рассказала пресс-секретарь Союза архитекторов России Марина Новикова.

– Сегодня храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение без попыток отразить в облике храма черты современности, – говорит Новикова. – Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий.

В Москомархитектуре сообщили, что они готовы оказать "поддержку в подготовке и проведении" конкурса, если Московская патриархия обратится с такой просьбой.

– Главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов поставил цель – вывести проведение конкурсов на регулярную основу, их число в год должно достигнуть нескольких десятков, – заявили в пресс-службе комитета. Новикова отметила, что задача участников – создать образец современной архитектуры, который в то же время будет отвечать религиозным требованиям.

– За границей сейчас появляются нетрадиционные культовые сооружения, в первую очередь католические, – говорит она. – Мы хотим найти современный архитектурный образ, который отразит состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века.

Историк архитектуры Алексей Клименко поддержал инициативу, но посчитал, что проекты не смогут быть реализованы из-за консерватизма патриархии.

– Это долгожданная и правильная инициатива, она могла бы сократить количество уродливых повторений того, что уже было, – говорит эксперт. – Но я не думаю, что что-то получится, нашей патриархии кажется, что все современные постройки должны копировать прошлое.

По словам Клименко, строительство 200 модульных храмов уже запланировано и новые оригинальные проекты не смогут заменить "эти мертвые муляжи, которые будут построены по единому образцу и из одинаковых элементов". Он полагает, что к участию в конкурсе нужно привлекать не только архитекторов, но и историков архитектуры и искусствоведов.

Почетный архитектор Госстроя профессор МАРХИ Никита Шангин в качестве примера привел свой экспериментальный проект храма в Троицке.

– Там не было имитации исторических форм, были использованы современные технологии, например, подвесные конструкции большепролетных перекрытий, обеспечивающие свободное внутреннее пространство, – говорит эксперт. – Пластика сооружения формировалась не за счет декоративных элементов, а путем эстетизации конструкции. По сути наши предки поступали так же, только они располагали иными строительными технологиями. На мой взгляд, храм – это сооружение, в котором прежде всего совершается Божественная литургия, и оно "не обязано" завершаться куполами или "кокошниками", то есть важна духовная сущность, а не привычность формы внешней оболочки.

Шангин пояснил, что "ни в Священном Писании, ни канонах Вселенских соборов, вообще нигде не сказано, что храмовое пространство в обязательном порядке должно завершаться куполом. Другое дело – крест, это символ, знак, он должен венчать каждое православное культовое сооружение".

Эксперт рассказал, что в его проекте вместо купола был предусмотрен прозрачный шатер-звонница (стальной каркас без глухих стен).

– В тысячелетней истории русского храмостроения очень много разнообразия, – полагает он. – Например, Софийский собор в Киеве и храм Василия Блаженного абсолютно разные. Киевлянин XII века не понял бы архитектуры Василия Блаженного и посчитал бы ее ересью.

В качестве удачных примеров современных культовых строений за рубежом эксперт назвал Капеллу Нотр-Дам в Роншане (автор Ле Корбюзье)
Капелла в Роншане (Франция)

и церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (автор Микелуччи).
 Церковь Сан-Джованни на Виа дель Соль близ Флоренции.


– Это шедевры архитектуры XX века. Они не имитируют традиционно исторические формы, и в то же время понятно, что это христианские храмы, Божьи дома и места молитвы. По форме это современные постройки, но в них живет дух вечности, – резюмировал эксперт.


Источник: "Интерфакс-Религия"

 Тематики 
  1. Религия и культура   (278)