В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Церковь и государство

Отношение религиозных организаций и государства – одна из самых болезненных тем в постсоветский период. С одной стороны, после падения антирелигиозного коммунистического строя было объявлено о возрождении религии и всего, что с ней связано. Но довольно скоро обнаружилось, что это далеко от действительности, и религиозность стала уделом меньшинства, большинство же либо ударилось в оккультизм, либо осталось в некотором промежуточном состоянии. С другой стороны, официально был установлен светский характер государства, фактически же игнорирование церкви и государства друг другом. В результате чего вопросы духовности и нравственного поведения людей лишились базиса и упали на самое дно государственных интересов. Россия подошла к тому этапу, когда крайне важно выстроить такой механизм взаимодействия государства и традиционных религиозных организаций, в котором ценность свободы вероисповедания совмещалась бы с духовно-нравственным развитием общества. Авторы "Национальной идеи России" считают, что это должно быть социальное партнёрство церкви и государства.

Представляем вашему вниманию главу из 5-то тома "Национальная идея России" – "Вероисповедание", в котором перечислены конкретные шаги по выстраиванию такого партнёрства.


***

Факторы жизнеспособности страны в сегменте вероисповедания могут быть максимизированы путем решения ряда конкретных выявленных проблем.

Некоторые из них требуют решений конституционного уровня. К ним относятся следующие проблемы.

1. Недостаток уважения к религиозно-культурному наследию в обществе. Представляется, что на уровне основного закона страны необходимо закрепить важность преемства духовной традиции, что имеется в 115 конституциях стран мира. Россия — многоконфессиональная страна с доминирующей православной компонентой, соотносящейся с русской доминантой русской (российской) цивилизации. Да и само по себе признательное и уважительное отношение государства к религиям должно получить в Конституции явное отражение.

2. В действующей Конституции не отражена ответственность государства за соблюдение принципа свободы совести, хотя представляется, что свобода совести относится к неотъемлемым правам и свободам человека и гражданина, за обеспечение которых власть несет ответственность. Предлагается в новом разделе, раскрывающем тему ответственности государства (органов, лиц), отразить и реальную гарантию соблюдения свободы совести.

3. Нечеткость понятия отделения религии от государства, которое оставляет неясным, отделяются ли религиозные организации от государства с организационно-правовой точки зрения, или конституционный принцип накладывает запрет на любое взаимодействие государства с конфессиями.

Принцип светскости государства и отделения религии от государства, провозглашенный в действующей Конституции, не подвергается сомнению. Представляется, что следует понимать принцип отделения как невмешательство государства и религиозных организаций в дела непосредственной компетенции данных субъектов, и четко обозначить эти закрытые для вторжения сферы.

Но вместе с тем необходимо установить принципы и сферу взаимодействия обоих институтов: государства и религиозных объединений.

4. Незащищенность религиозных организаций от вторжения государства в свои внутренние дела — наследие, оставшееся от синодальной и советской эпохи полного государственного контроля деятельности конфессий. Проблема решается в рамках вышеупомянутого подхода. Отметим в этой связи, что данным положением решается и проблема настороженного отношения мусульманской, иудейской и буддийской элит (а также части христианской интеллигенции) к общей национальной идее: указанные религии участвуют в формировании и продвижении российской национальной идеи в той мере, в какой это согласуется с их вероучением (в плане патриотизма, связанного с многонациональным государством, многонациональной культуры, межрелигиозного сотрудничества в решении экзистенциальных проблем страны и т. п.), и государство уважает их вероучительные ограничения.

5. Не оговорена возможность для религиозных организаций сотрудничать с государством, что не дает религиозным организациям в полной мере реализовывать свой потенциал. Практика взаимодействия конфессий и государства широко представлена в России; представляется необходимым легитимизировать эти отношения, которые не отменяют светскости государства и нужны для достижения общественного блага.

Необходима также реализация предлагаемых концептов решения проблем в качестве программно-управленческого документа высокого уровня, каковым выступает Доктрина безопасности и развития России.

Необходима реализация концепции социального партнерства государства и религиозных организаций, дающей возможность любой религиозной организации при соответствии критериям получать преференции.

Данный концепт решает серьезные проблемы как сотрудничества государства и конфессий для общественного блага, так и легитимации такого сотрудничества. В целях реализации концепта нужно принять федеральный закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями».

Под социальным партнерством в данном контексте понимается система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.

Отношения социального партнерства устанавливаются при безусловном соблюдении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и льгот в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства.

В силу уважения многоконфессиональности страны следует ввести положение, что каждая религиозная организация имеет право на получение статуса социального партнера. Для этого она должна пройти специальную процедуру государственной аккредитации, в процессе которой подтвердить свое соответствие установленным в законопроекте критериям. Предлагается ввести централизованные и местные религиозные организации — социальные партнеры.

Централизованные религиозные организации, претендующие на получение статуса централизованной религиозной организации — социального партнера, должны соответствовать следующим критериям:

1) единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений;

2) факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в создание и построение Российского государства; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей государства и общества в Российской Федерации;

3) отсутствие в вероучении, религиозной доктрине и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений, которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства;

4) исторически сложившаяся преемственность структуры и органов управления, основанная на внутренних установлениях;

5) наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности, основанного на внутренних установлениях.

Религиозная организация для получения статуса местной религиозной организации — социального партнера должна подтвердить соответствие следующим критериям:

1) единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений;

2) факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в жизнедеятельность Российского государства на части его территории; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей государства и общества на части территории Российской Федерации;

3) отсутствие в вероучении, религиозной доктрине и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений, которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства;

4) исторически сложившаяся преемственность структуры и органов управления, основанных на внутренних установлениях;

5) наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности, основанного на внутренних установлениях.

Статус местной религиозной организации — социального партнера предлагается ввести для того, чтобы дать возможность органам местного самоуправления сотрудничать с традиционными локальными религиозными организациями и с теми социально значимыми религиозными направлениями, в которых исторически сложилось разнообразие в толкованиях священных писаний и религиозных практиках. Однако местная религиозная организация — социальный партнер, тем не менее, должна доказать свое соответствие критериям, за исключением случая, когда централизованная религиозная организация, в которую входит данная местная организация, уже получила статус централизованной религиозной организации — социального партнера.

Остальные религиозные организации, не имеющие оснований для получения статуса социального партнера или не выразившие такого желания, могут самостоятельно вне сферы действия законодательства о социальном партнерстве свободно осуществлять социально значимую позитивную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Подготовка специалистов в сфере государственно-конфессиональных отношений, курсы повышения квалификации в регионах должны вестись в целях предотвращения религиоведческой безграмотности государственных и муниципальных служащих, отвечающих за взаимодействие с религиозными организациями.

В ряде вузов имеется возможность для переподготовки кадров и повышения квалификации по данному вопросу (МГУ, РАГС, СПбГУ, многие вузы в субъектах Федерации). В этой связи следует сформулировать требование об обязательном наличии специальных знаний (подтвержденных соответствующими сертификатами) для таких сотрудников всех ветвей и уровней государственной власти.

Сотрудничество религиозных организаций с государством в сфере образования помогает решить проблему наследия духовных ценностей и воспитания учащихся. При этом следует иметь в виду принцип добровольности и альтернативности курсов, обучающих религии. Кроме того, представляется, что сотрудничество в сфере образования должно происходить в рамках социального партнерства. Предлагается привлечение органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения социально значимых проблем общества и государства образовательных учреждений следующих типов:

– учреждений профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей;

– негосударственных общеобразовательных учреждений с преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров;

– государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с факультативным светским преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров.

Защита от деструктивных процессов в обществе с помощью религиозных организаций должна осуществляться в рамках социального партнерства для решения вопросов примирения в религиозных, этнических и иных социальных конфликтах.

Урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся на военной службе, необходимо для легитимации признанного во всем мире (кроме Китая и Корейской Народно-Демократической Республики) института военных капелланов.

Данный институт призван удовлетворять религиозные нужды военнослужащих и участвовать в воспитании личного состава. Предлагается предоставить централизованным религиозным организациям — социальным партнерам право создавать в соответствии со своими внутренними установлениями структурные подразделения по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а органам государственной власти — обеспечивать их присутствие и деятельность в Вооруженных Силах РФ по желанию военнослужащих.

Урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся в местах лишения свободы, также необходимо как в целях воспитания и социализации заключенных, так и в целях легитимации уже сложившегося партнерства религиозных организаций и Федеральной службы исполнения наказаний. Предлагается предоставить структурным подразделениям по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ, которые учреждены религиозными организациями — социальными партнерами, право проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Возможность наследования духовных ценностей с помощью религиозных организаций важна для сохранения и восстановления прерванной преемственности с исторической духовной традицией.

Предлагается узаконить сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере непосредственного формирования у граждан моральных и нравственных, семейных и общественных, гражданских и патриотических ценностей.

Защита института семьи с помощью религиозных организаций необходима для решения как проблемы идейно-духовного вакуума, послужившего одной из причин демографического кризиса, так и поощрения деятельности религиозных организаций по укреплению семьи.

Активизация благотворительной деятельности и ее поощрение с помощью религиозных организаций должна проходить прежде всего в рамках социального партнерства. Предлагается разработка органами государственной власти и местного самоуправления и религиозными организациями — социальными партнерами совместных социально-благотворительных программ.

Формирование в России правовой базы для обоснованной поэтапной компенсации материального ущерба религиозным организациям, нанесенного им в период воинствующего атеизма, должно решить довольно сложную и деликатную проблему возвращения религиозным организациям собственности религиозного назначения.

Во-первых, предлагается предоставление преференций в возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям — социальным партнерам. Во-вторых, для предотвращения конфликта с музейными работниками предлагается внедрить принцип предварительного финансирования расходов по переводу музейных фондов и экспозиций в другие помещения, специально для этого оборудованные. В-третьих, в случае совместного пользования объектами религиозного назначения должны быть четко определены права и обязанности сторон; в каждом конкретном случае должен быть договор о совместном использовании и разграничении полномочий; необходимо прописать контрольный механизм, который не допускал бы возможности нарушения законодательства ни одной из сторон.

В-четвертых, реституция должна накладывать на религиозные организации обязанность по поддержанию музейного качества тех сооружений и предметов, которые имеют музейное значение.


Источник: "Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования "

 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Религия и общество   (748)