В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Датская народная церковь на пороге перемен

Евангелическая лютеранская церковь Дании, которая носит официальное название Датская народная церковь, переживает нелегкие времена – сокращается численность прихожан и закрываются храмы. Если в 2008 году отказались от причастия 9742 датчанина, то в 2009 году из списка прихожан пожелали быть вычеркнутыми 14325 граждан страны.
Каковы причины этого явления? Глава информационного центра церкви в копенгагенской епархии Карен Шусбое в газете "Берлингске тиденде" высказывает мнение, что главной из них является финансовый кризис. "Многие уходят из церкви в молодости, когда закладывают материальные основы своей будущей жизни, – утверждает она. – Например, когда вы покупаете ваш первый дом, то составляете смету и прикидываете, на чем могли бы сэкономить. То же самое происходит, если вы вдруг теряете работу".

Другие считают, что причиной стали некоторые действия церкви, имеющие политическую окраску. Так, в копенгагенском храме Брорсон в копенгагенском квартале Норребро летом 2009 года укрылась группа иракцев, которые подлежали принудительной высылке из страны. Датская полиция ворвалась в церковь, арестовав 19 мигрантов. Акция вызвала протесты примерно 300 представителей правозащитных организаций, которые пытались помешать силам правопорядка войти в церковь и также были задержаны. Приходский священник Пер Рамсдаль утверждает, что полиция "нанесла серьезный ущерб церкви, а операция отнюдь не была такой спокойной и мирной, как обещали". Действия столичной полиции однако в целом получили положительную оценку в датском обществе, большинство которого, согласно опросам, одобряло принудительную высылку не получивших убежища иракцев.

Эксперт по вопросам церкви Пер Ингесман теологического факультета Орхусского университета заявил, что "нет законных причин, которые не позволяли бы представителям власти войти в церковь. Это не святилище, такого понятия не существует в датском законе. Церковь – общественное место, и ничто не мешает полиции войти в нее". Министр юстиции Бриан Миккельсен отметил: "Мы, конечно, предпочли бы не применять силу. Но мы живем в демократическом обществе, в котором люди подчиняются законам и правилам страны. Занятие церкви не дает право на особое отношение". Министр по делам беженцев, иммиграции и интеграции Бирте Ренн Хорнбех назвала операцию полиции "вызывающей сожаление, но необходимой". В целом подобные события не способствуют укреплению позиции церкви в датском обществе.

Третьи полагают, что свою роль играют общие атеистические настроения в Дании. Так, власти второго по величине датского города Орхуса, сообщала газета "Юлландс- постен", решили предоставить отдельное место для погребения на местном кладбище "Вестре" атеистам и агностикам, которые не желают иметь на своей могиле религиозных символов /к слову, и на обычных датских кладбищах большинство могил не несут таких символов – прим. корр.ИТАР-ТАСС/. Датское общество атеистов уже неоднократно выступало с подобным требованием, оно также требовало убрать религиозные символы с государственных учреждений. "Мы находим неуместным тот факт, что работа датского парламента – Фолькетинга начинается с религиозной церемонии", – заявил телеканалу ТВ2 глава общества Стинус Линдгрен. "Люди могут ходить в церковь в свое личное время, но наше демократическое государство обязано быть религиозно нейтральным", – считает он. Другая проблема, добавил Линдгрен, это школьные учебники, которые, по его словам, "переполнены христианскими идеями, которые не соответствуют современному датскому обществу". Газета "Копенгаген пост" отмечала, что в последнее время возросла популярность датского общества атеистов. Оно насчитывает сейчас 1200 активных членов и выдвигает все новые требования.

В 2011 году Атеистическое общество направило в 2200 датских школ брошюры, предлагая школьникам сделать выбор, принимать ли участие в традиционном обряде конфирмации или нет. В брошюрах ставились вопросы о свободе вероисповедания, а также о том, может ли быть обвенчан или похоронен по церковному обряду человек, который не посещает церковь. Представитель общества сказал в интервью "Экстра Бладет", что цель брошюры – вызвать дискуссию, чтобы молодые люди делали сознательный выбор. Школы однако отказались распространять брошюры. "Это не входит в наши обязанности, – сказал представитель одной из них. – Мы получали также пропагандистские материалы от Сайентологической церкви и от Свидетелей Иеговы, и выбросили их".

Обряд конфирмации в Дании ежегодно проходят около 50 тыс. школьников, каждый тратит в среднем 17 тыс. крон / около 3 тыс. долларов/ на одежду, подарки и вечеринки. Гости на вечеринках обычно вручают школьникам конверты с деньгами. В 2011 году общая сумма таких подарков составила 723 млн крон /130 млн долларов/, несмотря на экономический кризис. В известном магазине "Панайотис" платье для конфирмации стоит в среднем тысячу крон /200 долларов/, а аренда "Хаммера" для праздничной поездки – 3000 крон в час. Эта тенденция вызывает беспокойство среди видных представителей церкви. "Дорогие лимузины, пышные вечеринки и роскошные платья отвлекают от подлинного смысла конфирмации – веры в Бога", – сказал бывший глава епархии Виборга Томас Франк. В атеистической брошюре подчеркивается коммерческий характер, который все чаще получает этот обряд. Ее авторы заверяли школьников, что они вполне могут устроить вечеринку и без религиозных элементов.
В новом правительстве Дании, возглавляемом социал- демократами, впервые в истории страны почти треть министров не посещают государственную церковь. Из 23 министров трехпартийного левоцентристского кабинета только 16 являются прихожанами Датской народной церкви. В предыдущем правоцентристском правительстве все министры входили в церковную общину.

"Я считаю, что это личное решение. Я не верю в бога и не думаю, что должен ходить в церковь", – сказал министр обороны Ник Хеккеруп в интервью "Экстра Бладет". Министр финансов Бьяне Коридон – другой министр, который не является прихожанином. "Я глубоко уважаю церковь, но я неверующий. Поэтому я не думаю, что я должен посещать ее", – сказал он. Даже министр по делам церкви Ману Саарен признал в октябре прошлого года, сразу после того, как занял пост в правительстве, что является "религиозным скептиком". Саарен пока не покинул церковь, однако, по его словам, близок к этому из-за протестов против разрешения гомосексуалистам заключать церковные браки.

Парламентарии от крайне правой Датской народной партии, которая была союзником прежней правоцентристской правящей коалиции, выражают тревогу в связи с "секуляристским" лицом нынешнего правительства. "С министрами, которые не верят в бога, остается только удивляться, что церковь еще совершенно не развалилась", – заметил ее представитель Серен Эсперсен.
Еще одна причина – инициатива нового министра равенства и церкви Ману Сареена разрешить церковные браки между гомосексуалистами. Правительство подготовило ряд поправок к существующему законодательству, которые наделят гомосексуальные пары такими же правами, как и гетеросексуальные, сообщило министерство. "Это исторический шаг, – заявил Ману Сареен. – Такого не было после того, как в национальную церковь были допущены женщины-священники".

"Правительство постановило, что гомосексуалисты должны иметь возможность вступать в брак таким же образом, как и разнополые пары, и что они смогут называть себя супругами, – указывается в пресс-релизе министерства. – Все члены Датской народной церкви должны иметь возможность заключать церковный брак, независимо от их сексуальной ориентации".
"Мы ожидаем, что первый такой брак будет заключен летом 2012 года", – считает близкая к церкви журналистка Огор Петерсен, которая предполагает, что голосование в парламенте и подготовка инструкции по применению закона займут около полугода.

До сих пор церковь была против полного равенства между гомо- и гетеросексуалами, однако некоторые епископы заявили, что готовы модифицировать брачный ритуал таким образом, чтобы священники могли сочетать браком и гомосексуальные пары. "Думаю, что многие церковные группировки будут рады, что наконец есть политическое решение, открывающее этот путь. Многие, однако, будут раздосадованы тем, что разница между браком и партнерством теперь стерта", сказал копенгагенский епископ Петер Сков- Хансен.

В 2010 году министерство создало комиссию для изучения позиции церкви по регистрации партнерств. 11 из 12 членов комиссии считают, что брак между мужчиной и женщиной и партнерство между лицами одного пола – разные вещи. Они убеждены, что придание браку нейтрального с половой точки зрения характера представляет собой "странный и абстрактный взгляд на природу человека".

Намеченный шаг потребует изменения закона о браке и создания нового брачного ритуала для гомосексуалистов. В настоящее время пасторы государственной лютеранской церкви имеют право лишь благословлять однополые пары, которые вступают в зарегистрированное партнерство в ходе гражданской процедуры.

Дания была первой страной в мире, которая 1 октября 1989 года разрешила гомосексуалистам вступать в брак. Такой союз, или "зарегистрированное партнерство", предоставлял гомосексуальным парам практически все права, которыми пользуются вступившие в брак разнополые пары, кроме права на усыновление, предоставленного в 2009 году, и права на церковный брак, которое они вскоре получат. Церковь с 1997 года благословляет гомосексуальные гражданские браки, однако не совершает ритуальной церемонии брака и не вносит такие пары в приходские регистры. "Когда двое мужчин или две женщины соединяются, это брак, и незачем искать новое слово", – заявил представитель Датской ассоциации прав гомосексуалистов Джордж Хинге, добавив, что "и однополые пары естественным образом принадлежат церкви".

Постановление министерства принято примерно через месяц после кончины 96-летнего борца за права гомосексуалистов в Дании Акселя Аксгила, который в силу закона от 1989 года первым вступил брак со своим партнером Эйгилом Эскилдсеном.
Согласно проекту нового закона, пасторы будут обязаны венчать гомосексуальные пары, причем возможный отказ того или иного пастора совершить обряд не означает отказа в праве на брак", – объяснил Огор Петерсен, добавив, что "один пастор может отказаться, а другой согласиться".

Согласно результатам опроса, который был опубликован в марте 2010 года близкой к религиозным кругам газетой "Кристелиг Дагбладет", около двух третей датчан /63 проц./ высказались в поддержку церковного брака однополых пар. Шесть из десяти епископов в ходе опроса газетой "Берлингске тиденде" в 2010 году также высказались за брак перед алтарем гомосексуалистов, которые борются за это право почти два десятилетия. В марте 2010 года бывший премьер Ларс Лекке Расмуссен сказал, что "открыт" к идее равенства между парами, добавив, однако, что первый шаг должна сделать церковь. Находившиеся тогда в оппозиции левоцентристские партии также поддержали эту идею.

Датская национальная организация геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов /LGBT/ с энтузиазмом отнеслась к планам правительства. "Это больше, чем мы могли надеяться, – сказала ее глава Виви Йелструп. – Слова означают многое, и, если вы сегодня не можете назвать себя супружеской парой, то это означает неравенство".

Тем не менее, у инициативы министра нашлись и противники как в обществе, так и среди клира, против нее выступили четыре из 10 датских епископов. Вспыхнувшая полемика быстро вышла на общий уровень, и датские эксперты в области религии пришли к выводу о необходимости яснее определить границы между церковью и государством. "Мы становимся свидетелями исторического кризиса в отношениях между церковью и государством, которые приближаются к разводу", – заявил в интервью "Политикен" генсек датского Библейского общества Мортен Хейсгор Томсен.

Три епископа – Хеннинг Тофт Бро, Элизабет Донс Кристенсен и Карстен Ниссен – высказали мнение, что министр перешел границы допустимого, потребовав, чтобы церковь освящала браки гомосексуалистов. Вместе с тем, они отметили, что ситуация остается достаточно неопределенной, так как статус церкви в Дании не регламентирован с достаточной точностью. На практике действует неписаное правило, согласно которому министр не вмешивается во внутренние дела церкви, пока она не вступает в противоречие с законом . "Здесь существует правовой вакуум, и мы не знаем в точности, кто имеет право принимать решения или изменять обряды, – признала профессор религии в университете Роскилле Лизбет Кристоферссен. – Между тем, это основа деятельности церкви, и плохо, что в этом вопросе нет ясности, так как всякий раз возникают споры".
Поскольку заключенный в мэрии брак имеет юридическую силу, то отказ епископов освящать его в церкви может граничить с нарушением закона. Поэтому прежде следует внести изменения в закон о браке. В целом же, полагает она, определить отношения между церковью и министерством может Верховный суд.

Ману Сареен признал, что расплывчатое распределение прерогатив позволяло избежать конфликта. Он считает, что правительственная комиссия по изучению вопроса о том, что именно входит в компетенцию церкви, выработает решение вопроса.

Эксперт Мортен Хейсгор Томсен предвидит, что отношения между сильным государством и ослабевшей церковью в итоге приведут к разработке своего рода "экклезиастической конституции". Это означает, что церкви будет официально предоставлена автономия в определенных областях, и она станет политическим институтом, сказал он.

Бывший министр по делам церкви Бертель Хордер однако убежден, что нынешний конфликт ускорит развитие событий: "Настаивая на том, что он руководит церковью, министр льет воду на мельницу священников, которые стремятся отделиться от государства". Хордер решительно выступает против ослабления связей между церковью и государством, отмечала "Политикен". "Если церковь добьется самоопределения, она обретет политический характер. Это опасно", – предупредил он, сославшись на пример Швеции, где подобное отделение в 2000 году привело к сокращению численности прихожан на 800 тыс. человек.

Епископ датской столицы Эрик Норман Свендсен предвидит отделение Датской народной церкви от государства. "Я не думаю, что церковь сможет сохранить свой особый статус, – сказал он в интервью "Кристелигт Дагбладет", – так как датское общество претерпело глубокие изменения". "Мы страдаем от утраты традиций, у нас много граждан, принадлежащих к другим вероисповеданиям. У нас также много членов парламента, которые не принадлежат церкви. Почти все молодежные политические организации поддерживают отделение церкви от государства", – констатировал епископ. По мнению Эрика Нормана Свендсена, конституционное положение, согласно которому евангелистская лютеранская церковь является Датской народной церковью, будет исключено из основного закона в ходе принятия поправок, и это не является отрицательным явлением. "Шведская церковь потеряла много членов, когда отделилась от государства в 2000 году, – заметил он. – Но я чувствую, что она стала вызывать больше доверия". "Наша церковь может и должна привыкнуть принимать больше решений, распределять фонды и сама нести ответственность", – сказал Эрик Норман Свендсен.

Христианство появилось в Дании в X веке в его католическом варианте. В XVI веке Реформация привела к отделению церквей Северной Европы от Рима, и датская церковь стала лютеранской.

Огромную роль в становлении Датской народной церкви и современного национального самосознания датчан сыграл пастор, писатель и философ Николай Фредерик Северин Грундвиг /1783-1872 гг./. Потеря в 1864 году провинции Шлезвиг-Гольштейн в войне с Германией расценивалась в стране как национальная катастрофа, экономика и моральный дух датчан были в полном упадке. После того, как внешнеполитические демарши Дании потерпели провал, Грундтвиг призвал датчан сосредоточить усилия на внутреннем строительстве. В своих трудах и проповедях он поднимал вопрос национальной гордости малого народа, ставя успешность государства в прямую зависимость от счастья и благополучия его граждан. Пастор организовал "народные университеты" и написал множество воодушевлявших датчан псалмов, создав, по сути, новую национальную идеологию и сумев вывести датчан из психологического тупика. Следуя заложенной им традиции, датчане и сегодня поют его псалмы в церкви, в школах и даже на партийных собраниях.

Согласно не менявшейся с 1849 года датской Конституции, "Евангелистская лютеранская церковь является Датской народной церковью и в этом качестве пользуется поддержкой государства". Королева Дании обязана быть прихожанкой, а церковные праздники являются выходными днями.

Делами церкви ведает министерство равенства, церкви и северного сотрудничества, которое готовит большинство соответствующих законопроектов, назначает приходских священников, готовит назначение королевой настоятелей соборов и епископов. С административной точки зрения, таким образом, министр является высшей инстанцией.

Ежегодно бюджетом страны предусматриваются средства на нужды церкви, которые однако составляют лишь 12 проц. ее бюджета. Основным же источником финансирования является специальный налог, который достигает 1-2 проц. доходов налогоплательщика. Формально этот налог должны платить лишь прихожане /по-датски – члены Датской народной церкви/, на практике однако его платят все налогоплательщики, включая тех, кто не относится к церкви. Таким образом, она получает от государства сумму, равную примерно 130 крон /около 23 долларов/ в год на каждого налогоплательщика. Кроме того, прихожане платят дополнительный взнос в поддержку церкви, сборы от которого в 2011 году достигли 5,9 млрд крон.

Такой уклад побуждает некоторых авторов считать церковь административным, бюрократическим органом государственного аппарата /церковь выполняет и регистрационные функции ЗАГСов/, а пасторов – государственными чиновниками.
Еще несколько десятилетий назад членами церкви являлись 95 проц. населения Дании, что аналитики связывали с однородностью датского общества и его склонностью к традиционализму. На 1 января 2011 года в стране было зарегистрировано 4,5 млн прихожан, или 80,4 проц. населения Дании, согласно собственному Интернет-сайту церкви. На вопрос о вере в Бога, однако, лишь 15 проц. дают положительный ответ, а еженедельно посещают воскресные службы, согласно "Копенгаген пост", менее 5 проц. Это говорит о том, что большинство датчан воспринимают церковь как часть традиционного образа жизни, а не храм Божий.

Поэтому наблюдатели отмечают как националистский характер датской церкви, так и ее слабую связь с собственно христианской верой. Как отмечал один русский священник, с точки зрения веры, с Иисусом Христом в Дании успешно соперничают Тор, Один и другие языческие герои древней скандинавской мифологии. Это хорошо видно во время религиозных праздников, которые датчане обычно используют исключительно для отдыха, домашних дел и ухода за собственными участками земли. Датские церкви на Рождество и на Пасху так же пусты, как и в будни, по телевизору показывают фильмы про вампиров, а, если выглянуть в окно в центре Копенгагена в полночь на Пасху, то можно увидеть полный мрак.

Показателен пример Дня всех молитв – выходного дня, отмечаемого в четвертую пятницу после Пасхи. Он был искусственно создан в 1771 году по инициативе короля Кристиана V и представляет собой своеобразный "набор" из множества мелких католических праздников, в основном дней тех или иных святых. Рационально мыслящий монарх решил, что разрозненные местные католические праздники, которые датчане продолжали чтить, несмотря на Реформацию, целесообразно объединить и отмечать в один и тот же день, чтобы не нарушать цикл весенних полевых работ.

Самый любимый здесь традиционный праздник святого Ханса /у славян – ночь Ивана Купалы/, который отмечается 23 июня, носит и вовсе языческий характер. Вечером датчане жгут по всей стране огромные костры, поглощая у потрескивающих поленьев барбекю, запивая пивом и распевая традиционную песню "Мы любим нашу страну", сочиненную в 1887 году датским поэтом Хольгером Драхманом. Такой костер устраивается обычно и в парке резиденции премьер-министра Дании – Мариенборге примерно в 20 км от столицы, где к веселящимся датчанам присоединяется и глава правительства.

Поскольку датские церкви все чаще сталкиваются с "синдромом пустых скамей", звучат предложения отказаться от части из них. Так, церковный фонд /Folkekirken/, созданный в конце XIX века в поддержку Датской народной церкви, рекомендует закрыть половину датских храмов, особенно в сельской местности. В последнем докладе фонда указывается, что в 1144 из 2201 датских приходских церквей насчитывается менее тысячи прихожан, а в 40 из них – менее ста. Всего в Дании сегодня, согласно данным фонда, 2354 церкви, но воскресные службы в них посещает менее 5 проц. населения, или менее 275 тыс. человек.

В начале февраля "Берлингске" опросила всех 10 епископов Дании, из которых восемь предсказали "волну закрытия церквей в предстоящие годы".

В Копенгагене около 60 проц. жителей являются членами церкви и платят налог в ее пользу. Однако лишь около 20 проц. из этого количества регулярно посещают воскресную службу. "Сокращение числа храмов в столице с 70 до 35 позволит сэкономить миллионы крон и улучшит ситуацию примерно 350 тыс. прихожан", – сказал глава бюджетного комитета копенгагенской епархии Торбен Ларсен в интервью "Берлингске". "У нас нет денег для содержания всех церквей, – сказал он. – Если они объединятся, то будут созданы условия для более полноценных богослужений". Представители церкви отмечают, что вопрос о закрытии храмов поднимался и ранее, однако новые бюджетные ограничения превращают этот процесс уже почти в реальность.

В этой связи возникают различные инициативы по спасению приходских церквей. Так, глава приходского совета церкви Линдеванг во Фредериксберге Инге Лизе Педерсен предложила в интервью в "Берлингске", чтобы ряд ритуальных услуг, предоставляемых церковью, стали платными. Она не считает, что люди должны платить за то, что она назвала "моментом умиротворения", но полагает, что некоторые церкви в стране, которые привлекают туристов, могут ввести входную плату. Инге Лизе Педерсен также сказала, что лица, которые не являются прихожанами, должны платить за такие обряды, как венчание или отпевание. "Если вы платите налог, то имеете право на религиозные церемонии, – сказала она. – Если же нет, то вполне нормально взять с вас плату".

Также обсуждается вопрос о том, какое предназначение дать помещениям храмов, которые будут закрыты. Датские епископы считают, что бывшие церкви не должны использоваться как пивные, дискотеки или супермаркеты. "Я не думаю, что бог против пива, – сказал епископ Роскилле Петер Фишер Меллер в интервью "Политикен". – Закрытая церковь больше не является храмом. Камни – не священные, но это здание было местом важного эмоционального опыта, и память об этом должна уважаться".
Епископ надеется, что закрытые церкви будут заняты христианскими обществами, станут приютами для бездомных, концертными залами или домами культуры. С 1849 года в Дании, по данным "Копенгаген пост", было закрыто лишь девять храмов. Так, бывшая церковь Святого Николая в Копенгагене стала картинной галереей, а другая – Вестере Хавнекирке на острове Лезе, в 2008 году – СПА /комплексом для водных процедур/.

Вторая по распространенности религия в Дании – ислам. Эксперты утверждают, что во всех скандинавских странах мусульманство является быстро растущей религией, тогда как традиционная лютеранская церковь повсюду быстро теряет прихожан. По некоторым данным, численность приверженцев ислама в Северной Европе перевалила за миллион. В прошлом году столичная мэрия одобрила проект строительства в северо- западной части Копенгагена первой в Дании мечети. Проект включает основное здание высотой 24 метра с синим куполом и два минарета высотой 32 метра. При мечети будет работать мусульманский культурный центр. В настоящее время около 50 молельных помещений датских мусульман размещаются в частных квартирах, подвалах и ангарах. При этом именно новообращенные мусульмане, чаще всего, – коренные датчане, шведы, норвежцы и финны, наиболее активны в продвижении радикального ислама в своих странах, так как они, в отличие от иммигрантов, не боятся властей.

Как сообщает пресса, в стране также существует и противоположная тенденция, с каждым годом в Дании все больше мусульман принимают христианство. По данным эксперта по межкультурным связям Могенса Могенсена, в период 1980-2007 гг. христианами стали около тысячи бывших приверженцев исламской веры. Согласно одному из недавних опросов, большинство датчан /54,9 проц./ считают, что ислам является "проблемой для датского общества", тогда как 39,9 проц. не разделяют этого мнения, а 5,2 проц. вообще не знают, что сказать по данному вопросу. По статистическим данным, в Дании насчитывается примерно 200 тыс. мусульман / 3,5 проц. населения/, значительная часть которых проживает в Копенгагене.

В Дании существует также католическая церковь, насчитывающая 35 тыс. прихожан. Она оказалась в поле зрения прессы главным образом из-за случаев педофилии в 1960-70 гг., в которых были замешаны священники. Многих из обвиняемых служителей религиозного культа уже нет в живых. Первый известный случай педофилии католического священника в Дании, по словам представителя этой церкви Нильса Энгельбрехта, относится к 1890 году.

Представлено в Дании и православие. В Копенгагене – два православных прихода, рассказал корр.ИТАР-ТАСС настоятель православного прихода в храме Морской миссии отец Сергий. По его словам, есть еще собор Александра Невского, который был построен на средства российской императорской семьи в 1883 году и ранее находился под юрисдикцией Русской православной церкви заграницей /РПЦЗ/. Приход в храме Морской миссии относится к Русской православной церкви Московского патриархата.

После подписания Акта о каноническом общении в 2007 году произошло объединение РПЦЗ и Московского патриархата. "Все прежние структуры полностью сохранились, но только все они вошли в состав Русской православной церкви /РПЦ/, – пояснил священнослужитель. – Некоторые православные прихожане посещают оба храма – это и есть процесс реального сближения двух церквей, который займет определенное время".

"Собственностью РПЦ в Дании являются два храма – это собор Александра Невского и приобретенная два года назад церковь в Хобро", – отметил он. Другие службы проходят в храмах, которые российским православным предоставляет во временное безвозмездное пользование датская лютеранская церковь. Среди них – и храм Морской миссии в Копенгагене.

Точного учета православных прихожан в Дании не ведется, однако, по словам отца Сергия, на два прихода Московского патриархата их не менее двух тысяч. Кроме православных россиян в крестном ходе в этих приходах приняли участие украинцы, белорусы, молдаване, уроженцы балтийских стран, выходцы из бывшего СССР, болгары, сербы, греки.
В Дании существует и национальная православная церковь, которая насчитывает около 40 прихожан и находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Лютеранство   (21)