В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Размышления после встречи Путина с лидерами традиционных конфессий

Спустя сутки после встречи Владимира Путина с лидерами религиозных организаций (8.02.2012) случилось еще одно событие. Аналогичное по содержанию, но явно противоположное по знаку.
На Credo.ru выходит обвинительное интервью Александра Невзорова (см. ниже – ред. Родон), одного из доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах. Интервью жёстко антиклерикальное по сути, обвинения сформулированы подчеркнуто хамски и вызывающе неприлично. Власть Церкви держится на жандармах, – утверждает Невзоров. Лидеры всех без исключения конфессий сговорились и обманывают государство в лице ВВП.

Тот, кто счел этот материал клоунадой, издевкой или куражом, абсолютно ничего в нём не понял. Чтобы правильно прочитать этот странный набор реплик, надо знать, кто такой Невзоров и почему вчера ему пришлось заговорить. Только тогда ясно видна цель и последствия сказанного.

Александр Невзоров отличается от других доверенных лиц, штабистов и политтехнологов, которые работают на Путина. Отличается принципиально и кардинально. У него другой бэкграунд, другой уровень оценки ситуации. Наконец – другая профессия.

Вопреки расхожему мнению, Невзоров никогда не был журналистом в полном смысле слова. В 1990-е годы в Петербурге он был играющей политической фигурой. Место работы и образ человека в черной кожаной куртке и с "Бетакамом" на плече – да, все это было. Но в реальности их обладатель, так удивительно похожий на репортера, был вхож в высшие круги питерского политического бомонда. Приятельствовал с мэром Анатолием Собчаком, они вместе ездили в морские круизы, много общались, что называется "дружили семьями". Естественно, с Владимиром Владимировичем, принадлежавшим к кругу Собчака, Невзоров знаком более 20 лет. Были ли одни дружны? Никто не знает. Но дружба с начальником Путина дорогого стоит.

Занимаясь политикой в 90-е, Невзоров точно оценивал ресурс и возможности РПЦ. И крутился возле двух самых уважаемых в Петербурге православных людей, владыки Иоанна Снычева и Льва Николаевича Гумилева. Он сделал с ними множество интервью, был зван ими в гости, на похороны владыки Иоанна на своей машине лично привез кирпич, чтобы обложить могилу. Словом, демонстрировал горячую любовь к православному митрополиту. Программы со Львом Николаевичем Невзоров ухитрялся продавливать на "5-м канале", где работал под началом жгучей ельцинистки Беллы Курковой, которую тошнило при одном упоминании имён Гумилева и Снычева. Когда Невзорова изгоняли с "5-го канала", он опёрся в своей борьбе с Курковой именно на церковный ресурс – православные организовали многолюдный митинг на улице Чапыгина перед телецентром в защиту православного патриота, создателя движения "Наши". Идти к телецентру агитировали прямо на приходах. Невзоров победил, его восстановили на канале. При этом он всегда оставался самостоятельной политической фигурой. Любые комбинации были для него возможны. Он то поддерживал Собчака, то травил его. Ничего личного – политика.

Иными словами, бывший соловей клерикализма и нынешняя звезда антицерковных эскапад – это одна и та же, очень цельная личность. Прекрасно чувствующая направление политических ветров и подводных течений. Самостоятельный. Играющий в разные политические игры.

На многих Невзоров производит диковатое впечатление. По причине невысокого общекультурного уровня. Многие воспринимают его как маргинала. И напрасно. В политике Невзоров маргиналом не был, а образованность в этой сфере чаще мешает. Его куда более образованные последователи – Доренко или Леонтьев, разбирающиеся в тонкостях экономики, философии и искусства, сделали профессиональную журналистскую карьеру, но так и не смогли стать политиками.

Что же мы наблюдаем сегодня? Проходят сутки после встречи Путина с религиозными лидерами, – и у Невзорова выходит интервью. Как уже было сказано, стилистически оно выполнено в беспредельно хамской форме. Респектабельное издание, с удовольствием публикующее материалы, направленные против РПЦ, подобный текст, безусловно, не напечатает. Дело даже не в ксенофобии: "приличные" издания тоже высказывают ксенофобские идеи, но упакованные в "приличную" форму и написанные в рамках стилистического приличия. А здесь очень важен тон. Оскорбительный и провокационный, возможный лишь в самых рискованных (во всех смыслах) закадровых репортажных текстовках. Выбран он абсолютно намеренно и точно.

Невзоровских антицерковных агиток в СМИ сегодня хватает. Но сейчас, в этой нестерпимо благодушной ситуации, которая сложилась на встрече ВВП с "религиозниками" потребовался именно такой грубый окрик. Удар плёткой по лицу. Материал, который сам способен стать событием и перевернуть повестку дня. Выбор издания для этого демарша также не случаен.
Что такое Сredo.ru? Уже не раз говорилось и стало общим местом утверждение о том, что в течение многих лет Credo поддерживалось людьми близкими к Администрации президента. Портал выполнял весьма специфическую функцию: он был постоянным раздражителем для РПЦ и использовался для слива негативной информации. В 2010 году потребность в Credo.ru неожиданно отпала. Портал перестали финансировать. Руководство ресурса лихорадочно искало средства на его поддержание и нашло – у протестантов.

Почему же перестали нуждаться в Credo его бывшие кураторы?

Судя по всему именно в 2010-м году, вскоре после появления нового Патриарха, было принято решение о переносе борьбы с РПЦ в официальные СМИ – в крупные газеты, журналы, на телеканалы. С начала 2011 года интенсивность давления на Церковь подскочила в разы: вместо небольших интернет-сайтов в дело вступили государственные информационные ресурсы. Антицерковный курс становится "госзаказом". На нем строят свои предвыборные кампании партии и политики...

И вот в этой ситуации Credo вновь пригодился. Ведь обычное издание напечатать такой текст не может. А стилистика требовалась именно невзоровская: по-другому необходимый эффект не мог быть достигнут. Можно было поручить эту реплику, к примеру, бывшему "литпромовцу" Багирову (тоже доверенное лицо ВВП, если кто не знает) с присущей ему еще более резкой позицией "против православных и против русских". Но масштаб, Багирова, бесспорно, для этого маловат. Невзоров же подходил идеально. Он, в отличие от многих прочих "доверенных" и "штабистов" – не райтер, не политтехнолог. Он один из равных игроков внутри путинской команды.

Почему же Невзоров выстрелил своей речью сразу после встречи Путина с Патриархом Кириллом и руководителями традиционных конфессий? Не раньше и не позже?

Для того, чтобы ответить на этот самый важный вопрос, нужно понять чего добивался от Путина Патриарх Кирилл и что пообещал ему кандидат в Президенты России.

Если одним словом сформулировать то, что обещал Путин религиозникам, ответ можно дать простой и точный: изменить нравственный климат в стране. За всеми словами про школу, общественное ТВ, благотворительность, строительство храмов, стоят более общие и принципиальные вещи. Главное обещание – та самая, ожидаемая Патриархом "корректировка курса". Курса морально-нравственного, курса души и совести нации. И Путин фактически даёт это обещание. Тут же, молниеносно во всех СМИ мы видим всплеск антицерковной пропаганды. Церковников обвиняют в попытке вмешаться в политический процесс, Путина обвиняют в популизме и мракобесии. Всё завершается невзоровским интервью баптисту Владимиру Ойвину, который не скрывает своей солидарности с интервьюируемым. Абсолютно запрограммированный шаг. Однако, читатель на этом месте может споткнуться: как же так? Зачем Невзорову дезавуировать то, что сказано Путиным буквально сутки назад?

В этом всём есть подспудная логика. Ни для кого не секрет, что на Путина оказывается гигантское давление со стороны компрадорской элиты и олигархата, в руках которого сосредоточены основные капиталы. После встречи с религиозными лидерами стоит шум и кипит все информационное поле. Бьются в истерике блоггеры и журналисты в интернете и либеральных СМИ. А ведь все обещания были сделаны только на словах, не было подписано никаких бумаг. Тем не менее "кандидат номер один" знает и чувствует: стоит ослабнуть его авторитету, и ресурсы, которые он пока контролирует, могут просто забрать.
Что же тогда?

И вот он, что называется, играет второй рукой. Интервью Невзорова – это сигнал. Он имеет простой и незатейливый смысл. А именно: вероятность того, что было обещано – изменение нравственных категорий в обществе – стремится к нулю. Так что же, обещания не будут выполнены?

Законный вопрос: почему нельзя было обойтись без встречи с лидерами конфессий и невзоровской статьи, зачем вообще потребовалась эта игра в многополярность?

Такова политическая технология. Нужно было распределить несколько яиц по двум корзинам. Получить в свой загон православный и проправославный электорат. И одновременно успокоить либеральных невротиков: мол, ребята, бояться нечего, все остаётся, как было.

Так набираются очки и складываются в один мешок разные голоса.

А что получит народ?
Разгром Церкви, науки, образования, медицины, индустрии? Демографические чистки, нечистую совесть, двойную мораль?


Александр Щипков
Источник: "Религия и СМИ"



* * *


Доверенное лицо кандидата в президенты РФ Владимира Путина журналист АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ:
«Попы врут. Я свою роль как доверенного лица вижу в том, чтобы и президенту объяснять, что его обманывают»



"Портал-Credo.Ru": Почему Вы согласились стать доверенным лицом Путина на выборах президента?

Александр Невзоров: Он мне давно симпатичен. Существуют какие-то личные отношения, существует определенного рода понимание. И среди всех кандидатов, несмотря на то, что у некоторых есть безусловные достоинства — у того же Прохорова есть достоинства, но он еще политический младенец, ему еще надо "менять подгузники", — Путин — это единственный профессионал. И в сложную минуту — если бы была другая ситуация, можно было бы поиграть в воспитание несовершеннолетних президентов или в политическую "оранжерейку" для выращивания кадров — выбор здесь невелик, его просто нет.

- Вы в последнее время позиционируете себя как атеист, в некотором смысле можно даже сказать, что "воинствующий атеист". Вас не смущает некоторая демонстративная религиозность Путина?

– Я ни в какую религиозность вообще не верю, потому что есть такое понятие как "первобытное сознание", замечательно описанное господином Леви-Брюлем. Я подозреваю, что в 99 случаях это откровенное притворство пополам с определенной идеологией. Но я подозреваю, что власть в данном случае — достаточно слепой и не очень тонкий инструмент.

Ведь попы же врут, и тому же Путину врут. Ведь ложью является самое принципиальное. Чтобы эту всю так называемую "духовность", религиозную идею сделать доминирующей, давайте вспомним, какое количество статей Уголовного кодекса для этого требовалось в Российской империи — четырнадцать. Какое количество подзаконных актов — еще большее.

То есть вся эта религиозная идеология, православие может держаться только на штыках и на страхе каторги. А с современным обществом — нравится ли это кому-нибудь или нет — и с принципами демократии это абсолютно несовместимо – это "подстава" прежде всего того, кто такое общество возглавляет.

Поэтому необходимо на эту тему говорить и переходить от того, что Вы называете "атеизмом". Я атеист, но надо понимать, что атеизм — это реакция, это не самостоятельное явление. Мне "глубоко по барабану" ваши религиозные убеждения, извините.

Я считаю, что существует гипотеза бога, она ничуть не хуже любой другой гипотезы — ничего шизофреничного в ней нет. Но шизофренично утверждение, что она единственная. Те, кому нравится эта гипотеза, пусть они ее доказывают, пусть играют.

Но атеизм как таковой возникает только как ответ на агрессию церковников. Неужели Вы думаете, что мне всерьез интересно заниматься еврейскими сказками? Совершенно нет. И в данном случае я как раз свою роль как доверенного лица вижу, в том числе, в том, чтобы и президенту объяснять, что его обманывают.

- Вы считаете, что его обманывают, а не то, что он это делает вполне сознательно и просто разыгрывает эту карту?

– Я думаю, что и карту разыгрывает, и обманывают. Они же обещали ему тотально склонившуюся Россию на выборах в Государственную думу. Надули. Причем они блефуют. Они реально управляют хорошо если 1,5–2 млн так называемого "электората". Это ничтожно мало.

Ситуация с Поясом хорошо это показала. Потому что мы получили за 40 дней в 16 городах при истерическом раскале прессы, при самой изощренной массированной рекламе 3 млн человек, если верить попам, которые смогли обратиться к этому предмету с какими-то просьбами. 3 млн — это сколько у нас процентов населения? — меньше полутора. При том что никаких криков, что кто-то не успел, не было. Успели все, кто хотел. Получается, что примерно этим количеством рулит РПЦ, но не больше. И здесь они лгут. Они лгут про массовость своей паствы.

Вранье — это профессиональная обязанность попа, которая начинается с того, что он говорит, что он призывает верить в бога, хотя он призывает верить не в бога, а в одного из богов. Наглости всех попов не хватит, чтобы утверждать, что все те боги, которые известны мировому религиоведению, они никогда не существовали или являются чьей-то галлюцинацией. Такие же точно боги — полноценные и полноправные.

Православие — это уже "прокомпостированный талончик". Думать, что по нему можно еще раз прокатиться в трамвайчике истории, предельно наивно. Все уже определилось — он уже был "прокомпостирован", причем, самым отвратительным образом — штыками матросов в 1917 году. Православных, между прочим, матросов, крещенных, воцерковленных, причащавшихся и так далее. Следовательно, в качестве национальной идеи тоже не годится. То есть мы видим вранье на каждом шагу, и кто-то должен об этом говорить, потому что это, прежде всего, трагично для государства.

Ведь то, с чего мы начали наш разговор — что вся эта духовность может держаться только на штыках и соответствующих статьях УК или "Уложения об уголовных наказаниях", как это было в Российской империи, создает несовместимость этой идеологии с сегодняшним демократическим обществом. А сегодня другие общества нежизнеспособны — представители этих обществ сметают власть абсолютно безжалостно. К сожалению, здесь надо понять, что пути религии и государства давно разошлись. И только наивность и неосведомленность в этих вопросах руководителей государства может им позволить играть в эту игру.

- Вы не боитесь, что Ваша яркая атеистическая позиция вызовет реакцию МП, и на Путина надавят, чтобы Вас отчислили из доверенных лиц?

– Совершенно не боюсь. Очень хорошо, потому что, если это произойдет, мы увидим знакомый звериный оскал поповский. Знакомый нам по двум тычячам лет их истории, потому что вся моя вина, насколько я понимаю, заключается в том, что я осмеливаюсь мыслить по-другому. И в том, что я их воспринимаю так, как мне предлагают их воспринять опыт, история, мировая философия, религиоведение и другие абсолютно объективные источники.

Если это произойдет — что же, я готов на этот "костер" взойти не без удовольствия.

- В Вашу бытность в Государственной думе, когда лишили сана о. Глеба Якунина, Вы выступали с совершенно других позиций и обвиняли его в том, что он нарушает православные каноны, то есть Вы выступали с весьма религиозно-церковных позиций. Когда произошла перемена Вашего мировоззрения? Или я что-то неправильно трактую?

– Странно это слышать от представителя вашего портала, потому что Вы должны были бы знать, что в свое время, например, и Юлиан Философ, которого вы называете "отступником", и многие замечательные люди — гораздо более замечательные, чем я — прошли через это увлечение, когда казалось, что оно может быть и цементирующим, и важным, и серьезным. Но человек же живет и развивается. Формально можно сказать, что это произошло в ту минуту, когда я прочел Евангелие внимательно, не так, как читают православные. Смириться с таким количеством — извините меня, пожалуйста, не хочу Вас обидеть — невероятной ахинеи мне было уже трудно.

А потом все-таки я хорошо знаю Церковь изнутри и у меня все как-то сложилось, и я понял, — несмотря на все неудобство атеизма. Вы ведь прекрасно понимаете, что сейчас православным быть гораздо удобнее, чем атеистом. Причем, от православного даже и ничего не требуется — надо регулярно жрать икру на каких-нибудь поповских банкетах, делать несложные движения руками в районе груди и лба и все, и полный порядок.

Вы же понимаете, то это чиновное православие закончится в ту же секунду, когда у кремлевских руководителей сменятся их интересы. И тут же иконки будут заменены на портреты Хаббарда, на изображения Вишну, например.

- Как сказал один мой знакомый композитор: "Ну что с них взять, они же даже свечку держат как рюмку водки".

– Да, поэтому не надо это все переоценивать. Путин — разведчик, чекист, экономист, управленец, он и не обязан понимать гибельности, заключающейся в этом религиозном вопросе, но кто-то об этом должен говорить. И поэтому я согласился. И не вижу в этом никакого противоречия. Я же не говорю, что я не буду общаться с верующим человеком. Или я же не говорю, что человек, который называет себя верующим, для меня отвратителен, и я не буду иметь с ним никаких контактов. Ничего подобного. Пусть все верят, во что хотят. Каждый имеет право участвовать в той ролевой игре, которая ему нравится. Важно не делать из этой ролевой игры законы и правила для всех остальных.

Что касается РПЦ, то тут совсем тяжелая ситуация. Ведь речь не идет о том, кому во что верить, речь идет о том, кому кого содержать. Ведь они же требуют, чтобы их содержали. Они хотят за мой счет, за счет миллионов других людей, которым совершенно безразличны их игры, строить свои дачи в Геленджиках, одеваться в свои платья, носить свою бижутерию, трепаться в студиях и вести красивую жизнь в целом. Ведь речь идет только об этом. Пусть веруют, но за собственный счет и в специально отведенных местах. Тогда бизнес прекратится.

- Вчера прошла встреча Путина с главами так называемых "традиционных конфессий". Что Вы можете об этом сказать?

– Я думаю, что это все то же самое введение в заблуждение. К тому же, Владимиру Владимировичу никогда объективной картины участия религии в общественной жизни не предлагалось. Он всегда получал вот эту расписную как пасхальное яичко и такую же безответственную и безсодержательную картину. И бесконечные обещания, что вот Вы нам дайте, а мы в ответ будем покорны всеми 140 миллионами населения. Поэтому я думаю, что президента просто "внаглую" дурят.

- Он что же маленький мальчик? У него нет своей головы на плечах?

– У него есть своя голова на плечах, но чтобы в этих вопросах разбираться, нужно неплохо знать эту организацию, каноны и догматику и криминальную сторону церковной истории. Ведь очень многие прекрасные люди становятся новообращенными верующими только потому, что их никто не знакомит с другой стороной медали.

Я и сам знаю прекрасных людей, которые теперь катаются на какой-то Валаам и ставят какие-то свечки. Они от этого хуже стали? Нет, но это так же, как когда меня спрашивают, надо ли читать Библию: "Надо, — говорю, — надо. Но "вприкуску" с Ярославом Головановым, вприкуску с Таксилем, с тем, что создаст возможность критического мышления". Потому что критически надо относиться к чему угодно. И к моим словам тоже. И к любмым словам. И к любой книжке.

- Я называю такое доверие к слову — я сам придумал этот термин — "вербальный фетишизм".

– Совершенно верно. Как Вы понимаете, там просто человеку предлагается более простая схема, и он, естественно, на эту схему "клюет", потому что ему предлагаются готовые решения — ему не надо думать, ему не надо чувствовать, ему надо следовать неким правилам и все. Но оборотная сторона должна быть продемонстрирована не менее убедительно.

Беседовал Владимир Ойвин
Источник: "Портал-Credo.Ru "
,

 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Религия и общество   (748)