В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Портрет современного паломника: опрос в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы

В период с 25 по 27 ноября 2011 года корреспонденты портала "Православие и мир" с группой волонтеров проводили опрос в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы – афонской святыни, находившейся в течение недели в храме Христа Спасителя. Была поставлена задача определить среди стоявших в очереди процент людей воцерковленных и задумывающихся о вопросах веры, а также мотивации посещения ими святыни.

Анкету из 23 вопросов составили Юлия Маковейчук и Мария Сеньчукова. Мы отдаем себе отчет в том, что это далеко не совершенное и не полное исследование – в оправдание обратим внимание читателей на то, что опрашивать стоявших технически было возможно в течение короткого промежутка времени, пока очередь стояла (т. е. от десяти до двадцати минут).

Опрос проводился на Пречистенской набережной, в дневное и вечернее время. Респонденты выбирались случайным образом.

В рамках нашего экспериментального исследования удалось опросить и обработать ответы 122 человек, из них 40 мужчин и 82 женщины. Половину опрошенных составили люди в возрасте до 39 лет (самому младшему респонденту исполнилось 14), 25% – от 40 до 50, остальные 25% – старше 50 лет.

Отдельную благодарность выражаем студентке 3-го курса социологического факультета Национального исследовательского Университета Высшая школа экономики Татьяне Аржемирской, взявшей на себя основной труд по подсчету результатов и анализу данных.


Мы православные? Самоидентификация и объективная картина

72% опрошенных на вопрос "считаете ли вы себя православным человеком" с уверенностью ответили утвердительно, еще 23 ответили "скорее, да". Всего пять человек из числа опрошенных ответили на вопрос отрицательно. Трое из них сопровождали своих верующих родственников.

Однако вопросы, касающиеся активности церковной жизни, выявили несовпадение самоидентификации и реальной религиозной активности людей.

Только 8,5% опрошенных неукоснительно посещают богослужения во все праздники и воскресенья. Еще 24,6% стараются ходить в храм столь же регулярно. 14,8% посещают храм хотя бы раз в месяц, а в праздники на службы приходят 18% опрошенных.

18% опрошенных признались, что в храм заходят от случая к случая поставить свечку, а чуть больше 8% – на службы на Рождество и на Пасху.

27% опрошенных никогда не исповедуются и не причащаются. 22% приступают к таинствам не чаще двух раз в год. Только 3,3% исповедуются и причащаются каждое воскресенье, 20,5% – раз в месяц, 14,8 – по праздникам, 10,7 – раз в пост.

Картина достаточно интересная. К сожалению, в силу того, что нам пришлось ограничить число вопросов в анкете, мы не можем определить, по какой причине люди приступают к таинствам редко – из-за нерадивого отношения к церковной жизни или придерживаясь традиций советского времени, когда причастие раз в пост (или даже раз в год, по аналогии с более давней дореволюционной традиции) считалось нормой.

Об "условной воцерковленности" я предлагаю говорить в том случае, если человек посещает богослужение не реже раза в месяц и причащается хотя бы раз в год. Поясню свою мысль: человек, причащающийся пусть и крайне редко, но регулярно, в любом случае осознает, что данное таинство важно для его религиозной жизни. Здесь неважно, ждет ли он от Причастия помощи в болезни, укрепления в скорби или встречи со Христом – в наши задачи не входит определять меру святости или даже духовного просвещения людей – этим пусть занимаются их духовники. Для нас значимо, находятся ли эти люди в Церкви.

Учитывая, что три четверти наших соотечественников называют себя православными, тогда как даже по самым оптимистичным подсчетам количество воцерковленных составляет около 20% населения, почти три четверти более или менее воцерковленных людей из стоящих в очереди к святыне нам кажутся высоким показателем. Половина вполне воцерковленных (т. е. причащающихся не реже раза в пост) – неожиданно высоким.

Молиться, поститься и читать Писание

Добавим к этому, что только 31% опрошенных в принципе не соблюдают постов. 19,7% соблюдают все посты неукоснительно, 6,6% – все, но с послаблениями, а 21,3% стараются соблюдать посты, но у них не всегда получается.

Два вопроса в анкете: "Молитесь ли вы?" и (в большей степени) "Задумываетесь ли вы о Боге?" – были нацелены на то, чтобы определить, есть ли у людей личное отношение к Богу или даже в церковной жизни сводится к соблюдению традиции.

Почти четверть (23,8%) опрошенных ежедневно читают молитвенное правило, 13,1% утром и вечером читают хотя бы правило Серафима Саровского, а своими словами молятся вне зависимости от обстоятельств ежедневно 16,4% опрошенных.

9,8% молятся по молитвослову от случая к случаю. 12,3% – от случая к случаю читают известные молитвы, а 18% – также от случая к случаю молятся своими словами.

Более показательным нам кажется результат ответов на второй вопрос.

66,4% опрошенных думают о Боге постоянно или очень часто. Только 13% о Боге вообще не задумываются. Остальные размышляют о Боге в различных (чаще трудных) обстоятельствах.

Немаловажно, что большая часть пришедших поклониться святыне знакома с Писанием. Почти четверть ответивших читала Библию полностью, еще 20% – частично и Ветхий, и Новый Заветы. Евангелие и Новый завет целиком читали соответственно 16,7 и 7,5% из числа ответивших.

Только 16,7% ответивших на данный вопрос не читали Библию в принципе, причем 10% планируют прочитать.

Характерно, что между знанием Библии и участием в церковной жизни присутствует прямая связь. На рисунке ниже видно, что причащающихся хотя бы раз в месяц больше всего среди тех, кто читал Писание полностью.

Богословская сознательность?

Задумываясь над вопросом, насколько сознательная вера у людей в Очереди, стоит обратить внимание на то, что 71% опрошенных были готовы стоять в очереди хоть сутки, а 10% – до 10 часов.

Также немаловажно отношение людей, стоявших к поясу, к религиозным артефактам.

41% опрошенных согласились с тем, что к святыне стоит идти, потому что она передает благодать. Для более, чем 22% важно, что религиозные реликвии являются памятью о святых, а почти 14% признались, что перед ними хочется и удобнее молиться. Интересно, что то же количество опрошенных (13,9%) приняли богословски некорректную формулировку "через святыни передается положительная энергия".

Интересно, что в ответе на этот вопрос прослеживалась связь с уровнем познаний в Священном Писании.

На рисунке ниже видно, что среди тех, кто выбирали некорректную формулировку, нет читавших Библию полностью, тогда как среди тех, кто употребляли термин "благодать" число прочитавших Писание целиком весьма велико. Ответ "священные реликвии передают положительную энергию" популярен среди людей, несистематически читавших Библию.

О чем молились?

О чем люди шли молиться? К сожалению, мы технически не имели возможности спрашивать об этом подробно. К тому же, относительно высокий процент опрошенных (11,5%) вовсе отказались отвечать на данный вопрос, как на чересчур личный.

Как и ожидалось, большинство признались, что идут молиться о здоровье (55% из числа ответивших на этот вопрос).

Неожиданно высоким оказался процент молящихся о даровании им духовных добродетелей: 13,9% из числа ответивших. Не менее неожиданным оказалось желание помолиться о прощении грехов – 30%.

О своих близких собирались молиться 31% отвечавших. Часто молитва о близких сочеталась с молитвой о здоровье. Об осуществлении своих земных желаний молиться собирался, по собственному признанию, только один человек.

Во время пребывания святыни в Москве, в СМИ и блогах был распространен медиа-миф о том, что к поясу шли в основном отчаявшиеся забеременеть женщины.

Действительно, почти треть опрошенных, 30,3%, не имеют, но желали бы иметь детей. Однако 10,7% вообще не планируют рожать детей, а у прочих дети уже есть (30,3% – 1 ребенок, 20,5% – 2 детей, 6,6% – 3 или 4 ребенка; у двоих опрошенных есть даже 5 или более детей). Кроме того, обработка данных показала, что прямой связи между молитвами о здоровье и наличием детей не прослеживается. Так что гипотезу о "прикладном" отношении к Поясу Богородицы считать доказанной нельзя.

Для того, чтобы портрет паломника к Поясу Божией Матери был более выпуклым, мы задали еще два дополнительных вопроса: "знали ли вы, что часть пояса есть в соседнем храме и, если знали – зачем стоите?" и "если бы узнали заранее, стали бы стоять сюда?".

О том, что пояс есть и в храме Илии Обыденного, не знали более трети (34,7%) опрошенных. Однако 90% опрошенных уверены, что пошли бы к афонской святыне в любом случае. И тут необходимы пояснения.

Как один из авторов эксперимента, я вынуждена признаться: этот вопрос, как и ответы на него, был составлен неправильно. В нем не хватало вариантов ответа, да они и не были нужны.

Вопрос (вместе с ответами) поставил в тупик очень многих отвечавших. 9% просто не могли ответить, почему, зная о том, что часть пояса есть в паре сотен метров без всякой очереди, они решились на это многочасовое стояние. 9,8% просто не задумывались о частице пояса, уже находившейся в Москве. А еще 4 человека (3,3%) предложили свой вариант ответа: хотели христианского подвига.

Знаете ли Вы, что частица пояса Богородицы находится в храме Илии Обыденного? Если да – то почему стоите?

Выдвину ненаучное (ибо не подтвержденное) предположение: из 9% затруднившихся с ответом и 9,8% не задумывавшихся о святыне ранее, какая-то часть, по моему мнению, просто не смогла сформулировать (или не решилась предложить свой вариант) ответа о подвиге.

Что говорило бы о том, что в нашем, в целом – секулярном обществе присутствует представление об аскезе.

Об этом также косвенно свидетельствуют ответы на вопрос, не вошедший в анкету (мы не сразу решили задать его, уже находясь на месте событий): "Как вы относитесь к тому, что некоторые люди проходят без очереди по пропускам?" Наши интервьюеры опросили 80 человек. Более половины отнеслись к наличию VIP-персон нейтрально ("Каждому свое"), с иронией ("Проходят же без очереди инвалиды – а тут человек духовный инвалид, пусть проходит!") или даже положительно ("Была бы у меня возможность – и я бы прошел!"). Меньше сорока человек отнеслись к этому негативно, причем рост отрицательных настроений пошел лишь во второй половине последнего дня пребывания святыни в храме, когда появился риск не успеть пройти.

Впрочем, возможно, аскеза тут не при чем, а просто люди не хотели впадать в грех осуждения.


Источник: "Православие и Мир "

 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)