В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

В преддверии религиозной свободы

Дискуссия о религиозной жизни в СССР в 1970-1980-е гг. развернулась на презентации книги воспоминаний Т.Щипковой

Презентация книги Татьяны Щипковой «Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной» стала поводом для дискуссии о жизни христиан в СССР в 1970-1980-е гг. 4 ноября, в день открытия выставки «Православная Русь», в ЦВЗ «Манеж» на презентацию собрались те, кто хорошо помнит это время, кто знал автора представленной книги, сам был участником тайных христианских кружков и семинаров этого периода.

Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) — лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель иностранных языков, была осуждена на три года колонии (1980-1983 гг). за проповедь православия в студенческой среде. В книге воспоминаний, написанной по «свежим следам» — в 1985-1987 гг., нет разоблачений политической системы. Это взгляд православного человека на трудную судьбу своих соотечественниц, обреченных на годы унижения уссурийской «исправительной» колонии.

Презентацию вел сын Т.Н.Щипковой — известный православный журналист, директор Православного правозащитного центра «Территория Церкви» Александр Щипков, который, рассказав о биографии автора книги, привел слова одного из первых ее читателей — Патриарха Кирилла: «Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет».

Эти слова резонировали со многими высказываниями участников презентации, в частности, с полемическими соображениями А.Щипкова о роли Церкви в современном обществе.

Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в 1970-1980- е гг. в Церковь пришла не только интеллигенция и не только из диссидентских побуждений. «Живая вера людей была не просто и не всегда диссидентством, противостоянием безбожному государству, но всегда — жизнью Духа, интеллектуальным и художественным творчеством», — сказал о.Всеволод, вспомнив православные общины, сложившиеся в те годы вокруг таких известных пастырей, как оо.Дмитрий Дудко, Всеволод Шпиллер, Александр Мень, митрополит Никодим (Ротов). Если об этих представителях духовенства уже многие знают, то «большая часть пласта наследия этого времени остается неизвестной», отметил О.Всеволод. Однако в последнее время эта страница истории Церкви стала приоткрываться: на презентации вспоминали недавний фильм А.Архангельского «Жара», вышедшие этой осенью книги о.Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и Олеси Николаевой «Чудесные истории».

По словам о.Всеволода, осмысление опыта христиан 70-80-х гг.помогает в решении актуальных сегодня вопросов: должен ли христианин приспосабливаться к доминирующим в обществе настроениям? Должен ли он всегда оппонировать окружающей реальности? Известно, что многие из участников христианского подполья позднесоветского периода стали впоследствии священниками, активными церковно-общественными деятелями, тогда как другие «ушли на глубокую диссидентскую кухню», полагая, что «работать над массовой, позитивной задачей стыдно», продолжил глава Синодального отдела. Эти последние до сих пор готовы делить общество на тех, кто «имеют право быть в Церкви и быть совестью нации», и всех остальных, с чем о.Всеволод категорически не согласен.

О деятельности подпольного христианского семинара, в котором принимала участие Т.Щипкова, вспоминал на встрече один из его организаторов, Александр Огородников, также отсидевший в лагерях. Он с сожалением отметил, что на родине далеко не всегда востребован опыт христиан-«семидесятников»: «Я, например, почему-то вытолкнут. Меня приглашают только на Западе, а здесь чья-то рука всегда вычеркивает мое имя из списков всех конференций…»

Возродить подобные семинары в наши дни призвал соратник А.Огородникова и В.Пореша, священник Владимир Соколов. Как вспоминал он и другие участники встречи — о.Петр Коломейцев, Валерий Борщев, Ирина Языкова, эти неформальные собрания христиан отличались атмосферой сопричастности, искренней любви, взаимопонимания, поисков «нового образа жизни, соответствующего вере». «Мы все ждали ареста, но при этом было ощущение полноты жизни», — сказал В.Борщев.

Христианское движение 1970-80-е гг. уже становится историей, и его нужно подробно фиксировать и изучать без промедления, пока живы его участники и свидетели, призвал сотрудник Синодальной богословской комиссии Александр Кырлежев, который начал свой христианский путь и был знаком с автором книги именно в эти годы. По его словам, тогда Церковь, в отличие от сегодняшних дней, представлялась «параллельной вселенной».

«Параллельная духовность, как в ваше время, существует и сейчас», — откликнулся представитель следующего поколения, ректор Саранского духовного училища о. Александр Пелин. Он имел в виду евангельские кружки, группы чтения Священного Писания, которые и сейчас существуют не столько при церквах, сколько на квартирах. О.Александр говорил о том, что в сегодняшней церкви «общинной жизни очень не хватает», что «ситуация деконсолидации в стране сильно бьет и по Церкви». Речь шла не о том, что «официальная церковная община» должна заменить собой неформальные объединения христиан, но о сосуществовании разных форм православной общинности.

Подлинная приходская жизнь, общинная солидарность становится особенно важной и «бесконечно дорогой» именно сейчас, когда очевидна тенденция «ухода в частную жизнь с ощущением фальшивости общественной жизни», заметил настоятель храма вмч.Татианы при МГУ, протоиерей Максим Козлов.

По словам декана факультета журналистики МГИМО Ярослава Скворцова, книга Т.Н.Щипковой, опыт ее соратников по религиозному движению 1970-1980-х гг. побуждает к размышлениям о том, что значит быть христианином в современной России. Отрывок из воспоминаний Т.Н.Щипковой можно прочитать на сайте журнала «Фома».

Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"


Справка (по материалам портала «Религия и СМИ»):

Татьяна Николаевна Щипкова родилась в 1930 году. Вскоре после блокады поступила в Ленинградский университет, закончила романо-германское отделение. В Институте языкознания Академии наук СССР защитила кандидатскую диссертацию по лингвистике. В юности она не была религиозна, но дома хранилось наследство от деда-священника – иконы и Евангелие. Будучи лингвистом, она скрупулёзно работала над библейскими текстами и очень хорошо их знала, причем на разных языках. С 1961 г. преподавала в Смоленском педагогическом институте. В начале семидесятых Т.Щипкова приняла христианскую веру и старалась рассказывать студентам о Христе, о Евангелии, о влиянии христианства на культуру и историю, что, разумеется, было запрещено. В Москве она познакомилась с кругом прихожан отца Дмитрия Дудко и другими православными из Ленинграда, Минска, Уфы, Казани, Твери, Витебска и других городов. В 1978 году в смоленской квартире Щипковых была сделана попытка напечатать самиздатский православный журнал «Община» (редактор — А.Огородников). В результате Татьяну Щипкову уволили из института и лишили степени кандидата филологических наук. В 1979 году против неё было сфабриковано нелепое уголовное дело: по обвинению в «заранее спланированном злостном хулиганстве» она получила три года лагерей.

В уссурийском лагере, на самой границе с Китаем, Татьяна Николаевна работала на швейном производстве, в закройном цехе. А вечерами в бараке занималась воспитанием и образованием уголовниц, большая часть которых состояла из молодых девушек (воровок, проституток, наркоманок). Она учила их французскому языку, разбирала романы Достоевского, по памяти составляла рукописные сборники любовной лирики, знакомя с Лермонтовым, Ахматовой, Кольцовым, Пастернаком. И конечно рассказывала о Христе и о Церкви, записывала молитвы. Эта несанкционированная лагерная «школа» просуществовала три года.

После освобождения в 1983 году Т.Щипкова, лишенная паспорта и прописки, вынуждена была скрываться, чтобы не получить новый тюремный срок за тунеядство. Только в 1984 г. она смогла вернуться в родной Ленинград, где работала над своей книгой о лагере, продолжала заниматься просветительской деятельностью и проповедью. После 1991 г. она стала преподавать в гуманитарных классах при Институте богословия и философии в Петербурге, написала четырёхтомный учебник французского языка, перевела несколько религиозных произведений Леона Блуа. Умерла Татьяна Щипкова в Москве, летом 2009 года, похоронена в Тарусе.


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)
  2. Религия и государство   (560)