В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Визит Папы Римского в Испанию

Глава Римско-католической церкви завершил цикл европейских поездок 2010 года двухдневным /6-7 ноября/ апостольским визитом в испанские города Сантьяго-де- Компостела /Галисия/ и Барселону /Каталония/. Это стало 18-м зарубежным путешествием Папы Ратцингера за пять с половиной лет понтификата и его вторым посещением Испании.

Йозеф Ратцингер, вошедший в первую пятерку самых влиятельных мировых лидеров согласно последнему рейтингу американского журнала "Форбс", совершил паломничество к испанским святыням по личному приглашению короля Хуана Карлоса. Программа поездки 83-летнего предстоятеля Римско- католической церкви, как ее сформулировала служба печати Святого престола, была наполнена событиями духовного и гуманистического звучания, посвященными историческим ценностям христианства, отношениям между верой и искусством, защите семьи и проблемам Европы в сегодняшнем меняющемся мире.

Но главной заботой римского первосвященника явилось привлечение новых адептов к своей конфессии в условиях постепенного превращения Испании из оплота христианства в Европе в почти "безбожную" страну. Накануне визита в Ватикане были опубликованы статистические данные о положении католической церкви в этой стране. В частности, указывалось, что приблизительно 92,5 проц 46-миллионного населения Испании – католики. Обозреватели однако отмечают, что эти цифры расходятся с собственно испанской статистикой, свидетельствующей о снижении числа католиков в этой стране "христианнейших королей": 90 проц католиков насчитывалось там в 1980 г., после падения франкизма, в 1996 г. их стало 83 проц, а в сентябре 2010 г. католики составили 73 проц населения Испании. Еще более заметный спад наблюдается среди верующей молодежи – если в 1980 г. католиками называли себя 76 проц юношей и девушек в возрасте от 15 до 29 лет, то сегодня этот показатель составляет 52 проц.

Лейтмотивом в папских речах звучала тема семейных ценностей. Находясь на испанской земле, римский первосвященник подчеркивал, что семья, основанная на "нерасторжимой любви одного мужчины и одной женщины", должна пользоваться всемерной поддержкой общества и государства, он подверг в этой связи критике узаконение социалистическим правительством абортов и однополых браков.

Еще в самолете по пути в Испанию Папа заявил сопровождавшим его журналистам, что сегодня "в Испании существует агрессивный антиклерикализм, подобный тому, которым были отмечены 30-е годы прошлого века", то есть периода прихода к власти на смену монархии гражданского правительства и кануна Гражданской войны 1936-1939 годов. Источники в испанском кабинете министров отказались комментировать это высказывание Папы, хотя и выразили удивление сделанным им сравнением. Они при этом отметили, что в Испании существует свобода выражения мнения, и что, несмотря на сделанное Папой заявление, испанские власти "сделают все возможное для успешного проведения визита понтифика". Те же источники заметили, что высказывание Папы никак не скажется на поддержке испанским правительством проведения в Мадриде в августе будущего года Всемирных дней католической молодежи.

Весьма напряженный график визита включал участие понтифика в молитве на могиле апостола Иакова в Сантьяго-де- Компостела, освещение знаменитого собора Святого Семейства Антонио Гауди в Барселоне, встречи с королевской семьей, руководителями правительства, представителями оппозиции и католическими епископами Испании.

Сантьяго-де-Компостела не зря считается "католической Меккой". Так называемый "Путь Святого Иакова" – один из самых популярных маршрутов, по которому ежегодно проходят сотни тысяч пилигримов-католиков. Первые упоминания об этом маршруте обнаружены в рукописях XI века. В соборе Святого Иакова хранится священный "Кодекс Каликстинус" – манускрипт первой половины XII века, в нем содержится подробное руководство по прохождению Пути Святого Иакова с описанием, обычаев разных стран и областей, мест, где можно остановиться на ночлег и прочими полезными советами. Годы, когда праздник Святого Иакова – 25 июля – выпадает на воскресенье, считаются юбилейными годами, и все те, кто совершил паломничество в Сантьяго де Компостела в такой год, получают отпущение грехов. 2010 год – как раз юбилейный.

В речи на церемонии в аэропорту Папа подчеркнул, что он прибыл в Сантьяго в качестве простого паломника, чтобы поклониться мощам апостола Иакова, которые хранятся в кафедральном соборе этого города. Он напомнил, что в его личном гербе присутствует изображение раковины, ставшей символом христианского пилигрима. "Человек всегда находится в пути в поисках высшей правды. Так и церковь несет людям правду Христа, укрепляющую его веру в настоящее и будущее", – сказал Папа и пояснил, что "паломничество означает забыть о себе и обратить свои мысли к Богу и его последователям, которые посвятили всю свою жизнь вере". Затем он обратился с нравственным посланием ко всем людям, подчеркнув, что "свобода человека неразделима от высшей правды, от веры во всевышнего, без которой человек теряет самого себя".

Бенедикт XVI назвал "трагедией" тот факт, что "в Европе ХIХ века родилось убеждение, которое живет до настоящих дней, что Бог является антагонистом человека и противником его свободы, в то время как Бог – суть, основа и высшее проявление свободы личности". Он высказался против попыток ограничения роли бога только личным миром каждого человека. "Люди не могут жить во тьме, они нуждаются в солнце, которым для них является Всевышний", – заявил Папа. "Европа должна вновь открыться Богу, выйти ему навстречу без страха, воспользоваться его благодатью для укрепления достоинства человека, – продолжил Папа Ратцингер. – Нынешняя Европа науки и высоких технологий не может существовать без веры, которая будет вести ее в будущее".

В Сантьяго понтифик встретился с наследником испанского престола принцем Астурийским Фелипе и его супругой, а также с лидером ведущей испанской оппозиционной Народной партии Марьяно Рахоем, после чего вылетел в Барселону.

А в воскресенье Бенедикт XVI освятил в столице Каталонии собор Святого Семейства /Sagrada Familia/, заложенный в 1882 году и не достроенный до сих пор.

Собор святого семейства в Барселоне


Сооружение собора шло очень медленно, и его автор Антонио Гауди до своей гибели под колесами трамвая в 1926 году смог увидеть законченным только фасад храма. В годы гражданской войны в Испании мастерская Гауди была разрушена, и большая часть набросков, чертежей и авторских макетов погибла. Это вынудило архитекторов решать непростую задачу воплощения идей Гауди без точных планов и расчетов самого автора, что привело к внесению в проект нововведений, которые вызвали острую полемику среди общественности. В последние 20 лет работы по возведению собора значительно ускорились. Это стало возможным благодаря туристическому буму: в 2009 году, например, собор посетило 2 млн 312 тыс человек, готовых платить 12 евро за вход. С 2002 года финансирование строительства собора не опускалось ниже 13 млн евро в год, а в последние 2 года оно достигло почти 20 млн евро в год. К тому же с развитием новых технологий удалось, используя компьютерное моделирование, ускорить разгадку архитектурных идей Гауди, связанных с использованием различных сочетаний геометрических фигур, благодаря которым создается совершенно новое ощущение пространства. К визиту понтифика в храме были установлены витражи, но творение великого зодчего, как полагают, будет завершено не ранее, чем через 15 лет – в 2026 году, к 100-летию со дня смерти Гауди. В законченном виде у "Саграды Фамилии" будет 18 шпилей, символизирующих Христа, Деву Марию, 4-х евангелистов и 12 апостолов. Но уже сейчас в этом храме смогут проводиться официальные богослужения.

Во время мессы освящения церкви, которую Папа возвёл в ранг базилики, он использовал каталанский язык. В храме он поклонился могиле Антонио Гауди /понтифик поддерживает начавшийся процесс беатификации – вознесения на алтарь блаженных – великого испанского архитектора/, отдав дань уважения автору проекта собора, в котором, по словам Папы, "счастливо соединились качества великого художника и христианина".

"Гауди создал великое творение, которое станет местом встречи Бога и человека. Это архитектурное чудо еще раз подтверждает созданное Богом единство красоты природы, всевышнего и человека", – отметил понтифик. В своей проповеди Бенедикт XVI высказался за экономическое и социальное развитие человечества, за прогресс науки и техники, которые "обязательно должны сопровождаться нравственным развитием личности". Он выступил в защиту семьи, за обеспечение возможности женщинам совмещать профессиональное становление с заботой о детях. На прилегающих к собору Святого семейства улицах и площадях за церемонией на огромных телеэкранах могли наблюдать более 50 тыс человек.

В самом соборе главе Ватикана внимали шесть с половиной тысяч верующих, включая несколько сот священников. Снаружи толпы испанцев выстроились по пути следования кортежа Папы Бенедикта. В их числе были около двухсот геев, публично целовавшихся в знак протеста против запрета Ватикана на однополые браки и пользование противозачаточными средствами.

Вечером Папа посетил в Барселоне католическую благотворительную общину, где оказывают помощь детям с ограниченными физическими и психическими возможностями. Он призвал братьев по вере "уделять особое внимание помощи нуждающимся, что всегда было одной из главных задач католической церкви".

Затем Папа выехал в аэропорт Барселоны, где сначала беседовал с королем Испании Хуаном Карлосом и королевой Софией, а затем – в течение 10 минут – с испанским премьер- министром Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, декларированным атеистом.

В прощальной речи Бенедикт XVI выразил уверенность, что его визит "послужит укреплению веры, а также будет способствовать правильному выбору молодым поколением жизненного пути, ведущего к миру, любви и правде". "Прощаясь сегодня с Испанией, я говорю до скорой встречи в будущем году в Мадриде на Всемирных днях католической молодежи", – заключил Папа свое выступление.

Интересно отметить, что в здании Морского музея Барселоны, где размещался временный пресс-центр визита, в эти дни с большим успехом работает художественная выставка "Россия – ХХ век". Там представлены коллекция русских православных икон и пасхальных яиц, а также несколько сотен картин, выполненных в стилистике соцреализма – из частного собрания Долорес Томас Сильвестре, испанского искусствоведа, президента национальной Суриковской академии. Для сотен журналистов, аккредитованных на папском визите, было организовано посещение этой выставки.


Апостольский визит Папы Римского Бенедикта XVI в Испанию вызвал большой интерес верующих, политической элиты страны, общественности и средств массовой информации. Хотя его основными целями Ватикан назвал поклонение мощам святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела на северо- западе Испании и освящение собора Святого Семейства в Барселоне, визит Папы не мог не стать попыткой укрепить в стране позиции католической церкви /о чем свидетельствует сделанное Папой в самолете еще по пути из Рима в Сантьяго заявление, которое приоткрыло завесу над подлинными причинами визита Папы в Испанию/.

Насколько были достигнуты цели, поставленные Ватиканом перед визитом Папы?

С точки зрения межгосударственных отношений визит Бенедикта XVI можно считать успешным. Он встретился с королем Испании Хуаном Карлосом и королевой Софией, наследным принцем Фелипе и принцессой Летисией, с председателем испанского правительства Хосе Луисом Родригесом Сапатеро и его первым заместителем Альфредо Пересом Рубалькабой, с лидером оппозиционной Народной партии Марьяно Рахоем, с руководителями правительств Галисии и Каталонии. Хотя беседы с ними продолжались всего несколько минут, как испанский монарх и представители правительства, так и Ватикан признали, что они имели большое значение и свидетельствовали о высоком уровне отношений между двумя государствами.

Правда, испанские СМИ не преминули отметить, что верхушка испанской католической церкви осталась недовольна отношением к визиту понтифика испанского премьер-министра Родригеса Сапатеро. Он появился только на проводах Папы в аэропорту Барселоны, да и то больше для того, чтобы, выразив уважение к главе католической церкви и Ватикану, заявить о том, что "Испания является светским государством, в котором уважается право граждан на вероисповедание, и в котором католическая церковь занимает достойное место наряду с другими религиями".

Совсем другую оценку получило в Испании заявление Папы о том, что "сегодня в Испании существует агрессивный антиклерикализм, подобный тому, которым были отмечены 30-е годы прошлого века". Это заявление было негативно встречено, как большинством политических партий, так и общественностью. Разгоревшаяся по этому поводу в испанских политических кругах и СМИ дискуссия вряд ли послужила укреплению авторитета католической церкви в Испании.

Существовавшее в течение нескольких столетий убеждение в том, что Испания является одним из оплотов католической церкви, становится с каждым годом все более иллюзорным. Если еще 20 лет назад более 95 проц испанцев считали себя католиками, то в настоящее время по опросам общественного мнения католиками себя считают только 74 проц населения. При этом лишь 1,9 проц верующих ходят на мессу несколько раз в неделю, 13 проц регулярно посещают церковь по воскресеньям /еще 3 года назад было 16,8 проц/, а 57,6 проц верующих не ходят на мессу "почти никогда".
В сотнях церковных приходов сейчас даже нет священников, которые бы отслужили ранее считавшуюся обязательной воскресную мессу, поэтому они это делают в различных приходах по очереди.

В прошлом году впервые в истории Испании число браков, заключенных в гражданском порядке, впервые превысило число венчаний в церкви.

По мнению историка из Автономного университета Барселоны Жауме Ботея, помимо объективных причин придания современному обществу все более светского характера, отход граждан от католической церкви связан с ошибочной политикой самого Ватикана. Так, женщины, которые раньше в основном заполняли храмы, сейчас отдаляются от церкви, потому что она не уделяет им должного внимания и по традиции видит в них прежде всего опору семьи и воспитания детей.

Огромный вред церкви нанесли попытки скрыть случаи сексуального надругательства над несовершеннолетними в религиозных учебных заведениях. Современным обществом все труднее воспринимаются помпезные выезды Папы за рубеж, на которые расходуются огромные средства. Не случайно накануне визита понтифика в Испанию в стране прошли демонстрации протеста против расходования на его организацию денег налогоплательщиков. Не самым привлекательным, особенно для молодежи, является и образ самого Папы, которого многие считают консервативным защитником интересов папского престола и высших иерархов католической церкви. Нельзя забывать и о том, что в Испании католическая церковь для многих ассоциируется с франкизмом, которому она служила верой и правдой, и за что до сих пор не попросила прощения.
Как отметил президент движения за плюралистическую церковь Жоан Оньяте, "католическая церковь так и не смогла адаптироваться к ценностям современного общества".

Этим объясняется тот факт, что визит Папы Римского Бенедикта XVI в Испанию не встретил ожидаемого Ватиканом массового всплеска религиозных чувств у испанцев. Как отмечало испанское телевидение во время пребывания Папы в Сантьяго-де-Компостела, количество собравшихся на встречу с понтификом верующих было значительно ниже тех 200 тыс человек, которых ожидала увидеть на улицах и площадях города испанская католическая церковь.

Многие балконы по пути следования понтифика из аэропорта в центр города остались невостребованными, а на улицах во многих местах число приветствовавших Папу жителей было незначительным. Похожая картина наблюдалась и в Барселоне, где, вопреки ожиданиям, занятость гостиниц составила лишь 75 проц. На прилегающих к собору Святого Семейства улицах и площадях, где городские власти поставили огромные телеэкраны и 40 тыс стульев, были заметны свободные места.

Визит Папы вызвал в Испании новую полемику по поводу участия испанского государства в содержании католической церкви. В 2011 году испанское правительство ежемесячно будет перечислять католической церкви 13,26 млн евро на зарплату священников и другие нужды культа. Эта статья расходов внесена в проект бюджета на будущий год, который в настоящее время обсуждается в испанском парламенте. Но это только вершина айсберга. Из бюджетов автономных областей и муниципалитетов будут выделены еще более 3 млрд евро на финансирование религиозных учебных заведений, на зарплаты священников в школах, в армии, в тюрьмах и больницах, а также сотни миллионов на реставрацию и поддержание в должном состоянии церковных архитектурных и художественных ценностей. К этому надо добавить установленные государством для священнослужителей налоговые льготы, которые являются более выгодными, чем у госслужащих.

В свое оправдание испанская католическая церковь заявляет о том, что эти средства поступают от пожертвований верующих, которые в налоговой декларации имеют право указать свое согласие на отчисление 0,7 проц. своих налогов в пользу католической церкви. Иначе говоря, речь идет о средствах, которые вместо государственной казны идут на нужды церкви. Поэтому они являются, скорее, государственными, нежели верующих, которые имеют возможность сделать прямые пожертвования церкви, но почему- то делают это с большой неохотой.

Как заявил в испанском парламенте после визита Папы Римского лидер фракции Левые республиканцы Каталонии Жоан Ридао, "католическая церковь стоит испанскому государству ежегодно около 6 млрд евро. Это столько, сколько правительство экономит на сокращении зарплат госслужащим и на замораживании пенсий".

В связи с визитом Папы целый ряд депутатов потребовал от испанского правительства скорейшего принятия нового закона о религиозных свободах, ограничивающего роль католической церкви в жизни испанского общества.

Однако испанский премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро, согласившись с тем, что ныне действующий закон требует обновления, заметил, что "эта задача не носит срочного характера, так как в стране строго соблюдается принцип светского государства, и нет дискриминации по религиозным мотивам". Кроме того, по мнению Сапатеро, "по вопросу принятия нового закона о религиозных свободах в стране нет ни политического, ни социального консенсуса".

В принципе, находящиеся у власти социалисты могли бы провести этот закон при поддержке голосов представленных в парламенте левых партий, но последние потребовали бы, чтобы он предусматривал, в том числе, отказ от религиозных символов в публичных местах и во время официальных актов, например, принятия присяги министрами или государственных похорон. К этому правящая в Испании элита пока не готова.

К тому же принятые по инициативе социалистов законы о праве женщин самостоятельно принимать решение о прерывании беременности, об однополых браках и равенстве между полами, о введении в школьную программу в качестве обязательного предмета "Воспитание гражданства" вызвали глубокое недовольство католической церкви и способствовали возникновению трений между ее верхушкой и испанским правительством.

Может быть, именно поэтому Сапатеро, который сделал отстаивание светского характера испанского государства одним из краеугольных камней своей программы в борьбе за пост лидера испанских социалистов десять лет назад, пошел на уступки католической церкви. В частности, он делает вид, что в 1979 году церковь не приняла на себя обязательство изыскивать возможности самофинансирования, и весомо увеличил ей государственные субсидии. Как отметил обозреватель авторитетной газеты "Паис", "это вызывает недовольство левых кругов испанского общества, в том числе части членов правящей партии, что может сказаться на результатах ближайших выборов".

Видный испанский публицист Фернандо Сабатер прямо написал о том, что "в своих отношениях с католической церковью Сапатеро предпочел потерять честь, нежели вести борьбу с агрессивным клерикализмом".
Президент же движения "Светская Европа" Пако Дельгадо подчеркнул, что, "несмотря на уступки нынешнего испанского правительства католической церкви, в том числе в вопросах финансирования, и на отказ от принятия нового закона о религиозных свободах, Папа посчитал, что в Испании процветает "агрессивный антиклерикализм". Как говорится, дай палец, откусят до локтя".

Испанское правительство постаралось смягчить эффект "не самого удачного" высказывания понтифика. Премьер-министр Родригес Сапатеро подчеркнул, что в Испании существует свобода выражения мнения, и что сделанное Папой заявление не скажется на конструктивном развитии отношений между Испанией и Ватиканом и на поддержке испанским правительством проведения в Мадриде в августе будущего года Всемирных дней католической молодежи. Правда, первый заместитель председателя испанского правительства Альфредо Перес Рубалькаба был более категоричен. По его словам, визит Папы ясно показал, что по ряду вопросов мнение испанского общества и государства расходятся с мнением руководства католической церкви. А оппозиционная Народная партия, за которую голосует большинство практикующих католиков, вообще воздержалось от комментариев по поводу высказываний Папы.

Тем не менее, подводя итоги своего визита в Испанию, Бенедикт XVI поблагодарил верующих за "очень активное участие" в его апостольском визите в Сантьяго и Барселону и призвал их "вдохнуть новую жизнь в свою веру и мужественно нести ее будущим христианам".

Посол Испании в Ватикане социалист Франсиско Васкес был еще лаконичнее: "Визит Папы в Испанию, несомненно, был успешным и оставил полное удовлетворение у обеих сторон". Чего не скажешь о значительной части испанского общества.


Александр Черносвитов, корр. ИТАР-ТАСС в Мадриде
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Католицизм   (357)