В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

«Основные этические принципы банковской деятельности и ее нравственное измерение»

«Основные этические принципы банковской деятельности и ее нравственное измерение» – круглый стол на такую тему состоялся 12 октября в гостинице «Даниловская» в рамках симпозиума «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии», который открылся накануне вечером в Трапезных палатах храма Христа Спасителя.

В обсуждении темы приняли участие представители крупнейших российских и итальянских банков, православные и католические священнослужители. Заседание открыл кардинал Поль Пупар, экс-президент Папского совета по культуре. Все выступившие финансисты проявили полное взаимопонимание в вопросах особой ответственности состоятельных людей вообще и банковской системы в частности за «здоровье» общества в целом. Как сказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, «у нас есть понимание: от этического аспекта банковской деятельности во многом зависит здоровье не только самой банковской системы, но общества в целом; мы во многом ответственны за то, что происходит в стране».

В своем выступлении Г. Тосунян прокомментировал некоторые положения «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании» – документа, разработанного в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата по инициативе будущего Патриарха, а тогда – митрополита Кирилла. По словам банкира, этот документ, основанный на «очевидных библейских истинах», во многом «корреспондирует» с теми принципами, которые были разработаны в самом российском финансовом сообществе, начиная с 1992 г. В новых условиях, когда в России столь очевиден перекос в сторону «культивирования самого богатства ради богатства», необходимо не просто призывать к социальному согласию, но «сломать эту логику»: широко пропагандировать благотворительность, финансировать просветительские программы, поддерживать все инициативы, направленные на утверждение этических основ в любом бизнесе. В этом плане для банковского сообщества очень важно сотрудничество с Русской Православной Церковью, отметил президент Ассоциации российских банков.

Ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» Павел Шашкин – один из разработчиков столь ценимого Тосуняном «Свода…». П. Шашкин предложил ряд вопросов для дискуссии. Что такое христианские финансовые инструменты? Если одним из них является кооперативное движение, которым была охвачена почти половина населения дореволюционной России, то можно ли сейчас использовать этот опыт? Можно ли говорить о христианской системе микрокредитования? Насколько перспективно развитие низкорисковых банковских технологий, не нацеленных на извлечение сверхприбылей? Появится ли у христианских общин реальная возможность участия в банковско-производственных структурах? Возможен ли христианский банкинг? Размышляя над последним вопросом, П. Шашкин отметил стремительное развитие и впечатляющие успехи исламских банков, которые занимают все более значимое место в мировой банковской системе. Было подчеркнуто, что в банках, работающих на основе шариата, 70% вкладчиков – христиане.

Пока в этой сфере больше вопросов, чем ответов, и Г. Тосунян выразил надежду, что российско-итальянский дискуссионный семинар станет постоянно действующим. Однако ряд положений уже сейчас очевиден для всех его участников. Так, председатель совета директоров крупного итальянского банка «Интеза» Антонио Фалико говорил о закономерности мирового финансового кризиса, основные причины которого он видит в нарушении этических принципов в экономике. По словам финансиста, «миф о симбиозе капитализма и демократии рухнул», и теперь необходимо «глубокое переосмысление целей и задач капитализма» с тем, чтобы построить «реальную демократическую экономику» на основе «справедливого распределения». Опираясь на энциклику Папы Римского Бенедикта XVI «Caritas in Veritate» ("Милосердие в истине"), итальянский банкир подчеркнул, что в банковском деле и – шире – в глобальной экономике должна произойти «культурно-этическая революция». «И мы, христиане, работающие в бизнесе, должны произвести ее», – заключил он.

Не видит альтернативы евангельским принципам в экономике и глава международного департамента Банковской группы «UBI Banca» Джанлука Тромби. «Я не уверен, что должны быть специальные христианские банки, но христианские принципы должны учитываться всеми предпринимателями», – считает он. Он подчеркнул также, что главное стратегическое направление, в котором должна развиваться мировая экономика – это «снижение неравенства», причем политики, экономисты и банкиры должны двигаться в этом направлении вместе.

В ходе оживленной дискуссии были затронуты далеко не все из поставленных вопросов, намечены новые проблемы, которые нуждаются в осмыслении в кругу бизнесменов-христиан. Например, один из российских участников считает необходимым введение курса «Этика банковского дела» в вузах, готовящих финансистов.

«Становится все более очевидным, что нравственность – не роскошь, а необходимый элемент успеха долгосрочной экономической деятельности», – сказал, подытоживая выступления банкиров, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата игумен Филипп (Рябых). А кардинал Пупар отметил: «Все выступления показывают, что у нас общее понимание неразделимости экономики и этики, что их нельзя противопоставлять друг другу». Обратив внимание на необходимость осознания взаимной ответственности всех участников финансовых процессов, представитель Ватикана подчеркнул, что демократия является важным условием как эффективного управления в банковской сфере, так и развития благотворительности.

Во второй половине дня участники круглого стола обсудили тему «Социальная ответственность банков: формирование экономически справедливого общества».


Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"



* * *

Ватиканские банкиры оказались под следствием

Русская Православная Церковь проводит 11-12 октября семинар, посвященный «этическим основам банковской деятельности». На семинар, по информации «НГР», прибудут главы Pirelli и UBI Banca, а также, как сообщил «Интерфакс», «ведущие ватиканские банкиры». Впрочем, Институту религиозных дел (официальное название Банка Ватикана) сейчас, похоже, не до обмена опытом.

Президент ИРД Этторе Готти Тедески и исполнительный директор банка Паоло Чиприани находятся под следствием: их подозревают в отмывании денег, и в конце сентября оба они побывали на допросе в римской прокуратуре. Решением прокуратуры было заморожено 30 млн. долл. на счете ИРД в итальянском банке Credito Artigiano. Повод – Банк Ватикана намеревался перевести эти средства, не указав в соответствии с требованиями Евросоюза ни адресатов переводов, ни их цели.

В Банке Ватикана заявляют, что произошла ошибка, недоразумение. По словам Готти Тедески, ИРД собирался инвестировать деньги в немецкий рынок облигаций и переводил 26 млн. на свой счет во франкфуртском банке JP Morgan и 4 млн. – на счет в итальянском Banca del Fucino. Запрос на перевод в Credito Artigiano Банк Ватикана подал 6 сентября. 9 сентября Банк Италии направил итальянским кредиторам письма с просьбой информировать обо всех подозрительных переводах ИРД. 16 сентября руководство Credito Artigiano сообщило Банку Италии о 30 ватиканских миллионах.

У Готти Тедески хорошее реноме в банковских кругах, и президентом ИРД, по мнению ватиканистов, он был назначен как раз для того, чтобы отмыть репутацию банка после скандалов 80–90-х. Сейчас Тедески регулярно контактирует с Организацией экономического сотрудничества и развития и пытается добиться включения Ватикана в белый список стран, борющихся с отмыванием денег. Впрочем, по словам директора Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Джеффри Оуэнса, до сих пор ИРД не делал реальных шагов в сторону открытости.

Аналитики и журналисты, комментирующие случай с 30 ватиканскими миллионами в прессе, в общем, склонны думать, что в действиях ИРД не было злонамеренности. По их мнению, Ватикан в плане ментальности остается государством XIX века, закрытой монархией, не готовой действовать в соответствии с современными европейскими нормами. Некоторые денежные переводы кажутся подозрительными из-за нежелания Ватикана делиться той или иной информацией.

«Возможно, в ИРД рассчитывали на то, что Credito Artigiano им поможет», – полагает ватиканист из итальянского издания Panorama Игнасио Инграо. Джованни Де Чензи, директор компании Credito Valtelinesse, владеющей контрольным пакетом акций Credito Artigiano, по совместительству входит в наблюдательный совет при ИРД. Тем не менее «помочь» Банку Ватикана Де Чензи по какой-то причине не захотел.

В ватиканских кругах ходят слухи, что скандал вокруг ИРД «политически инспирирован». Якобы за ним стоят политики, близкие к Сильвио Берлускони, недовольные тем, что Святой Престол и Конференция католических епископов Италии в последнее время не оказывают премьеру поддержки, а то и вовсе критикуют его деятельность и стиль жизни.
Наконец, автор книги о ИРД «ООО Ватикан» журналист Джанлуиджи Нуцци считает, что далеко не все в ватиканских банковских структурах заинтересованы в том, чтобы возглавляемая Готти Тедески структура становилась прозрачной. То есть репутация Банка Ватикана оказывается заложницей внутренних интриг.

Папа Римский Бенедикт XVI, как пишут итальянские СМИ, выразил доверие руководству ИРД. Однако для Банка Италии, римской прокуратуры и уж тем более ОЭСР поручительство Понтифика вряд ли окажется весомым.


Станислав Минин
Источник: "НГ-Религии"


 Тематики 
  1. Этика   (134)
  2. Межхристианский диалог   (181)