В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Статистические данные о религиозности израильтян

Наряду с постоянным сбором и обработкой обычной статистической информации Центральное Статистическое Бюро Израиля проводит ежегодные социологические обследования израильского общества. Тема таких обследований меняется от года к году. В минувшем, 5770-ом году по еврейскому календарю в качестве темы для такого обследования было выбрано отношение израильтян к религиозной традиции и семейным ценностям.

Недавно опубликованные данные этого обследования позволяют, в частности, составить достаточно детальную картину степени религиозности израильских евреев в целом и определить основные тенденции изменений степени религиозности израильского общества. Авторы опросных листов использовали принятое на неофициальном уровне среди еврейского населения Израиля деление граждан по степени их религиозности, включающее следующие четыре группы:

1. «Харедим», что буквально означает «боящиеся» (Бога), но на русский язык переводится, как правило, термином «ультраортодоксы».

2. «Датиим», то есть просто религиозные.

3. «Масортиим», что буквально означает «традиционные», но чаще переводится на русский как «соблюдающие традиции».

4. «Хилоним», то есть светские или не религиозные.

Названные израильские градации религиозности слабо коррелируются с существующими в других странах, поскольку иудейская религия выдвигает весьма серьезные требования к своим адептам и для того, чтобы считаться религиозным евреем в Израиле, недостаточно верить в Бога и соблюдать принятые в иудаизме основные обычаи и обряды жизненного цикла. Названный опрос не включает вопроса о вере в Бога и потому упоминаемые в нем израильские «хилоним» совсем не обязательно атеисты. Не были включены в обследование и вопросы о соблюдении обрядов обрезания, поскольку этот обряд выполняет практически 100 % израильских евреев, и погребения в соответствии с правилами иудаизма, поскольку светское погребение является в Израиле довольно редким исключением из правила.

Достаточно расплывчат принятый в Израиле термин «традиционные», обозначающий различные переходные ступени между религиозными и светскими. Как правило, граница между «религиозными» и «традиционными» проводится по принципу соблюдения или не соблюдения субботы, прежде всего отказа от поездок по субботам. Однако в рамках исследование отнесение опрашиваемых к различным категориям по степени религиозности базировалось на их собственном определении и потому достаточно субъективно.

Принято считать, что «ультраортодоксы» и «религиозные» составляют порядка трети еврейского населения в Израиля в то время, как две трети приходятся на «традиционных» и «светских». Как правило, в израильских статистических данных последние две категории не разделяются и «традиционные» причисляются к «светским», однако в реальности «традиционные» численно заметно превосходят в Израиле «светских» (не говоря уже о принципиальных атеистах). Косвенно о том, что сугубо «светские» евреи являются не слишком крупным меньшинством в израильском обществе, свидетельствуют и данные упомянутого обследования, проведенного Центральным Статистическим Бюро Израиля.

Согласно этим данным 72 % израильских евреев в возрасте 20 лет и старше хотя бы раз посещали синагогу в минувшем году. Для иудаизма традиционно характерна большая вовлеченность мужчин в общинно-религиозную активность, поэтому не удивительно, что данный показатель составил среди мужчин 76 % в то время, как среди женщин только 68 %. 24 % из тех, кто сами охарактеризовали себя в качестве «светских», посетили в минувшем году синагогу во время важнейших иудейских праздников Йом-Кипур и/или Рош а-Шана.

82 % из тех, кто определи себя в качестве «светских», заявили, что они ежегодно участвуют в традиционной пасхальной трапезе (седер), 67 % из них строго соблюдают обычай зажигания свечей на праздник Ханука, а 29 % зажигают свечи в канун каждой субботы. 26 % светских заявили, что они всегда постятся круглые сутки важнейшего иудейского поста Йом-Кипур (в иудаизме пост подразумевает полное воздержание от пищи и питья), 22 % строго придерживаются правил особого пасхального кашрута в дни праздника Песах, 17 % всегда совершают обряд «кидуш» (благословение на вино) в канун субботы и утром суббот и праздников, а 10 % из светских всегда строго придерживаются правил кашрута.

На тенденцию к усилению религиозности среди израильских евреев указывают данные, полученные в ответ на вопрос, стали они в настоящее время более религиозными, чем в прошлом, или уровень их религиозности уменьшился. 21 % опрошенных заявили, что они стали религиознее, чем в прошлом, а 14 % – что уровень их религиозности снизился. В этом контексте особый интерес представляет специфический для иудейской религии термин «хозер би-тшува», буквально «вернувшийся с покаянием», то есть вернувшийся к религиозному образу жизни.

К этой категории относятся не только (а в конкретных условиях современного Израиле, не столько) те, кто в прошлом вел религиозный образ жизни, затем, по тем или иным причинам отошел от него, а потом снова вернулся к нему, но и те, кто изначально были светскими, то есть выросли в не религиозных семьях. В целом, как показали данные проведенного опроса, 5 % израильских евреев характеризуют себя сами в качестве «хозер би-тшува». Среди тех, кто отнес себя к ультраортодоксам, этот показатель составил 22 %, среди «религиозных» – 17 %, а среди «традиционных» – 9 %. Таким образом среди возвращающихся к религиозному образу жизни евреев наблюдается предпочтение ее более жестких, радикальных и, казалось бы, мало соответствующих современности форм.

Данные опроса относительно степени религиозности израильтян не являются просто любопытным фактом из жизни еврейского государства. Они свидетельствуют о явной тенденции современного израильского общества к возвращению в той или иной форме к традиционной для еврейского общества на протяжении тысячелетий модели национальной идентичности, основой которой была принадлежность к иудейской религии.

Попытка светского сионизма создать новую еврейскую идентичность, базирующуюся, как и идентичность большинства народов мира, в первую очередь на общности территории и языка, безусловно, оказала радикальное воздействие на еврейский национальный коллектив, сформировавшийся в Государстве Израиля и обладающий всеми чертами нации современного типа. О секулярном характере будущего еврейского государства, как о желательной и даже единственно возможной форме его устройства, говорил еще основоположник политического сионизма Теодор Герцль (1860-1904).Однако в настоящее время, как, в частности, явствует из данных упомянутого опроса, наблюдается мощная ответная реакция на эту попытку радикальной секуляризации еврейской жизни.


Владимир (Велвл) Чернин
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Иудаизм   (64)
  2. Религия и общество   (748)