В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Публичные признания немецких иезуитов

Конференции католических епископов Германии (ККЕГ) на очередном заседании 22 февраля придется обсудить проблему педофилии среди духовенства. Она стала исключительно актуальной после того, как в конце января и начале февраля сразу несколько десятков бывших учеников четырех иезуитских школ заявили, что в 1970–1980-х годах подвергались домогательствам и насилию со стороны учителей-священников. Речь идет о колледже Канизиуса в Берлине, гимназии Св. Ансгара в Гамбурге, гимназии Св. Власия в Шварцвальде и школы-интерната Св. Алоизия в Бонне.

Несколько лет назад семеро выпускников колледжа Канизиуса, которым сегодня по 40 лет, рассказали ректору священнику Клаусу Мертесу о случаях насилия в стенах школы в годы их учебы. По словам Мертеса, они просили его не предавать их сообщения огласке. Однако внутреннее расследование показало, что случаи домогательств и насилия не были единичными. В начале 2010 года Мертес обратился с открытым письмом к 500 выпускникам, и некоторые из них на правах анонимности подтвердили его опасения.

Далее последовали признания выпускников других школ. Назывались и имена некоторых священников-педофилов: Петер Ридель и Вольфганг Штаб. Штаб, бывший учитель физкультуры, проживающий в настоящее время в Чили, уже признал свою вину и публично извинился перед жертвами. Ридель вину отрицает. Еще одного обвиняемого, некого Бернхарда Э., на днях исключили из Общества Иисуса.

Журнал Spiegel провел опрос в 24 из 27 немецких епархий РКЦ. Выяснилось, что начиная с 1995 года по меньшей мере 94 священника и мирянина (речь идет о регентах хоров, работниках благотворительных организаций, церковных сторожах, активистов по работе с молодежью) были заподозрены в сексуальных домогательствах. Около 30 человек были осуждены. Лишь в пяти епархиях такие случаи не фиксировались. В Лимбургской епархии отказ участвовать в опросе Spiegel объяснили нежеланием «дополнительно накалять» обстановку вокруг Церкви.

Публичные признания немецких иезуитов – довольно редкий случай гласности: как правило, сор из католической «избы» выносят журналисты, а не духовенство. На слуху скандалы в США и Ирландии, где епископы долгое время покрывали священников-педофилов. То же самое, судя по сообщениям немецкой прессы, происходило и в Германии – в Берлине, Майнце, Аахене и других епархиях. Жертвам домогательств и насилия платили за молчание, а провинившихся священников переводили в другие приходы и католические школы.

Например, в 1980-е троих священников-педофилов перевели из колледжа Канизиуса в гамбургскую и шварцвальдскую гимназии. При этом информация о их наклонностях оставалась уделом единиц. Директорам школ в Гамбурге и Шварцвальде сообщили, что священников переводят из-за «финансовых злоупотреблений». Как итог, пишет Spiegel, им ограничили доступ к школьным деньгам, но не доступ к детям.

Многие журналисты полагают, что эту «культуру умолчания» породила конфиденциальная директива, разосланная кардиналом Альфредо Оттавиани по епархиям в 1962 году. В письме, озаглавленном Crimen sollicitationis, епископам предписывалась строжайшая секретность при расследовании случаев педофилии среди духовенства. Нарушившим запрет грозили церковные наказания, вплоть до отлучения от причастия.

Впрочем, известный американский ватиканист Джон Аллен считает, что значение Crimen sollicitationis преувеличено. Парадоксальным образом письмо оказалось настолько конфиденциальным, что далеко не все епископы знали о его существовании. Кроме того, по мнению специалистов по каноническому праву, на которых ссылается Аллен, предписанную Ватиканом «секретность» нужно понимать как деликатность в обращении с подозреваемыми и жертвами, а не как запрет на контакты с полицией.

Немецкий епископат в 2002 году разработал собственные рекомендации для епархий на предмет «сексуальных скандалов». О всех случаях епископы должны докладывать в Конгрегацию вероучения. Они должны провести первоначальное расследование и дожидаться дальнейших указаний из Рима. Прежде чем принимать какое-либо решение, епископ должен задуматься о репутации конкретного священника и Церкви. С 2002 года случаями педофилии среди духовенства занимаются уполномоченные епархиями лица. Правозащитники предлагают заменить их светскими омбудсменами. В противном случае, полагают они, проблема останется за церковной оградой и не будет разрешена.

Правозащитники также добиваются отмены срока давности для такого рода преступлений. По немецким законам, жертва домогательств или насилия должна подать судебный иск в течение 10 лет с момента достижения совершеннолетия. Таким образом, жертвы педофилов из колледжа Канизиуса, гимназий Св. Ансгара и Св. Власия, а также школы-интерната Св. Алоизия не могут рассчитывать на судебное разбирательство. Они молчали «слишком долго» и теперь рассчитывают разве что на публичные извинения иерархов Церкви.

Иезуиты уже принесли извинения – в лице главы немецкой провинции Общества Иисуса Штефана Дартманна. С их стороны это вдвойне смелый поступок, ведь под угрозой оказалась репутация не только РКЦ, но и самих иезуитских школ. До сих пор немецкий истеблишмент рассматривал эти учебные заведения как хорошую альтернативу государственным школам. Например, колледж Канизиуса считается alma mater многих немецких ученых, политиков и дипломатов. Что будет дальше, во многом зависит от добросовестности расследования, степени его публичности, а также от позиции немецкого епископата. Глава ККЕГ архиепископ Фрайбургский Роберт Цоллич пока хранит молчание. До сих пор, отмечает немецкая пресса, иерархи предпочитали говорить о «педофильских скандалах» как о частных эпизодах, которые не должны бросать тень на всю Церковь и все духовенство.

Источник: "НГ-Религии"

 Тематики 
  1. Католицизм   (357)