В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

В отношениях России со Святым Престолом остаются подводные камни

Президент Дмитрий Медведев, находясь с визитом в Италии, встретился 3 декабря с Папой Римским Бенедиктом XVI. В ходе встречи была достигнута договоренность о повышении статуса дипломатических отношений между Россией и Ватиканом. Представительство Святого Престола в России теперь будет преобразовано в папскую нунциатуру (во главе с архиепископом Антонио Меннини), а представительство РФ в папском городе-государстве – в посольство (во главе с Николаем Садчиковым). Президент уже подписал соответствующий указ. Таким образом, теперь можно говорить об установлении полноценных дипотношений между Ватиканом и Российской Федерацией. Любопытно, что в некоторых странах существует традиция, согласно которой папский нунций автоматически становится дуайеном – старейшиной корпуса иностранных дипломатов.

Как полагает итальянский политолог Джованни Бенси, «повышение уровня дипломатических представительств не имеет большого практического значения, но в психологическом плане сигнализирует, что между двумя государствами складываются дружественные отношения. Новый статус будет способствовать и укреплению связей между Святым Престолом и Русской Православной Церковью». В свою очередь, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям протоиерей Игорь Выжанов выразил надежду на то, что установление полноценных дипотношений с Ватиканом «внесет положительный вклад в развитие как межгосударственных, так и межцерковных отношений». По словам Выжанова, для РПЦ «такое решение не было неожиданным, поскольку этот вопрос давно обсуждался. Представительство или посольство – это вопрос тонкостей дипломатического протокола, а отношения между двумя Церквами идут своим чередом».

Действительно, взаимоотношения Русской Православной и Римско-Католической Церквей и взаимоотношения Российского государства с Ватиканом – это две разные истории, хотя они тесно связаны друг с другом. Если рассматривать только XX век, то в течение него было несколько периодов потепления дипломатических отношений с Ватиканом. Еще в 1918 году советский нарком Георгий Чичерин пригласил папского легата в Польше Акилле Ратти (будущего Папу Римского Пия XI) приехать в Советскую Россию, но поездку осуществить не удалось. С конца 1920-х годов межгосударственные контакты между Москвой и Ватиканом прекратились и возобновились лишь в начале 1960-х. Большую роль в этом сыграла встреча Папы Иоанна XXIII с зятем Никиты Хрущева, главным редактором «Известий» Алексеем Аджубеем в марте 1963 года. Некоторое время спустя Хрущев в Кремле принимал личного посланника Папы Нормана Казенса и ответил согласием на предложение Иоанна XXIII установить неофициальные отношения между СССР и Ватиканом, которые со временем могли бы получить официальный характер. Какое-то время после смерти «красного Папы» советское руководство еще надеялось на установление более тесных контактов с Ватиканом. Однако лишь в декабре 1989 года в результате встречи Михаила Горбачева с Папой Иоанном Павлом II была достигнута договоренность об установлении официальных отношений. После распада Союза советский представитель в Ватикане Юрий Карлов без переназначения стал представителем Российской Федерации. Начиная с 1991 года последовали встречи Римских Понтификов с Борисом Ельциным и Владимиром Путиным и вот теперь – с Дмитрием Медведевым.

Между тем в посткоммунистический период истории России отношения с Ватиканом были далеко не безоблачны. Если в советскую эпоху им мешали непримиримый атеизм советских руководителей и гонения на верующих, в том числе и католиков, то теперь дипломатические отношения двух стран находятся в сильной зависимости от позиции Московского Патриархата. В 2002 году серьезный кризис вызвало непродуманное решение Папы Иоанна Павла II преобразовать существующие в России католические структуры (апостольские администратуры) в полноценные епархии. Это вызвало бурю негодования в Русской Церкви, последовала нота со стороны МИД РФ. Только с избранием Бенедикта XVI отношения между двумя Церквами стали налаживаться, а в прессе вновь стали циркулировать различные предположения о скорой встрече Папы Римского с Московским Патриархом. Естественным образом активизация межцерковного диалога повлекла за собой и позитивные сдвиги в дипломатических отношениях России и Ватикана. Если в 2002 году они как никогда за постсоветский период были близки к разрыву, то в 2009-м уже существенно потеплели. Может быть, не за горами заключение специального соглашения о статусе Римско-Католической Церкви («конкордата») или даже визит Римского Понтифика в нашу страну! Но возможно ли это?

Главная сложность наших отношений в том и заключается, что президент России может свободно приехать в Ватикан, а Папа Римский совершить ответный визит не имеет возможности, так как это неизбежно вызовет протест со стороны Московского Патриархата. Тогда и межгосударственные отношения неизбежно ухудшатся, если только российское руководство не проигнорирует позицию РПЦ, что крайне маловероятно. Получается, для того чтобы сохранять теплые отношения с Россией, Понтификам лучше вообще не приближаться к ее границам. В Ватикане такой логики не понимают. Это непонимание и есть главный подводный камень взаимоотношений России с Ватиканом. Сохранять их на высоком уровне удается во многом благодаря тому, что нынешний Папа Бенедикт XVI не столь заинтересован в посещении России, как Иоанн Павел II, при котором эта проблема стояла весьма остро.

Российский посол в Ватикане (кстати, он одновременно является и представителем РФ при Мальтийском Ордене) – это, несомненно, не просто синекура, а весьма важная и ответственная должность. Особенно если учесть активизацию диалога между Русской Православной Церковью, значение которой в России неуклонно растет, и Святым Престолом, который представляет самую крупную христианскую Церковь в мире. Светский дипломат не имеет права вмешиваться в межцерковный диалог, но учитывать его результаты он просто обязан. Косвенно представитель России при Папе Римском защищает не только государственные интересы, но и интересы Русской Православной Церкви. Не случайно российские государственные телеканалы освещали встречу с Бенедиктом XVI так, чтобы продемонстрировать: президент Дмитрий Медведев – не только глава светского государства, но и православный христианин. В Ватикане, похоже, это хорошо понимают и впредь не собираются делать шагов, которые можно расценить как католический «поход на Восток».


Павел Круг
Источник: "НГ-Религии "


 Тематики 
  1. Католицизм   (357)
  2. Ватикан   (61)
  3. Россия   (1232)