В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Провал реформы религиозного образования в Пакистане



События октября 2009 года, связанные с военными операциями пакистанских войск против боевиков исламистской сети «Талибан» – «Аль Каида» в Южном Вазиристане и резким усилением террористической активности в различных городах страны, свидетельствуют о расширении географии исламистского влияния в Пакистане: помимо Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) и Территорий племен федерального управления (ТПФУ), ему теперь подвержен и Панджаб, в особенности южные районы данной провинции. В стране наблюдается процесс дальнейшей радикализации пакистанского общества в целом.[1] Можно согласиться с оценкой последних событий ведущим пакистанским аналитиком Айешей Сиддике, которая считает, что «боевики хотят дестабилизировать страну и добиваются смещения правительства. …«Аль Каида» и «Талибан» распространили свое влияние уже и на Панджаб, в связи с чем правительству и вооруженным силам пора осознать исходящую из этого угрозу».[2]

Укрепление позиций исламистов и их идеологии не в последнюю очередь связано с провалом реформы религиозного образования в Пакистане (2001-2009). Она была направлена на осуществление государственного контроля за учебно-финансовой деятельностью религиозных учебных заведений, на их постепенную интеграцию в общий поток школ с целью ликвидации идеологической базы и материальной инфраструктуры религиозного экстремизма и радикализма.

В стране в соответствии с Указом тогдашнего президента Первеза Мушаррафа от 18 августа 2001 г. было учреждено специальное Федеральное ведомство религиозного образования, которое должно было отвечать за обновление учебных планов и программ теологических школ, создание образцовых государственных медресе нового типа. Стоит сказать, что в рамках реформы было открыто всего лишь три таких медресе (в Исламабаде, Карачи и Суккуре).

Помимо этого, в 2002 г. был принят Закон о добровольной регистрации и регулировании деятельности религиозных учебных заведений Пакистана, включая осуществление государственного контроля за обучением в них иностранцев, которые приезжают сюда в основном из Афганистана, Саудовской Аравии, Йемена, Ливии, Туниса и Марокко. В течение 5 лет планировалось интегрировать в общий поток школ до 8 тыс. медресе. На проведение реформы религиозного образования было выделено 5 млрд 759 млн рупий.[3]

Курс пакистанского руководства на модернизацию образовательной системы нашел широкую поддержку у мирового сообщества, в первую очередь у США и их западных союзников, которые предоставили пакистанской стороне на эти цели значительную финансовую и материально-техническую помощь. Так, в 2002-2005 гг. американская помощь Пакистану составила 100 млн долларов. Она предназначалась исключительно для реформирования национальной системы образования, включая теологические институты.[4]

После июльских терактов в Лондоне в 2005г., где прослеживался пакистанский след, государственная регистрация теологических школ (во многом под давлением западных стран) стала уже обязательной.[5] Пакистанское руководство внесло поправку № 22 от 21 августа 2005 г. в действующий еще с колониальных времен Закон о регистрации общественных организаций (1860), на основе которого и функционировали религиозные учебные заведения Пакистана. В соответствии с ней все медресе, не прошедшие государственной аудиторской проверки (в срок до 31 декабря 2005 года) подлежали закрытию, а студенты-иностранцы – депортации на родину.

Однако заявленные пакистанским руководством меры по модернизации религиозной системы образования не были подкреплены жесткой и последовательной политикой по ее практическому претворению в жизнь. Столкнувшись с упорным сопротивлением со стороны религиозных консерваторов образовательным нововведениям государства, правящие круги ограничились политикой полумер, уступок и компромиссов, опасаясь нежелательной конфронтации с происламскими силами. Это позволило последним, объединившись, значительно укрепить свои позиции и отстоять в конечном итоге автономность теологических учебных заведений.

Количественное распределение медресе в различных регионах страны, по официальным данным Федерального министерства образования (2007), представляло собой следующую картину: большинство медресе находилось в Панджабе – 5459, в СЗПП их количество было также значительным – 2843, в Синде – 1935, в Северных территориях страны (северные районы бывшего княжества Джамму и Кашмир, подконтрольные Пакистану с 1947 г.) – 1193, в Белуджистане – 769, в Азад Кашмире (юго-западные территории бывшего княжества Джамму и Кашмир, также подконтрольные Пакистану с 1947 г.) – 586, в Территориях племен федерального управления – 135, в Исламабаде – 77 теологических учебных заведений.[6]

Справедливости ради, стоит признать, что традиционные мусульманские учебные заведения превратились в альтернативу современной общеобразовательной системе, не справляющейся самостоятельно с предоставлением образовательных услуг населению. Компенсируя в определенной мере отсутствие доступа к ней малоимущей части пакистанского общества, они одновременно выполняют и своего рода роль институтов по социальной защите обездоленных детей и подростков, которые получают здесь помимо знаний (преимущественно теологических), еще и бесплатное питание, проживание и одежду. Как показали результаты недавнего социологического опроса учащихся пакистанских медресе (2009), именно причины социально-экономического порядка заставляют их учиться в теологических семинариях (89,58% опрошенных студентов). Осознанно сделали свой выбор в пользу обучения в медресе, мотивируя его религиозными или политическими соображениями, только 10,42% респондентов.[7]

Подводя итоги государственной реформы религиозного образования (2001-2009), Федеральное ведомство было вынуждено признать, что только 507 из 15148 медресе, функционирующих в стране, подпали под ее реализацию. При этом современные компьютерные технологии были внедрены лишь в 30 медресе. В них на контрактной основе (2007-2010) продолжают работать 950 преподавателей. На реализацию данной реформы было израсходовано 333 млн рупий. Остальные средства (5 млрд 426 млн рупий) так и не были использованы из-за отказа большинства медресе принимать в ней участие. В целом, количество студентов, обучающихся в различных медресе страны, превысило 2 млн человек. Это составляет 5,8% от общего числа учащихся общеобразовательной школы (34 млн учеников). При этом преподавательский состав медресе достигает 55 тыс. человек.[8]

Между тем, как явствует из пресс-релиза Всепакистанской Ассоциации теологических семинарий (от 27 октября 2009 г.), количество учащихся в зарегистрированных под ее началом медресе увеличилось в 2009 г. на 40% по сравнению с предыдущим годом. Ею приводятся свои, более подробные статистические данные по всем пяти Духовным управлениям религиозного образования, которые и составляют эту объединенную теологическую структуру различных богословских школ страны:

1. «Деобанди» – насчитывает 12 тыс. медресе, количество студентов увеличилось с 1,9 млн до 2,5 млн человек;

2. «Барелви» – 6 тыс. медресе, количественный рост составил 40 тыс. студентов (с 80 тыс. до 120 тыс. человек);

3. «Ахл-и Хадис» – 466 медресе, прирост контингента учащихся составил 12 тыс. человек (с 43 тыс. до 55 тыс. студентов);

4. «Джамаат-и ислами» – 632 медресе, количество учащихся возросло с 64 тыс. до 90 тыс. студентов;

5. Шиитские учебные заведения насчитывают 507 медресе, где обучается более 7 тыс. учащихся.

В пресс-релизе данной Ассоциации сообщается также и о постепенном внедрении в учебные планы медресе некоторых современных предметов и специальностей: банковское дело, журналистика, компьютерные технологии, английский язык и т.д. Говорится о растущей популярности медресе среди населения и невозможности принять на учебу всех желающих из-за нехватки в них мест.

В целом Всепакистанская Ассоциация теологических семинарий объединяет под своим началом более 20 тыс. медресе, зарегистрированных по-прежнему в соответствие с Законом об общественных организациях (1860), без учета внесенной в него поправки. Но, по ее оценкам, в стране все еще продолжают самостоятельно функционировать и более 5 тыс. незарегистрированных медресе.[9]

Официальные данные Федерального министерства по делам религий значительно разнятся по своим количественным показателям с приведенной выше статистикой. Сообщается, что к 30 июня 2009 г. только 9866 медресе получили государственную регистрацию. Большая их часть располагается в Панджабе (5355), за которым следует Синд (2852), СЗПП (1242), Белуджистан (297) и Исламабад (120).[10]

Приведенная выше статистика и сравнительный анализ отчетов трех ведомств (государственных и теологического) о состоянии религиозного образования в стране позволяет сделать вывод о том, что система религиозного образования сохраняет здесь статус «государства в государстве». Само же пакистанское государство не в состоянии контролировать ситуацию в данной области и предпринятая им реформа полностью провалилась.

Попытка пакистанского руководства переложить бремя модернизации религиозных учебных заведений на силовые структуры, в частности на Министерство внутренних дел страны, в соответствии с принятой недавно очередной Национальной политикой в области образования (от 9 сентября 2009 г.), наводит на мысль об отсутствии у государства четкой и взвешенной образовательной стратегии на фоне растущей радикализации пакистанского общества.

Анализ последних событий в Пакистане выявляет взаимосвязь между высокой концентрацией религиозных учебных заведений экстремистской направленности и усилением исламистской активности. Примером тому может служить Панджаб, в особенности его южные районы, где наблюдается постепенный отход от парадигмы умеренного ислама в сторону радикального.

За первую половину текущего года в Панджабе было совершено 104 теракта (из них 18 – в Лахоре и 9 – в Исламабаде), в результате которых погибло 155 человек. Из них 122 человека стали жертвами террористов-смертников, которые совершили 9 терактов (3 – в Исламабаде, 2 – в Лахоре, 2 – в Равалпинди и по одному – в Дерагазихан и Чоквал). Ранения разной тяжести получили 595 человек. Кроме того, по меньшей мере 23 потенциальных террориста-смертника были арестованы местной полицией, что предотвратило большее число жертв среди населения.[11]

Не вдаваясь глубоко в исторический экскурс, стоит все же напомнить, что среди местного населения постепенное распространение, начиная с YIII века, получил мистико-аскетический ислам – суфизм. Этому направлению в форме народного ислама, с присущими ему синкретическими верованиями и ритуалами, придерживается, по некоторым оценкам, до 75% населения страны.[12] Его догматы представляет богословская школа «Барелви».

В последнее время народный ислам стал активно вытесняться пуританским, ортодоксальным исламом салафитов, выступающих за создание мусульманского государства на принципах раннего ислама. Его проповедуют богословские школы «Деобанди» и «Ахл-и Хадис». Радикальными представителями этого направления ислама, добивающимися создания мусульманского государства под лозунгами джихада, являются различные исламистские группировки такие, как «Лашкар-и Тойба», «Джайеш-и Мухаммад», «Харкат-ул Муджахидин», «Хизвит Техрир», Сипайи – Сахаба Пакистан» и их военизированная группировка «Лашкар-и Джангви», действующие в Панджабе.

В целом из 35 округов Панджаба по меньшей мере 26 (в первую очередь Бахавалпур, Рахимъярхан, Музаффаргар, Фейсалабад, Джанг, Гуджранвала, Сиалкот, Лахор, Окара, Мултан, Вехари, Сахивал, Равалпинди, Атток, Чаквала, Саргодха, Мианвали и Баккар) подверглись значительной радикализации, в том числе и через сеть подконтрольных исламистским группировкам медресе.[13] Заметно активизировались экстремисты и в одном из южных округов Панджаба – Дерагазихан, где за последние 8 лет количество медресе увеличилось с 200 до 600 (2001-2009). Из 241 зарегистрированных медресе, по официальным данным, 120 принадлежат Управлению религиозного образования «Деобанди», 112 – «Барелви» и 9 – «Ахл-и Хадис». Большая часть незарегистрированных медресе (110) также принадлежат богословским школам «Деобанди» и «Ахл-и Хадис».[14] В данном округе зародилась новая тенденция по созданию мега-медресе, представляющих собой огромные учебно-религиозные кампусы, способные по своей инфраструктуре выдержать конкуренцию с частными учебными заведениями общеобразовательного цикла (например, мега-медресе Джамия Исламия Рехмания, расположенная в одноименном административном центре Дерагазихан).

Таким образом, несмотря на то, что предпринятая государством реформа религиозного образования (2001-2009) потерпела поражение, она все же стимулировала осуществление отдельных внутрисистемных преобразований в области религиозного образования для его адаптации к реалиям современной действительности. Остается надеяться, что исламские фундаменталисты, осознав необходимость трансформации и модернизации традиционной мусульманской системы образования, дистанцируются от экстремистского крыла улемов и перейдут к практическим шагам по ее реализации в полном объеме на основе принципов толерантности и умеренности ислама.


И.Н. Серенко
Источник: "Институт Ближнего Востока "

1 Анализу военных действий пакистанской армии в Южном Вазиристане и росту террористической активности в Пакистане в целом посвящены многочисленные публикации отечественных и зарубежных аналитиков и пакистановедов. См., например: Е.Е. Кирсанов Пакистан: закат «Аль-Каиды»? (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/16-10-09 b.htm); Н.А. Замараева. Пакистан: военная операция в Южном Вазиристане (http://www. iimes.ru/rus/stat/2009/18-10-09 b.htm); В.И. Сотников. Усиление террористической деятельности в Пакистане и возможные результаты новой военной операции пакистанской армии против боевиков «Талибана» в Южном Вазиристане (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/18-10-09 a.htm), «Американские аналитики о борьбе правительства Пакистана против «Талибана» (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/21-10-09.htm); И.Н. Серенко. Пакистан: Международный исламский университет под прицелом исламистов (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/28-10-09а .htm); Kanchan Lakshman. Speeding into the Void (South Asia Intelligence Review 8.15) /http::www.cgi-bin/readmsg.id./ и т.д.

2 “Dawn”, Karachi, 16.10.2009.

3 Education Sector Reforms. Action Plan (2001-2002 – 2005-2006). Government of Pakistan. Ministry of Education. – Islamabad. 2004, c. 10.

4 Более подробно см.: И.Н.Серенко. Система образования в Исламской Республике Пакистан. М., 2006, с. 117-123; Пакистанская молодежь как ресурсный потенциал международного исламизма./Ближний Восток и современность. М., 2008, №36, с. 249-255.

5 Стоит напомнить, что в результате нескольких взрывов на транспорте британской столицы, прогремевших 7 июля 2005 года, погибло 56 человек, включая 4 террористов-смертников, двое из которых прошли курс обучения в медресе Пакистана.

6 “Dawn”, Karachi, 07.04.2007.

7 “Dawn”, Karachi, 25.09.2009.

8 “Dawn”, Karachi, 16.06.2009.

9 “Dawn”, Karachi, 28.10.2009.

10 “Dawn”, Karachi, 09.09.2009.

11 Kanchan Lakshman. Heartland Trauma (South Asia Intelligence Review 7.52) /http::www.cgi-bin/readmsg.id./

12 “Dawn”, Karachi, 24.05.2009.

13 Kanchan Lakshman. Heartland Trauma. Op. cit .

14 “Dawn”, Karachi, 26.05.2009.



 Тематики 
  1. Ислам   (204)
  2. Радикальный исламизм   (241)
  3. Религия как инструмент политики   (163)