В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Православная цивилизация должна стать будущим для Грузии

Нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии.

Как известно, влиятельный американский политолог С. Хантингтон в своем нашумевшем труде "Столкновение цивилизаций", выделил православный мир, то есть, страны, где преобладающей религией является православное направление христианства, как одну из отдельно взятых цивилизаций мира, среди других (всего он выделил 9 таких "зон"). Причем, по его мнению, "осью" православной цивилизации является Россия. Сейчас много разговоров о возрождении православия, выдвигаются даже концепции, где национальная идеология основывалась бы на православии, как на фундаменте. Однако все это пока остается довольно неопределенной перспективой.

Попытаемся посмотреть на ситуацию в целом и выяснить, какую роль играет православие в жизни народа, в таких странах, как Грузия или Россия.

С одной стороны, мы все видим, что идет возрождение религиозности, особенно в Грузии (чуть меньшей степени в России, хотя и там тоже, особенно в последнее время), строятся церкви, священнослужители все чаще выступают в средствах массовой информации и на телеэкранах, проповедуя православные ценности, обсуждаются возможность введения в школьные программы обучения основ православия в той или иной форме и т.д. Кстати, со следующего года в 18 регионах России, в виде эксперимента вводится школьный предмет – "Основы православной культуры". Довольно жаркое обсуждение этого вопроса идет и в Грузии.

С другой стороны, жизнь большинства населения в России или в Грузии почти никак не связана с религией, ее ценностями и даже религиозными переживаниями. Миллионы людей в православных странах каждый день часами сидят в т.н. социальных сетях и в блог-сервисах в Интернете и обсуждают всякие мелочи, тратя много времени на выяснение того, у какой модели мобильного телефона чуть лучше работает фотокамера или какой автомобиль (импортный) комфортнее, не говоря уже о "чате", то есть, почти бессмысленном обмене фразами среди потребителей Интернета.

Переживания во время футбольного матча испытываются намного острее современными людьми, чем религиозные чувства. Сплошь и рядом все слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, соответственно, нынешняя лексика молодежи насыщена названиями западных поп-групп, именами "звезд" кино или певцов и обрывками фраз, выученными из западного (американского) сленга и масс-культуры.

Молодые люди и "тинэйджеры" часто оказываются полностью вовлеченными в разного рода маргинальные, похожие на секты, объединения, наподобие "эмо", "готов", "рокеров" и пр. Опасное распространение приняла наркомания, индифферентное или циничное отношение ко всему, бездумное потребительство, "культ" импортных, модных вещей и брендов, их фетишизация. Можно привести курьезную, но достоверную информацию, что в Тбилиси, отнюдь не самом большом, и тем более, не самом богатом городе мира, открыты магазины и "бутики" сотен западных брендов и по этому показателю наш город превосходит даже известные мегаполисы мира.

Кроме того, религиозность часто подменяется различными культами, псевдорелигиозными течениями, сектами ("Свидетели Иеговы", "тантристы", "последователи Ошо" и т.д.). Все это свидетельствует о том, что православные ценности и религиозность на данном этапе, выражаясь термином психологии, находится в бессознательном, под слоем наносной западной масс-культуры, и поэтому истинные православные ценности недостаточно осознаются значительной частью населения в рациональном виде. Говоря другими словами, не произошло сознательного осмысления этих ценностей и выработка соответствующего образа жизни, с опорой на эти ценности.

Мы упомянули "религиозный (православный) образ жизни". Как это можно понимать? Возможно ли вообще в современном глобализованном мире, в отдельно взятой стране, иметь "религиозный образ жизни"? Исламский мир дает положительный ответ на этот вопрос. Причем речь не идет о клерикализации страны, то есть, насильственном, директивном насаждении религии или морально-этических норм сверху таким образом, что население не понимало бы или не принимало этих ценностей. Во многих исламских странах религия проникает в повседневное бытие, оказывает влияние на повседневное поведение и мышление людей. И не только в тех государствах, где ислам объявлен официальной религией.

К сожалению, в христианских странах ситуация в этом смысле совершенно другая. Хотя в некоторых из них христианство признано или еще недавно было официальной религией (например, в Греции – православие, в некоторых скандинавских странах – протестантизм), но в большинстве стран Европы религия все меньше и меньше интересует население. Здесь уже давно идет процесс секуляризации, то есть отделение религии, религиозных институтов от государства. А теперь уже не только от государства, но и от большей части общества.

Секуляризация особенно далеко зашла в протестантских и частично, католических странах Европы. В то же время, в государствах, где главным направлением христианства выступает православие, наблюдается определенное оживление религиозных институтов и попытки секуляризации наталкиваются на сопротивление. Например, в России, как уже отмечалось выше, активизируется религиозная жизнь, воцерковление населения и возвращение к православной вере (а также к исламу). При этом, руководство России уделяет большое внимание отношениям с Московской Патриархией и объединениями мусульман России, чутко относится мнению Церкви.

Нынешняя власть Грузии внешне тоже стала религиозной, в отличие от первых годов после т. н. розовой революции, когда она и ее сторонники предпринимали открытые нападки на грузинскую Церковь, патриарха, вообще на православие. Но по-прежнему чувствуется, что Церковь находится под сильным нажимом государства. Чего стоит хотя бы эпизод от 26 мая этого года, когда несколько представителей правительства и властной верхушки ворвались в алтарь к патриарху, когда тот собирался выступить с проповедью о политической ситуации в стране и пытались оказывать на него давление...

Одним из важнейших вопросов является качество телепередач в стране и их моральное содержание. Не говоря уже о потоках лжи и дезинформации, которые льются с экранов правительственных каналов (а постоянная ложь сама по себе разлагает общество и разрушает его этические основы), не менее пагубное воздействие оказывают те "развлекательные" шоу, фильмы, сериалы и рекламы, которые заполонили наш телеэфир. Бессмысленные развлечения, насилие, культ денег, разврат, цинизм – вот что пытается внедрить в сознание общества подобная "телепродукция". К сожалению, в этом смысле аналогичная ситуация наблюдается и в других странах мира, кроме отдельных исламских или азиатских государств. В то же время, в Грузии так и не удалось создать общенациональный канал под патронажем Патриархии, где передавались бы высококачественные религиозные, культурные и просветительские передачи. Ныне существующий канал аналогичного содержания не справляется со своей функцией из-за технических, финансовых и других проблем и соответственно, не может привлечь ту многочисленную телеаудиторию, которая потенциально существует в Грузии.

Решающее значение для судеб страны имеют процессы в сфере образования. Выше мы также упомянули об эксперименте в системе среднего образования в России, который предусматривает внедрение в школьную программу нового предмета под названием "Основы православной культуры". Через несколько лет, в случае успеха эксперимента, этот предмет станет доступным для всех школ на территории Российской Федерации. К сожалению, у нас в Грузии никак не удается нормально решить аналогичный вопрос, так как окопавшиеся в министерстве образования "соросисты" и их единомышленники из разных неправительственных организаций, с помощью незримой поддержки западных посольств и структур, всячески блокируют внедрение в школах обучения основам религиозной культуры. В то же время, те же люди лоббируют включение в школьную программу т. н. сексуального образования, что противоречит грузинским традициям и исторически сформировавшимся правилам воспитания детей. Особенно в том случае, если подобные "новшества" механически и бездумно переносятся из опыта западных стран.

Совершенно ясно, что нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии. Это ставит в тяжелое положение нашу страну и ее население. В таких условиях, долг каждого нормального человека и патриота своей страны заключается в том, чтобы активно или пассивно противодействовать процессу превращения Грузии в агрессивный плацдарм Запада против России. Нужно восстановить тесное сотрудничество и стратегическое партнерство между Грузией и Россией. В этом процессе, без сомнения, одну из главных ролей могут сыграть отношения между Церквями обеих стран, их сотрудничество. Это сотрудничество и сейчас довольно активно осуществляется, несмотря на попытки со стороны отдельных провокаторов (таких как Басил Кобахидзе, Нодар Ладария и др.) рассорить родственные Церкви и народы. Однако, на наш взгляд, уровень взаимодействия все еще недостаточен и можно достичь гораздо большего в будущем. А это, со своей стороны, будет способствовать активизации здоровых процессов внутри обеих православных стран (Грузии и России) и выходу грузинского общества из того глубокого кризиса, в котором оно очутилось по вине безответственной деятельности прежнего и нынешнего руководства Грузии.

Георгий Векуа
Источник: "Борьба мировых центров
"


 Тематики 
  1. Православие   (766)
  2. Русский мир   (167)
  3. Грузия   (102)