В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

«К осознанной вере в Бога меня привели занятия наукой»

Недавно председателем Комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман азиатской части России назначен доцент Кафедры высшей математики Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат физико-математических наук Ильхом Меражов, являющийся также имамом Новосибирской мечети. В интервью он рассказывает о своей работе в вузе и на исламском поприще. Меражов уверен, что наука не только не мешает вере, но и укрепляет ее.

- Как Вам удается сочетать работу в вузе и заниматься общественной деятельностью в сфере религии?

Хвала Всевышнему Аллаху за то, что мне выпала честь работать на благо развития Ислама. Вот уже 12 лет я преподаю в Сибирском университете потребительской кооперации, свою работу люблю. Мои родители тоже преподаватели вуза. А работа в Духовном управлении мусульман азиатской части России интересна для меня. Я понимаю необходимость развития исламской науки и образования. Это мое служение Всевышнему Аллаху. Я получил хорошее образование, а теперь пришло время приносить пользу нашему обществу.

- Как Вы пришли к вере?

В Бухаре, где прошло мое детство, много мусульманских исторических памятников архитектуры: величественные мечети, медресе и минареты. Город не зря называют жемчужиной Востока. Бухара долгое время блистала как центр исламской науки и культуры. Это родина великих всемирно известных имамов, таких как Аль-Бухари, Накшбанди.

Мой дед Аминджан Салямов был заслуженным реставратором исторических памятников. В детстве я часто ходил с ним по старинным мечетям и медресе, восхищался этими зданиями, построенными во имя Аллаха еще в десятом веке. До сих пор они являются действующими мечетями и медресе.

Мои родители – глубоко верующие люди. Они воспитали меня с детства в лучших традициях исламской религии.

Основательный приход к вере произошел уже здесь, в Новосибирске, по мере получения знаний о нашей религии. Будучи студентом университета, я углублял свои знания о нашей религии. Я считаю, что к осознанной вере в Бога меня привели занятия наукой.

- Недавно Вы стали руководителем Комитета образования и науки ДУМАЧР. Какие у вас планы в этой связи? Как планируете развивать науку на базе духовного управления?

Цель комитета по образованию и науки ДУМАЧР: развитие исламского религиозного образования, науки, объединение усилий специалистов в сфере образования и науки, координация деятельности специалистов по образованию и науки, просветительская деятельность, правозащитная деятельность.

Комитет ставит перед собой следующие задачи:
– содействовать развитию исламского религиозного образования в обеспечении учебно-методической литературой религиозной организации ДУМАЧР;
– взаимодействовать с духовными управлениями мусульман, мусульманскими учеными, образовательными учреждениями в научной сфере в целях развития образования;
– привлекать специалистов для разработки учебных пособий по религии Ислам, учебных программ курсов обучения, обобщение опыта работы мусульманских религиозных организаций, духовных образовательных учреждений (медресе) в сфере образования и принимать участие в издательской деятельности;
– осуществлять запросы в исламские образовательные учреждения с целью получения религиозных экспертиз, рецензий на изданные книги, осуществлять официальные запросы к мусульманским ученым с целью получения богословско-правовых заключений (фетв) по вопросам, связанными с текущими изменениями в жизни общества, проблемным религиозным вопросам;
– привлекать специалистов и организовывать работу по изучению и анализу проблемных ситуаций в мусульманском обществе, выработки методов их решений;
– содействовать в вопросах подготовки специалистов в религиозных образовательных учреждениях всех уровней: среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования, в подготовке педагогических и научных работников религиозной сферы;
– организовать консультации, семинары, научно- практические конференции, симпозиумы по данной тематике, научные богословские лекции, распространять мусульманскую просветительскую литературу;
– обеспечивать координацию своей деятельности с органами власти с целью налаживания взаимодействия в вопросах образования в том числе, с руководством школ, средних и высших учебных заведений, исправительных колоний, и войсковых частей по проведению лекций об исламской нравственности, организации религиозной службы – пятничных молитв (джума), курсов для изучения религии.
– вести правозащитную деятельность.

Важным вопросом является поднятие уровня религиозного образования, чтобы каждый мусульманин имел возможность получить необходимые практические знания своей религии. Для этого необходимо создать при каждой мечети медресе, воскресные школы, необходимо наладить работу через библиотеки, культурно-образовательные центры; проводить богословские семинары, лекции, конференции, круглые столы и т. п.; необходимо подготовить учебники, учебно-методические пособия; направлять молодежь учится в ведущие исламские вузы; необходимо изучать историю Ислама в регионах.


- Почему, на Ваш взгляд, есть представления, что в исламском мире слабо развиваются наука, образование, новые технологии и мало интересных проектов? При этом мы знаем, что Ислам, как никакая другая религия, призывает к получению знаний.

Представления о вкладе в науку и развитие технологий последователей Ислама искажены. Мусульманская наука внесла большой и важный вклад в историю европейской научной мысли.

Ислам всегда призывал к науке, и нет препятствий в Исламе к изучению наук. Более того, история – свидетель того, что, когда мусульмане приближались к своей религии, то они развивались и занимали ведущие места в мире, а когда отдалялись, то теряли позиции.

Мы знаем из истории, что колониальная политика западных стран и внутренняя политика лицемерных местных правителей привели к тому, что народ думает только о том, чтобы прокормить себя, уже не говоря о том, чтобы заниматься наукой.

Но я бы не сказал, что в мусульманских странах достаточно низок интерес к науке, не появляется новых технологий. Например, Малайзия занимает одно из ведущих мест среди производителей, выпускающих компьютерные технологии. Я знаю, что в Турции проводят много конференций по разным областям науки, там трудится значительное число приглашенных профессоров. Пакистан и Иран достигли определенных научных успехов в области ядерной физики. Во всех ведущих странах мира в университетах или в научных институтах есть доктора наук, профессора, ученые – мусульмане. А что касается гуманитарных наук, то многие ученые находят именно в Исламе решение большого числа проблем.

В Исламе нет препятствий к изучению наук, наоборот есть все условия для личного и общественного развития. Я думаю, что перспективы хорошие, поэтому на будущее смотрю с оптимизмом.

- Помогают ли Вам лично знания в области физико-математических наук в духовном совершенствовании? Все-таки, с одной стороны, – точные науки, с другой – религия, а это нечто иррациональное.

Да, я математик по образованию. Математика мне помогает систематизировать полученные знания, логично все расставить по полочкам и сделать правильные выводы.

Духовное совершенствование достигается путем глубоких размышлений о Всевышнем Творце. В Коране много говорится о том, чтобы человек много размышлял. А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Один час размышлений лучше, чем один год дополнительных поклонений».

Математика развивает ум человека. Знание – составная часть нашего вероучения. Чем больше человек знает, тем больше он видит свидетельств деяний Творца.

А что касается рациональности и иррациональности, надо заметить, что здесь имеется проблема понятийного аппарата. Наша религия – рациональна. Рассмотрим следующее: этот мир мы видим, ощущаем и говорим, что он реально существует. Далее. Так как в этом мире происходят множество процессов, и имеется порядок, красота, чистота, существуют законы, по которым эти процессы происходят, то должен быть Творец. Куда бы человек ни посмотрел – он видит науку.

Если имеется книга, то должен быть ее автор. А этот мир – тоже некая книга, поверхность земли – одна ее страница, каждое творение – эта буква той великой книги, которая называется Вселенная. Как может быть такая книга без Автора? Автор этой великой книги – Всевышний Господь.

И, конечно, эта Книга не может быть хорошо изучена без учителей, которые людям объяснили ее истинный смысл. Это, конечно, пророки (мир им). И наш Пророк Мухаммад (мир ему) – последний завершающий посланник Аллаха.

Логичность и рациональность Ислама мусульманину дает уверенность, ясность и правильное мировоззрение. Ислам является такой религией, которая строго исповедуется ее последователями, он не допускает возникновения идейной неразберихи в голове верующего, поскольку она не содержит в себе никаких нелогичных или иррациональных принципов, которые были бы несовместимы друг с другом.

- Удается ли Вам находить общий язык со студентами?

Да, я легко нахожу общий язык со студентами. Самое главное для студента это, чтобы преподаватель мог доступно изложить материал, доброжелательно относился к ним и справедливо оценивал на экзамене.


Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов
Источник: "Ислам.Ру"


 Тематики 
  1. Ислам   (204)