В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Об экономической доктрине Русской Православной Церкви

Мировой финансовый кризис длится уже больше года. За это время различные религиозные деятели, в том числе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, неоднократно выступали с заявлениями по поводу экономических неурядиц в стране и мире. Корреспондент «НГ-религий» обратился к ответственному секретарю Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Кирилле Павлу Шашкину, чтобы он в общих чертах обрисовал, в чем заключается православный подход к современной экономике.

– Павел Александрович, в чем Церковь видит причину кризиса? Чем занимается Экспертный совет «Экономика и этика»? Религиозные лидеры говорят о том, что причиной кризиса был упадок морали. Но какая связь между безнравственностью и обвалом на рынке ценных бумаг? Снижением производства? Безработицей?

– Экспертный совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле дал свою оценку ситуации, сложившейся в мировой экономике. В июле этого года Священным Синодом Русской Православной Церкви было одобрено заявление совета о причинах экономического кризиса, в котором мы постарались тезисно обозначить позицию по этому вопросу. В документе подчеркивается, что первопричина кризиса – в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества.

Вполне очевидно, что в основе любой человеческой деятельности лежат ценности, определяющие конечный результат того или иного процесса. Экономика не является исключением. Если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, стабильное экономическое и социальное развитие общества исключено. Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности не должна, с христианской точки зрения, нивелировать общественный интерес, «общее благо», которому, в конечном счете, и служит хозяйственная деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Иными словами, ни работодатель, ни работник, ни акционер не должны действовать в ущерб обществу и тем нравственным принципам и ценностным ориентирам, на которых зиждится общественный строй. В противном случае социальные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся «нормой». Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся «коммерчески оправданными», от финансовых спекуляций до занижения и невыплат заработной платы работнику или его необоснованного сокращения. Но так ли это выгодно в долгосрочной перспективе? Ведет ли подобное хозяйствование к экономическому процветанию и политической стабильности? Опыт последних десятилетий показывает обратное.

– Патриарх Кирилл говорит, что кризис – повод для того, чтобы отказаться от системы безудержного потребления. Но к кому он при этом обращается – к олигархам или к людям за чертой бедности (их и до кризиса был огромный процент в России)? Ведь многие из тех, кто обнищал в 1990-е, только-только в 2000-е выбрались на какой-то приемлемый уровень доходов, и отказаться от привычки потребления сейчас для них – значит быть отброшенными назад...

– Призыв Патриарха Кирилла обращен в первую очередь к сильным мира сего, на долю которых в любой стране приходится львиная доля потребления товаров и услуг. В одном из своих прошлогодних интервью будущий Святейший Патриарх так ответил на подобный вопрос: «Для подавляющего большинства жителей Земли призыв к материальному самоограничению не совсем актуален, для них главное сейчас – элементарно выжить и заработать себе на хлеб. Тем более нельзя смешивать гедонизм с естественным желанием человека жить достойно и обеспечить всем необходимым свою семью. Русский народ никогда за всю свою многовековую историю не жил в материальном смысле на должном уровне. Мы привыкли терпеть лишения, жертвовать подчас всем ради высшей цели – блага своего Отечества. Но стоит ли спекулировать на этих чувствах? Разве это нравственно? Наш народ заслуживает достойной жизни, в том числе материального достатка. Причем в русской ментальности важное место занимает именно стремление к умеренному достатку, а не к обогащению любой ценой». Лучше не скажешь.

– Церковь призывает частный бизнес осознавать социальную ответственность. Был принят в свое время Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Восприняли ли этот текст предприниматели? Есть ли какой-то отклик, в частности, на призывы не допускать массового сокращения сотрудников предприятий? Как реагируют на те же призывы госмонополии?

– Спасибо за вопрос. Мне как секретарю рабочей группы по написанию Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании эта тема особенно близка. Дело в том, что Свод, принятый Всемирным Русским Народным Собором и Межрелигиозным советом России в 2004 году, задает нравственный идеал построения гармоничной хозяйственной деятельности, вполне достижимый, а не отвлеченный, на мой взгляд. Но все же это – идеал. В поддержку данного документа высказывались многие крупные компании, объединения предпринимателей и государственные структуры. И нам известны примеры соблюдения этих принципов в отдельных компаниях. Другое дело, что моральный уровень нашего общества в целом еще остается неприемлемо низким для нравственного саморегулирования, но стремиться к этому надо, и важно, что Церковь, общество и предприниматели делают шаги в данном направлении. Деловая этика – очень практическая вещь, от нее зависит не только благоприятный психологический климат в экономических отношениях, но и репутация компании, что, согласитесь, также серьезный актив.

Тема сокращений – очень серьезный вопрос. По моему мнению, в каждом конкретном случае он должен решаться индивидуально. Но экономически обоснованное сокращение рабочих мест не должно означать выбрасывание людей на улицу без средств к существованию. Государство и бизнес обязаны в подобном случае предоставить увольняемому работнику иную работу либо достойное пособие по безработице. По точному выражению Патриарха Кирилла, в нашей стране безработных быть не может, слишком уж многое предстоит сделать для восстановления и модернизации экономики. В заявлении Экспертного совета «Экономика и этика» также говорится, что «массовое сокращение рабочих мест со ссылкой на кризис без видимых попыток со стороны работодателя модернизировать производство, внедрить инновации, проявить инициативу в поиске возможностей для создания новых рабочих мест – нравственно недопустимо и социально безответственно».

– Есть ли у Церкви определенное отношение к государственному регулированию экономики – во благо это или во зло? Если есть, то на чем оно основано?

– Да, такое отношение есть, и оно основано на здравом смысле. Необходимо уходить от примитивного противопоставления интересов государства и частного сектора, от вечного конфликта сторонников доминирования государственного регулирования и либеральных фундаменталистов. Концепции тотального управления экономикой из одного центра, равно как и рыночный фундаментализм, теория государства – «ночного сторожа» себя исчерпали. Необходимо искать баланс интересов, в котором национализация и приватизация только необходимые средства для нормального развития экономики. Их чередование – нормальный процесс для всех развитых государств. В то же время требуется отказаться от сомнительного во всех отношениях тезиса о якобы большей эффективности частного собственника по сравнению с государством. Эффективность зависит, как правило, не от формы собственности, а от качества менеджмента. Лично мне импонирует идея так называемых народных предприятий, где работники являются одновременно их совладельцами. К слову, именно такую форму предприятия Папа Римский Бенедикт XVI называет в своей последней энциклике наиболее перспективной и соответствующей христианским принципам хозяйствования. Есть сферы экономики, в числе которых стратегически важные отрасли, в которых государство должно доминировать, особенно в период кризиса. Демократическое общественное устройство предполагает открытость и подотчетность государства гражданам, ответственность за результаты проводимой экономической политики, что о частном бизнесе сказать нельзя.

– Как кризис затронул саму Церковь?

– Церковь – это часть общества. Кризис, конечно, отражается в негативном смысле на социальных и благотворительных программах, меньше стало жертвователей, что вполне объяснимо. Но православие – вера оптимистов, а кризисы приходят и уходят…


Павел Круг
Источник: "НГ-Религии"


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Православие   (766)