В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

«Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?»

Резкой, нелицеприятной полемикой отличался круглый стол на тему «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?», который состоялся в Институте религии и права. В центре дискуссии стояли вопросы реализации решения Президента РФ о введении обязательного школьного предмета «Основы религиозной культуры» и о создании института военного духовенства. Большинство участников круглого стола считают, что подобные нововведения не могут быть «спущены сверху», они должны основательно и широко обсуждаться в обществе, с учетом всех особенностей конфессионального разнообразия. В дискуссии приняли участие ученые-религиоведы и историки, представители религиозных организаций и СМИ. Русскую Православную Церковь (РПЦ) представляли руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и член Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, глава правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев.

Никто из участников круглого стола не подвергает сомнению необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в России, однако предложенный Президентом вариант -- обязательный курс «Основы религиозной культуры» с возможностью выбора из четырех «традиционных» религий -- большинство выступавших отвергает. Воспитание нравственности – это дело семьи, а не государственной школы; РПЦ на самом деле преследует миссионерские, а не просветительские и воспитательные цели; данный проект ущемляет права религиозных меньшинств; он не консолидирует, а раскалывает общество по религиозному признаку—этот ставший уже традиционным набор аргументов против проведения данного эксперимента содержался в

выступлениях представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Алексея Шишкина и Андрея Езерова, профессора Российской академии труда Екатерины Элбакян, известного религиоведа Сергея Филатова, доктора исторических наук Анатолия Красикова, представителя Церкви Адвентистов седьмого дня Виктора Витко и других. А профессор Российской академии госслужбы Ольга Васильева даже высказала предположение, что тема ДНК (образовательной области
«Духовно-нравственная культура») намеренно «вброшена» в общественное сознание для отвлечения внимания от более серьезных проблем. Выступавшая считает, что до реализации президентского проекта еще очень далеко: найти педагогов по шести специальностям (основы православия, ислама, иудаизма и буддизма, а также по курсу истории религий и светской этики) в ближайшее время (а эксперимент должен начаться в 18 регионах РФ уже весной 2010 г.) просто невозможно.

Выслушав жесткую критику в адрес РПЦ, о. Всеволод Чаплин выступил с призывом к широкому диалогу. Священник неоднократно повторил, что каждая «мировоззренческая группа» имеет право реализовать свои духовные потребности в таких государственно-общественных институтах, как школа и армия. О.Всеволод является сторонником «возможности
мировоззренческого выбора» в этих сферах, при этом он подчеркнул, что выступает против насаждаемой еще с советских времен монополии «скептического взгляда» на религию в образовательных учреждениях, а также против идеологического диктата либерального мировоззрения. Глава Синодального отдела особо отметил, что присутствие разных «мировоззренческих групп» в школе, армии и СМИ должно быть «адекватным»: «Странно слышать о том, что какая-то группа, у которой есть всего несколько последователей в войсках, требует допуска для миссионерской деятельности ко всему личному составу воинской части».

Вместе с тем, он согласился, что «некоторые религиозные меньшинства были забыты» при подготовке президентских указаний, и даже обещал от имени РПЦ помощь тем религиозным группам, которые «пока не нашли для себя пути для реализации своего мировоззренческого выбора в школе и в армии». Более того, с его стороны были также отмечены «прискорбные случаи атак против религиозных меньшинств», причем «часто виновата православная сторона». Такие случаи должны расследоваться с учетом того, что «часто под православных мимикрируют некоторые протестантские группы, накаляя атмосферу».

Роман Силантьев был более категоричен: он резко отверг обвинения в дискриминации иных конфессий, которые прозвучали в адрес РПЦ. «Церковь усиливается естественным путем, никого не дискриминируя», -- утверждал он, добавив однако, что «традиционные» религии должны иметь в России «некоторые преимущества», сообразно их вкладу в историю и культуру страны. Происхождение же антицерковной информационной кампании для Р.Силантьева очевидно: «клерикализацией» более всего озабочены воинствующие атеисты, сатанисты, между которыми «затесались все остальные – баптисты, представители альтернативных православных – все они выступают единым фронтом и вместе с ними – Госдеп США». Р.Силантьев также считает безосновательной и «иррационально панической» критику в адрес Экспертного совета при Минюсте во главе с А.Дворкиным, членом которого он сам является. По мнению Р.Силантьева, акция по сбору подписей против этого совета «Инквизиторам –нет!» инициирована пятидесятниками, но нанесла урон только их репутации.

Со стороны других участников круглого стола прозвучали предложения, направленные на поиск широкого общественного диалога. Так, Алексей Шишкин настаивал на том, что нравственное обновление общества может происходить только на внеконфессиональной основе. Он предложил искать нравственный консенсус в рамках широкого «общественного пакта». Самой подходящей площадкой для обсуждения важнейших духовно-нравственных проблем является Межсоборное присутствие, утвержденное на последнем Поместном соборе РПЦ, считает А.Красиков, добавляя, что в этой дискуссии могут принимать участие как верующие разных конфессий, так и неверующие. Сергей Филатов, резко критиковавший современное нравственное состояние священнослужителей РПЦ, призывал их учиться преподаванию религиозных основ у католиков и лютеран.

Глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков уверен, что надо «расширять список религий», которым открывается доступ в школу.

Андрей Себенцов, известный специалист в области государственно-конфессиональных отношений, действительный государственный советник РФ I класса, обратил внимание на то, что в ходе бурных дискуссий часто остается незамеченным: в числе трех предложенных Президентом РФ образовательных модулей есть курс «История и основы культуры основных мировых религий». Именно этот «неконфликтный, религиоведчески ориентированный» курс, предположил А.Себенцов, окажется наиболее востребованным на местах в ходе эксперимента.

Кроме того, он коснулся проблемы военного духовенства и подверг критике разработанный Министерством обороны соответствующий законопроект. Епископ Константин Бендас, представитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) выразил опасение, что положение о военных священниках, дискриминирующее «нетрадиционных» верующих, может быть введено указом, без общественного обсуждения. Профессор Ольга Васильева также видит множество проблем в предложенной модели армейского священства. Она подчеркнула, что вопрос морального климата в армии напрямую касается большинства населения нашей страны, и призвала общественность поднять вопрос о широком обсуждении данного законопроекта.


Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)