В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Семинар: Новые религиозные движения в России

В конференц-зале Московского цента Карнеги прошел семинар на тему «Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале богов и пророков». Свое видение данной проблематики представил старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, согласившийся после конференции дать интервью для научного богословского портала «Богослов.Ru».


Иван Бушуев: Расскажите о значении данной конференции и данной темы для Вас лично?

Роман Николаевич Лункин: Это серия семинаров, проходящих в Центре Карнеги на тему «Религия в России: 20 лет религиозной свободы». Целью данной конференции является анализ религиозной жизни, со всеми ее проблемами и конфликтами в постсоветское время. Данный доклад является одним из кирпичиков этих семинаров.


И. Бушуев: Как давно Вы работаете в данном направлении?

Р.Н. Лункин: Я довольно давно занимаюсь различными религиозными движениями в рамках проектов «Энциклопедия религиозной жизни России» и «Атлас религиозной жизни России», выходящего под редакцией Сергея Филатова. Когда в 1998 году я только начинал заниматься социологией религий, моей первой темой было Рериховское движение. Я занимался рериховскими обществами, встречался с почитателями «Живой Этики». Далее я стал работать и с другими НРД. На этом опыте, опыте полевых исследований, я построил свой доклад. Я знаком с НРД, с их идеологией не столько по их книгам, сколько на опыте общения с лидерами и последователями различных движений.


И. Бушуев: Какие НРД, на Ваш взгляд, наиболее перспективны в России на сегодняшний день?

Р.Н. Лункин: Самые многочисленные и влиятельные НРД в России сегодня «Свидетели Иеговы», так как они имеют самую четкую и жесткую организацию, централизованную структуру. По их собственным оценкам, их численность в нашей стране составляет приблизительно 250 тыс., реально же порядка 130 тыс. человек в разных регионах России. Они привлекают наибольшее количество людей. Однако в настоящее время никакое НРД не развивается так активно, как раньше – в 1990-е годы. Скорее всего, нынешнее число членов НРД стабилизировалось, тем более что многие НРД уже прошли несколько этапов своего развития, социализировались, приспособились к жизни в обществе. Такие представители НРД, как Белое Братство, богородичники или Церковь Виссариона отказались от самых строгих аскетических практик, стали проповедовать семейные ценности, что характерно для многих НРД, которые действуют в США и Европе.


И. Бушуев: Ваши планы работы в ближайшей перспективе?

Р.Н. Лункин: Я занимаюсь всеми религиозными движениями. Как социолог, я интересуюсь всей полнотой современной религиозной жизни. Свою диссертацию в Институте философии РАН я защищал по российским пятидесятникам. Я являюсь специалистом по евангельским церквам протестантского направления. В ближайших планах – работа над новым изданием «Энциклопедии» и «Атласа современной религиозной жизни России».


И. Бушуев: Прокомментируйте интенсивность перехода людей из различных НРД в РПЦ?

Р.Н. Лункин: Случаи есть, довольно много. Стоит обратить внимание на следующий момент: номинальные православные, православные по культуре, а не по вере, именуемые захожанами, часто переходят в НРД, потому что они не знакомы с Православием или в нем разочаровались. Порой НРД является лишь этапом на пути воцерковления, так как именно там впервые на деле встречаются с организованной религиозной жизнью. Впервые видят твердую организацию – от них ранее никто не требовал исполнять каких-либо религиозных установлений. Для них открывается практическая сторона религии. Это не то же самое, что смотреть патриаршее богослужение по телевизору. Затем уже многие, не все, конечно, интересуются Православием и переходят в РПЦ.


И. Бушуев: Насколько тесно Вы общаетесь с различными НРД, кому-то уделяете особое внимание?

Р.Н. Лункин: Особого внимания не уделяю никому. Для доклада специально брал интервью у некоторых НРД: Церкви Саентологии, Церкви последнего завета, мормонов, Богородичного центра (в 2001 году я сам встречался с Иоанном Береславским).


И. Бушуев: Чем обусловлен Ваш интерес именно к НРД?

Р.Н. Лункин: На данном этапе моих исследований это одна из интересующих меня тем, привлекшая меня своей сложностью. В большинстве СМИ и некоторых обзорах, которые можно назвать сектоведческими, НРД представляются как скопище преступников, общество сумасшедших во главе с корыстными лидерами, которые стремятся лишь заработать денег. При этом часто не уделяется никакого внимания смыслу их вероучения и особенностям его возникновения. Меня заинтересовали НРД, их идеи, реальная практика. Мне интересны истоки: у кого есть христианская основа, у кого «Нью-эйдж» и теософия, которые идут рука об руку. Тогда за любой концепцией какого-либо новоявленного пророка или бога появляется внутренний смысл, который объясняет социальную функцию данного НРД и почему оно привлекает к себе людей.


И. Бушуев: Какую цель Вы ставите перед собой при работе с религиозными движениями?

Р.Н. Лункин: Есть две темы, наиболее для меня на сегодня актуальные: НРД и протестантизм, хотя, как публицист, я пишу и о своеобразии государственно-церковных отношений в России. Моя цель – исследовательская, понять, что движет людьми: смысл веры, проблемы, конфликты. Лично для меня очень интересно понять идеи, захватывающие людей, пришедших в ту или иную общину. Мне интересно понять и объяснить, а это гораздо сложнее, чем просто наклеить ярлык.


И. Бушуев: На какую научную и теоретическую базу Вы опираетесь в своей работе?

Р.Н. Лункин: Прежде всего, на свои полевые исследования и интервью. Кроме того, использую научную литературу, выходившую по данной теме. Однако, как социолог религии, привык разговаривать прежде всего с верующими и идеологами движений и церквей сам.


И. Бушуев: Можно ли где-то ознакомиться с Вашими наработками?

Р.Н. Лункин: В первую очередь, это справочник «Современная религиозная жизнь России», где представлены статьи по различным движениям и церквам от православия до НРД, «Атлас современной религиозной жизни России» по всем регионам России, сборник «Религия и общество: очерки современной религиозной жизни России», а также статьи в «Русском ревью Кестонского института» на сайте www.keston.org.uk, статьи в научных журналах и интернет-изданиях.


И. Бушуев: Благодарю, Вас.

И. Бушуев
Источник: "Богослов.Ру "


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)