В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Об отношениях между католиками и мусульманами в Португалии

Португалия – страна традиционно католическая. Так сложилось издревле, еще с тех времен, когда португальцы, основав в XII веке свое королевство, бросились отвоевывать Пиренейский полуостров у мусульман-арабов. Казалось бы, в XXI веке нормы политкорректности диктуют необходимость подходить к другой религии с позиций, противоположных средневековым. Но, как выяснилось, несмотря на броские пропагандистские клише и некоторое смягчение нравов, и в 2009 году католики и мусульмане остаются антагонистами, а диалог между ними не клеится.

Повод для однозначных выводов дала полемика, вспыхнувшая после неожиданно откровенного заявления лиссабонского кардинала-патриарха Жозе Поликарпу, который 13 января призвал католиков не вступать в брак с мусульманами. "Осторожно с любовью, – предостерег юношей и девушек глава португальских католиков, выступая на встрече с молодежью в городе Фигейра-да-Фош. – Подумайте дважды, прежде чем вступать в брак с мусульманином. Подумайте очень серьезно. Потому что вы ввергнете себя в кучу неприятностей, которые даже Аллах не знает, где для вас закончатся".

О том, что слова кардинала не были случайностью, свидетельствует его дальнейшие пояснения. На вопрос, не означают ли они проявления нетерпимости в отношении другой религии, Жозе Поликарпу ответил отрицательно и сказал, что знает немало "драматических" случаев смешанных браков.

Жозе Поликарпу отметил сложности, существующие в отношениях между религиями в Португалии в целом. По его словам, диалог с мусульманами лишь только начинается и он идет непросто. С одной стороны, католики практически ничего не знают об исламе, с другой, мусульмане слишком убеждены в собственной правоте. "Мы очень невежественны в этом вопросе, – признал кардинал. – Мы хотим вести диалог с мусульманами, но не потратили ни часа нашей жизни на то, чтобы понять, кто они такие. Кто в Португалии читал Коран?" Но, по его словам, это не главное. "Диалог можно вести только с тем, кто хочет его вести, – подчеркнул Жозе Поликарпу. – С нашими мусульманскими братьями, например, диалог очень труден, потому что они не признают, что их правда – не единственная и не полная".

Отметив, что только в Лиссабоне проживают почти сто тысяч приверженцев ислама, "сосредоточенных вокруг трех больших мечетей", глава португальской католической церкви, на всякий случай, добавил, что отношения с ними "обычно хорошие и проникнуты симпатией".

О том, что слова Жозе Поликарпу отражают реальное положение дел и чувства, испытываемые португальскими католиками по отношению к мусульманам, свидетельствует комментарий специалиста по религиозным вопросам, журналиста Мануэля Виллаш-Боаша. "Думаю, что кардинал-патриарх выразил то, что могут думать португальские католики, но что не принято выражать вслух, – отметил он. – Что ж, кардинал решил высказаться таким образом. Это выбор, который может нанести определенный ущерб отношениям /с мусульманами/, но его слова отражают правду об этих отношениях".

Поддержал кардинала и специалист в области религий, выпускник Сорбоннского университета Мойзеш Эшпириту Санту. Глава португальских католиков лишь "выполнил свой долг", предупредив молодых людей, и поступил "правильно и мужественно", сказал он. "Женщины должны знать, каковы последствия брака с мусульманином, – отметил он. – В исламе не существует смешанных браков. Это означает обязательность принятия религии со всеми последствиями, которые несет с собой мусульманский брак, где муж – всегда господин в доме, пользующийся в семье всеми правами. Необходимо, чтобы это было совершенно ясно".

Ученый высказался за то, чтобы в отношении ислама не было недомолвок, налагаемых политкорректностью. В этом случае и межрелигиозный диалог будет проходить плодотворнее, считает он. "Межкультурный диалог с обеих сторон должен основываться на правде, а не на полуправде и полулжи", – сказал Эшпириту Санту.

Что касается заявлений кардинала, то они были "честными и правдивыми", считает ученый. "Кардинал не оказывал давления, он информировал, – сказал Эшпириту Санту. – Это факт, что во многих странах Европы, таких, как Испания, Франция, Германия, известно множество случаев, когда женщин вводили в заблуждение мужчины-мусульмане, не открывавшие им всю правду". По его словам, в исламе, как и в ортодоксальном иудаизме, "законна даже неправда, когда речь идет о том, чтобы защитить религию".

В современном мире ислам – единственная религия, сохранившая подчиненное положение женщины, сказал Эшпириту Санту. "Христианская религия тоже была такой, как и ортодоксальный иудаизм, но сегодня для женщин ситуация стала легче", – отметил он.

О трудностях в браках с мусульманами рассказал миссионер-священник Тони Невеш. "Даже в обществах, где ислам очень открыт и терпим, таких, как Гвинея-Бисау и Мозамбик, эти трудности очень заметны, – поделился он. – Брак между представителями этих двух религий – очень сложная вещь, потому что законы и мораль, регулирующие семейные отношения, радикально различаются. Весьма различна и роль женщины. Поэтому если католичка, желающая сохранить религию и привычный уклад жизни, выходит замуж за убежденного мусульманина, кончается это плохо".

Высказывания кардинала-патриарха вызвали реакцию официальных лиц. "Я знаю случаи смешанных браков, способные стать примерами успеха и любви, которые доказывают, что счастье возможно", – поспешила успокоить верующих Верховный представитель управления иммиграции и межкультурного диалога Розария Фармхаус. Между католиками и мусульманами Португалии существуют "образцовые отношения", заверил ответственный за межрелигиозный диалог лиссабонского патриархата католической церкви падре Питер Стилвелл.

Председатель Португальской епископальной конференции Жорже Ортига заверил, что католическая церковь "ничего не имеет против" браков католиков с представителями других религий, при условии, что в таких союзах уважаются "католические семейные ценности". Он пояснил, что если католик хочет сочетаться браком с некатоликом, то последний должен дать перед католической церковью обязательство не препятствовать воспитанию детей в католической вере, уважать единобрачие и религиозные традиции партнера по браку.

Высказывания кардинала явно не порадовали представителей мусульманской общины, но они предпочли отреагировать сдержанно и осторожно. "Мы опечалены тем, какие слова выбрал господин кардинал-патриарх", – сказал лидер лиссабонской мусульманской общины Абдул Вакиль. Расстроили они и представителя исмаилитов Назима Ахмада. "Я не принимаю и не понимаю того, что было сказано кардиналом- патриархом", – заявил он.

Гораздо определенней выразились рядовые мусульмане и правозащитники. "Кардинал-патриарх продемонстрировал большую нетерпимость, хотя должен призывать к гуманности и миру", – считает Абделилла Суйсе. Были и те, кто выражал возмущение и даже грозил подать на кардинала в суд. "Безответственностью" и "поощрением исламофобии" назвала высказывания организация "СОС расизм". Как "серьезные декларации дискриминационного характера" определила их "Международная амнистия".

В Португалии католическая церковь всегда имела особые права и большое влияние. Исключительное положение католическая церковь сохранила и поныне. Только совсем недавно, в июне 2007 года, была отменена ее монополия на регистрацию браков. С этого времени, согласно декрету совета министров, венчание, совершенное священнослужителем любой из зарегистрированных церквей, должно считаться достаточным для признания брака действительным и внесения его в государственный реестр. Ранее в реестр вносились только браки, освященные католическими священниками.

Вносить изменения и предостерегать молодежь от вступления в брак с иноверцами приходится в связи с ростом численности иммигрантов. В этой связи любопытна приведенная кардиналом-патриархом цифра количества мусульман. По его оценкам, только в Лиссабоне их проживает около 100 тысяч. До сих пор считалось, что мусульманская община во всей Португалии насчитывает менее 40 тыс. человек. Население страны составляет 10,6 млн человек.

Пока доля мусульман в населении относительно невелика. Особенно, если сравнивать с Францией, Австрией, Нидерландами и некоторыми другими странами ЕС. Хотя Португалия соседствует с Северной Африкой, выходцы из Марокко, Алжира и других стран предпочитают перебираться в более зажиточные государства Евросоюза. Неудивительно, что в новейшей истории Португалии серьезных конфликтов на религиозной почве не отмечено, что дает возможность представителям властей заявлять о "гармоничных" отношениях между их последователями.

Судя по выступлению кардинала и последовавшей полемике, до гармонии, однако, далеко. Страна, возникшая в результате кровопролитного отвоевания земель христианами-католиками у мусульман-арабов, и девять веков спустя все еще имеет проблемы в плане сосуществования различных религий.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Религиозные конфликты   (56)
  2. Европа   (217)