В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Пляска святого Виллиброрда

На ступенях кафедрального собора творится что-то невообразимое: оркестранты в униформе, с трубами и барабанами, поднимаются по лестнице и входят под своды старинного храма. Под звуки оркестра к собору приближается длинная процессия паломников. Но они не осеняют себя крестным знамением и не кладут земные поклоны. Они… приплясывают, обходя здание по периметру.

Ежегодно в первый вторник после Пятидесятницы по григорианскому календарю в люксембургском городке Эхтернах собираются тысячи паломников из разных уголков Европы, чтобы приложиться к мощам святого Виллиброрда, который был похоронен здесь в 739 году. Утром верующие собираются во дворе монастыря Эхтернаха, аббатом которого в свое время был святой Виллиброрд. Затем по сигналу огромного колокола, подаренного монастырю императором Максимилианом в память о его паломничестве в 1512 году, все выстраиваются в длинную процессию, которая отправляется в путь по улицам города.

Виллиброрд родился в 658 году в Нортумбрии (графство в Англии) в семье благочестивого англосаксонского христианина Вильгиса, впоследствии причисленного к лику святых. В возрасте 7 лет мальчик был отдан на воспитание в бенедиктинское аббатство Рипон, которое в то время возглавлял основатель обители святой Вильфрид. Повзрослев, Виллиброрд стал монахом-бенедиктинцем. В двадцатилетнем возрасте он отправился в аббатство Ратмельсиги (ныне – аббатство Меллифонт) в Ирландии, которое в VII веке было одним из видных центров богословия и учености в Европе. В Ирландии Виллиброрд провел 12 лет, совершенствуя свое образование под руководством святого Эгберта.

В 690 году Виллиброрд покинул Ирландию в составе группы из двенадцати миссионеров, отправившихся проповедовать христианство во Фризию. Миссия проходила в условиях войны между христианским королем франков Пипином II Геристальским и языческим королем фризов Радбодом. Миссионеры дошли до Утрехта, уча и проповедуя Евангелие.

После этого Виллиброрд отправился в Рим, где Папа Сергий I в 695 году благословил его на миссию среди фризов и посвятил в сан епископа. После возвращения во Фризию Виллиброрд основал множество храмов, в том числе и монастырь в Утрехте, который стал его кафедрой, а сам Виллиброрд – первым епископом Утрехта. Но Утрехт – это Нидерланды. Каким же образом Виллиброрд оказался покровителем Люксембурга?

Английский монах-миссионер прибыл в деревню Эхтернах в 698 году и основал здесь церковь и аббатство. Постепенно у стен святых зданий вырос городок с населением несколько тысяч человек. В 716 году, пока у франков шла гражданская война, король Радбод снова завладел теми частями Фризии, которые он потерял двадцать восемь лет назад. Радбод свел на нет большую часть работы святого Виллиброрда – он разрушал церкви, убивал миссионеров и принудил отступиться от веры многих обращенных. Виллиброрд был вынужден отступить в Эхтернах и оставаться там до смерти Радбода в 719 году. После смерти Радбода он смог вести свою проповедническую миссию по всей Фризии, «стараясь крещением привести в Церковь тех людей, которые недавно были завоеваны мечом». Виллиброрд продолжал свою работу по достижении преклонного возраста, а последние несколько лет своей жизни провел в уединении в Эхтернахе. Он скончался 7 ноября 739 года и был похоронен под сводами храма в основанной им обители.

По преданию, могила святителя, оказавшаяся слишком маленькой, удлинилась, чтобы принять его. Его тело источало приятный запах. Вскоре после кончины Виллиброрда к его могиле потянулись богомольцы. Они передавали из уст в уста истории о чудесах, которые при жизни совершал епископ. Однажды Виллиброрд и его изнуренные усталостью спутники вошли в дом одного жителя, который почел за честь их принять, но не имел ни капли вина, чтобы их угостить. У миссионеров с собой было немного вина. Епископ благословил это вино, и сорок человек смогли утолить свою жажду. Будучи очень бедным, святитель всегда подавал милостыню. Двенадцать нищих пришли однажды к нему с протянутой рукой. У него же был только маленький сосуд с вином. Он угостил их вином, и сосуд оказался полным, как и прежде.

В эпоху Средневековья жители Европы страдали от различных эпидемий; часто они обращались в молитвах к святому Виллиброрду, испрашивая помощи и избавления от бедствий. А еще было замечено, что у могилы святого нередко происходили исцеления от эпилепсии. Отсюда и берет свое начало традиция «танцующих паломников»: они приплясывали в честь святого Виллиброрда, чтобы их не поразила страшная болезнь «пляска святого Витта».

Первое упоминание о процессии «танцующих» датировано 1497 годом. На протяжении веков этот обычай несколько раз запрещался Римско-Католической Церковью, но тем не менее сохранился до наших дней. Его происхождение точно не установлено. Вероятно, это наследие раннесредневековых покаянных процессий, участники которых вели себя, как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет «отогнать» болезнь. Возможно, в этом ритуале отражается древний обычай христианских паломников через каждые три шага преклонять колени или присутствуют отголоски древних языческих культов.

Но, как бы там ни было, в Эхтернахе в наше время ежегодно проводится красочное и оригинальное шествие, посвященное святому Виллиброрду. Движение сопровождается незатейливой мелодией, которую исполняют на скрипках, мандолинах, трубах и барабанах музыканты, смешавшиеся с паломниками либо идущие отдельной группой. Легенда гласит, что мелодию, под которую танцуют участники процессии, в давние времена сыграл один местный воришка. Будучи приговорен к казни, он высказал последнее желание – поиграть на скрипке. Зазвучавшая мелодия оказалась такой веселой и заразительной, что собравшиеся поглазеть на казнь люди пустились в пляс. Под шумок вор скрылся. Мелодию запомнили и с тех пор всегда исполняют ее в день поклонения мощам святого Виллиброрда, прося у него избавления от болезней и бед. И сегодня богомольцы не просто проходят по городу в торжественной процессии – они танцуют на ходу, чтобы таким образом очистить себя от грехов. За прошедшие столетия многое изменилось в проведении процессии, но основной ее элемент остается неизменным.

Вот как это выглядит в наши дни. За месяц до «плясок» все места в гостиницах Эхтернаха забронированы. Рано утром в день праздника в окрестностях города паркуются десятки паломнических автобусов из стран Бенилюкса, Германии и Италии. Все ближние автостоянки заполнены до отказа. Въезд транспорта в Эхтернах в этот день запрещен.

В кафедральном соборе утром совершается торжественная месса, ее возглавляет архиепископ Люксембургский в сослужении епископов из соседних епархий. Собор – это монастырский храм бывшего аббатства; его украшают флаги Ватикана, поскольку издавна эта обитель была ставропигией, то есть независимой от местного епископа и подчинявшейся непосредственно Папе Римскому.

По окончании мессы архиепископ с церковного балкона обращается с проповедью к многочисленным паломникам, стоящим на площади перед храмом. Они уже в «боевом порядке»: впереди каждой общины (землячества) свой оркестр, знаменосец с флагом, на полотнище которого – лик святого Виллиброрда. Проповедь окончена, архиепископ благословляет богомольцев на торжественное шествие. Отряд полицейских в праздничной форме поднимает носилки со статуей святого. Шествие по традиции возглавляет аббат монастыря святого Маврикия (город Клерво, Люксембург). Под звуки оркестра паломники начинают пританцовывать: пляшут дети, взрослые, монахини, духовенство.

Участники двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года паломники делают шаг вперед и влево, потом вперед и вправо. На упреки в «неподобающем поведении» они ссылаются на ветхозаветного царя Давида, который в религиозном экстазе плясал перед ковчегом Завета.

Высшее духовенство заранее перемещается с площади к близлежащему зданию епархии. Отсюда, с просторного крыльца, архиереи «принимают парад». Каждая паломническая группа заранее готовится блеснуть своим искусством: на подходе к «трибуне» оркестр слаженно начинает играть, а паломники «отплясывают ноги». Особенно стараются детишки; глядя на них, «заводятся» и взрослые. Архиереи приветствуют пляшущих, а на подходе уже новая группа.

До 1970-х годов участники шествия облачались в особые паломнические одеяния, но потом это пришлось отменить, поскольку в «процессию танцующих» стали вклиниваться самозваные фольклорные группы, и возникла опасность «размывания» религиозного характера празднества. И сегодня местная полиция следит за тем, чтобы в день праздника поблизости не было «ряженых» и скоморохов, иначе процессия может превратиться в балаган.

К 10 часам утра у крыльца сосредотачивается полиция, предваряя появление высоких особ. Вскоре публика приветствует великого герцога Люксембургского Жана с супругой. Все просто, по-домашнему: никаких заградительных цепей или снайперов на крышах. Каждый может подойти к «отцу нации», но особых ходатаев нет. Сегодня танцуют все, и никому в голову не придет беспокоить герцога жалобой на прокуратуру или просьбой «поставить в очередь на жилплощадь».

Танцующие паломники движутся стройными рядами, хотя, казалось бы, здесь трудно выдерживать четкую линию. Секрет простой: каждая «пятерка» пляшет в жесткой связке. Держаться за руки несколько часов подряд неудобно: жара, пот. А уцепившись за платок, можно плясать от души, но на «коротком поводке». Платки особые, с праздничными узорами. Потом их будут хранить дома как реликвию. Шествие растянулось на несколько километров, на тротуарах – множество кресел с «расслабленными», жаждущими исцеления. Все «сидячие» места тоже зарезервированы заранее.

Распорядитель подходит к епископам и сообщает: на подходе последние группы пляшущих. Это значит, что пора идти «к массам» и возглавить заключительную часть процессии. Высшее духовенство во главе с архиепископом Люксембургским совершает вместе с пляшущими обход Эхтернаха. Таким образом процессия проходит по улицам и, приблизившись к собору, поднимается к нему по 30 широким ступеням, не переставая при этом танцевать. Пляшущие спускаются в подземелье, где в мраморном саркофаге покоятся мощи святого. Гробница находится в крипте, за решеткой, и приложиться к святыне нет возможности. Поэтому «танцоры» ограничиваются «реверансом» в сторону могилы и пляшут себе дальше.

Буйное веселье подходит к концу. Завершающую «плясовую» исполняет оркестр полицейских, а затем духовенство становится на колени перед престолом, и начинается торжественное богослужение.

…Можно по-разному оценивать уникальную традицию, сохраняющуюся в Эхтернахе. Важно при этом помнить, что святой Виллиброрд жил в эпоху единой неразделенной Церкви; он проповедовал задолго до раскола между Римом и Константинополем 1054 года.

Россию и Люксембург связывают давние отношения, восходящие к эпохе Средневековья. В те времена русские земли были раздроблены на удельные княжества. Люксембург тоже был одним из графств, наряду с Эно, Намюром и Лимбургом. Но уже к тому далекому времени относятся первые сведения о посещении Великого Новгорода выходцами из этих земель. Так, у святого благоверного князя Александра Невского, правившего в Новгороде с 1226 года, на службе состоял выходец из Люксембурга Вильгельмин, при крещении принявший имя Леонтия. Вполне возможно, что этот посланец поведал князю, а также архиепископу Новгородскому о миссионерской деятельности святого Виллиброрда.

Но настоящее знакомство христианской России со святым Виллибрордом еще только начинается. И залогом успешного развития этого процесса может быть та оценка миссионерских трудов первых проповедников христианства, которую дал выдающийся представитель славянофильства Алексей Степанович Хомяков (1804–1860). «Вы много сделали для человечества в науке и в искусстве, в государственном законодательстве и народной цивилизации, в практическом применении любви, – писал Хомяков. – Более того, вы сделали все, что могли для человека в его земной жизни и для человека в его отношении к Божеству, поведали Христа народам, никогда не слышавшим его Божественного имени. Честь и благодарение вам за ваши безмерные труды, плоды которых ныне собирает или соберет впоследствии все человечество».

Архимандрит Августин (Никитин) – этнограф, путешественник
Источник: "НГ-Религии "


 Тематики 
  1. Католицизм   (357)
  2. Религия и общество   (748)