В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Патриархи предпочли единство

Материалы СМИ: "Алексий II и Варфоломей договорились о церковных границах"

В Стамбуле в выходные прошло Всеправославное совещание, приуроченное к 2000-летию апостола Павла. Спорные вопросы между первым по чести Вселенским и самым большим Московским патриархатом урегулированы в его кулуарах.

Подготовка к совещанию шла драматично. До последнего момента оставалось неясным, прибудет ли на него глава крупнейшей церкви в 300-миллионном мировом православии Алексий II.

Более 12 лет отношения между Вселенским Константинопольским и Московским патриархатом осложнялись тем, что Константинополь признал церковную структуру, созданную в Эстонии, наравне с существующей там Эстонской православной церковью.

Ухудшило отношения и то, что летом во время празднования в Киеве 1020-летия Крещения Руси украинский президент Виктор Ющенко публично попросил Вселенского патриарха Варфоломея признать Киевский патриархат, который возглавляет обвиненный в расколе Русской православной церкви (РПЦ) Филарет. Аналогичные церковные настроения, поддерживаемые Константинополем, происходили и в Молдавии.

Переписка между Константинополем и Москвой, призванная подготовить встречу всех 15 православных иерархов, зашла в тупик уже к лету. С организационного собрания на Родосе в июне российская церковная делегация вынужденно удалилась, так как ее пожелания не были учтены.

Однако Варфоломей лично пригласил Алексия II в Стамбул во время празднования в Киеве, заверив патриарха в понимании вопросов церковного управления. Тем не менее решающую роль в деле единства сыграла позиция Московского патриархата в ходе грузино-осетинского конфликта: несмотря на давление светских властей в ходе признания независимости анклавов, Алексий II отказался принять в свое подчинение абхазскую и осетинскую общины, располагающиеся на земле братской Грузинской православной церкви. Высокий рейтинг России среди православных народов, укрепившийся после событий августа, в совокупности с непреклонной позицией РПЦ создал впервые за 12 лет прецедент для урегулирования юридических вопросов. Предыдущая встреча прошла в Иерусалиме по случаю 2000-летия христианства, но православного единства не укрепила.

Совещание открылось 10 октября. Почти сутки понадобились его участникам на то, чтобы выработать послание предстоятелей. Этот церковный документ, написанный сложным дипломатическим языком, содержит несколько оценок текущего момента. Например, в нем экономический кризис назван результатом "извращенной экономической деятельности" и "погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер". Иерархи подчеркнули, что православные наравне с другими ответственны за кризис, потому что не противостояли ему в должной мере словом и верой.

Однако главные события происходили вне протокольных мероприятий. Алексий II прибыл в резиденцию Варфоломея на Фанаре лишь тогда, когда стало ясно, что основные вопросы урегулированы. Как живые символы победы над расколом, его сопровождали главы Эстонской, Украинской и Молдавской церквей. После совместного сослужения Варфоломей и Алексий II удалились на переговоры.

Надежда КЕВОРКОВА "Газета" 13 октября 2008 г.

Источник: "Интерфакс-Религия "



* * *


Алексий II обсудил с патриархом Константинопольским в Стамбуле вопросы межправославных отношений

Москва. 13 октября. ИНТЕРФАКС – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время визита в Стамбул призвал православных к единству.

В минувшую субботу он принял участие в заключительном заседании Всеправославной встречи, которая была посвящена 2000-летнему юбилею святого апостола Павла и проходила в соборе святого великомученика Георгия Победоносца в квартале Фанар, где находится резиденция Константинопольского патриарха.

В начале заседания патриарх Константинопольский Варфоломей приветствовал предстоятеля Русской церкви, отметив, в частности, что в скором времени – в феврале 2009 года – будет праздноваться 80-летие патриарха Алексия, и поздравил его с приближающимся юбилеем.

В ответном слове Алексий II "подчеркнул значение братского общения для сохранения единства Церкви Христовой перед лицом разделенного мира", сообщает в воскресенье официальный сайт Московского патриархата.

В тот же день патриарх принял участие в открытии симпозиума, приуроченного к 2000-летнему юбилею апостола Павла.

"От лица многонациональной Русской православной церкви, Церкви, прошедшей в ХХ столетии тернистым путем мученичества и исповедничества, призываем наших православных братьев во всем мире делать все для предотвращения разделений, "стараясь сохранять единство духа в союзе мира", – сказал предстоятель в обращении к участникам мероприятия.

Затем в гостинице, где располагался Алексий II, состоялись переговоры между ним и патриархом Варфоломеем, в ходе которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений.

В воскресенье, 12 октября, Алексий II принял участие в совместном служении Божественной литургии, которую участники Всеправославной встречи совершили в соборе святого Георгия на Фанаре. В тот же день он отбыл в Москву.

Источник: "Интерфакс-религия"


* * *


Послание предстоятелей Православных церквей

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

1. По благодати Божией мы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей собрались с 10 по 11 октября 2008 года на Фанаре по приглашению и под председательством первого среди нас Вселенского Патриарха Варфоломея по случаю провозглашения этого года годом апостола языков Павла. С братской любовью мы обсудили вопросы, беспокоящие Православную Церковь. Приняв участие в праздничных мероприятиях по этому случаю, мы совершили совместно Божественную Евхаристию во всечестном Патриаршем храме Вселенского Престола сегодня, 12 октября 2008 года, в Неделю святых отцов VII Вселенского Собора в Никее. В эти дни мы укрепились истиной даров Божественного промысла апостолу языков, благодаря которым он явился превосходным "избранным сосудом" (Деян. 9. 15) Божиим и ярким примером апостольского служения телу Церкви.

Вся Православная Церковь, почитая сего апостола в настоящем спасительном году, предлагает его всей своей Полноте как образец современного свидетельства нашей веры ближним и дальним (Еф. 2. 17).

2. Православная Церковь, авторитетно истолковывая учение Апостола языков в мирные и трудные времена ее двухтысячелетнего исторического пути, может и должна представить современному миру учение не только о восстановлении во Христе единства всего человеческого рода, но и о всемирности Его искупительного дела, которым преодолеваются все расколы мира и утверждается общая природа всех людей. Достоверное свидетельство Его спасительной вести предполагает преодоление и внутренних противоречий в Православной Церкви через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире.

3. Вдохновляемые учением и деятельностью апостола Павла, мы, во-первых, отмечаем важность, которую имеет для жизни Церкви и особенно для нашего общего служения миссионерское поручение, согласно последней заповеди Господа: "И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1. 8). Благовестие народу Божию, а также и не верующим во Христа составляет высший долг Церкви. Этот долг не следует исполнять агрессивно или посредством различных видов прозелитизма, но в любви, смирении и уважении к идентичности каждого человека и культурным особенностям каждого народа. Все Православные Церкви должны вносить свой вклад в эту миссионерскую деятельность при уважении канонического порядка.

4. Церковь Христова совершает ныне свое служение в стремительно меняющемся мире, который становится все более взаимосвязанным благодаря средствам сообщения, а также развитию транспортных и технических возможностей. Параллельно все более нарастают масштабы отчужденности, разделений и конфликтов. Христиане отмечают, что источником этого состояния является отдаление человека от Бога. Никакие трансформации социальных структур и правил поведения не способны уврачевать такое положение. Церковь постоянно указывает, что борьба с грехом возможна только в соработничестве Бога и человека.

5. В этих условиях современное свидетельство Православия о постоянно возрастающих в объеме проблемах человека и мира становится более насущным не только для констатации вызвавших эти проблемы причин, но и для непосредственно возможного преодоления проистекающих из них трагических последствий. Разнообразные националистические, расовые, идеологические и религиозные противоречия постоянно предоставляют питательную среду для возникновения опасных смущений не только по отношению к бесспорному онтологическому единству человеческого рода, но и касательно связи человека с творением Божиим. Священное достоинство человеческой личности сводится к отдельным проявлениям индивидуума, а его связь с прочим творением Божиим подвержена злоупотреблениям потребительского своеволия.

Разделения, навязанные миру, влекут за собою неравенство возможностей людей и народов в доступе к благам творения, лишают миллионы людей основных благ и ведут к уничижению человеческой личности, вызывают массовые миграции народов, обостряют националистические, религиозные и социальные различия и конфликты и угрожают традиционной внутренней сплоченности обществ. Последствия этих разделений более чем тягостны, ибо неразрывно сопряжены с угрозой окружающей среде и всей экосистеме.

6. Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры. Таким образом, их величайшим долгом является вклад в преодоление разделений мира.

Христианское учение об онтологическом единстве человеческого рода и Божественного творения, как оно выражено всем таинством Божественного домостроительства спасения человека и мира во Христе, представляет фундаментальную основу для истолкования отношения человека к Богу и миру.

7. Общей тенденцией во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. Принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа.

8. Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью.

9. В вопросе об отношении христианской веры и естествознания Православной Церкви чуждо стремление брать под свою опеку развитие научных исследований и высказывать свою позицию по всякой научной проблеме. Для православного мировоззрения свобода исследования представляется Божиим даром человеку. Вместе с тем, Православие отмечает опасности, которые таятся в определенных научных достижениях, и указывает на границы научного познания, не забывая о наличии иного знания, не входящего непосредственно в сферу науки, но необходимого для подобающего ограничения свободы и правильного использования плодов науки на основе уважения к достоинству человеческой личности и отказа от эгоцентризма.

10. Православная Церковь убеждена в том, что технический и экономический прогресс не должны вести к уничтожению среды обитания и истощению природных ресурсов. Неограниченное стремление к удовлетворению материальных потребностей ведет к оскудению и души человека, и окружающей природы. Нельзя забывать, что природные богатства земли суть не только человеческое достояние, но, прежде всего, творение Божие: "Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней" (Пс. 23. 1). Мы должны помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право на пользование теми природными благами, которые даны нам Творцом.

11. Мы твердо поддерживаем все мирные усилия, направленные на справедливое разрешение возникающих конфликтов. Приветствуем позицию Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество. Таким образом, обе Церкви исполнили долг служения примирению. Мы надеемся, что взаимные усилия Церквей будут содействовать преодолению трагических последствий военных действий и скорейшему примирению народов.

12. В нашу эпоху нарастающих смут институт брака и семьи переживает кризис. Церковь в духе понимания новых сложных социальных условий должна изыскать способы духовной поддержки и укрепления молодежи и многодетных семей.

В особенности мы обращаемся к молодым, чтобы призвать их принимать активное участие как в богослужебной жизни, так и в миссионерской и социальной деятельности Церкви, дабы они могли принести ей свои заботы и чаяния. Ведь молодежь – не только будущее, но и настоящее Церкви.

13. Мы, Предстоятели и представители Святейших Православных Церквей, вполне сознавая значение указанных выше проблем, стремимся к безотлагательному их решению как служители Христовы и домостроители таин Божиих. Мы возвещаем с этой кафедры Первопрестольной Церкви и еще раз подтверждаем:

а) наше непоколебимое обязательство сохранять единство Православной Церкви в вере отцов наших, однажды преданной святым (Иуд. 3), в единой Божественной Евхаристии и в верном следовании канонической системе управления Церковью, стремясь к урегулированию временами возникающих проблем в наших взаимных отношениях в духе любви и мира;

б) нашу волю к скорейшему уврачеванию канонических нестроений, происходящих из исторических обстоятельств и пастырских нужд в так называемой православной диаспоре, желая преодолеть всевозможные влияния, чуждые православной экклезиологии. В этой связи мы приветствуем предложение Вселенской Патриархии созывать в следующем 2009 году по этому вопросу, а также по вопросу продолжения подготовки Святого и Великого Собора Всеправославные совещания, на которые будут приглашены все автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до Всеправославных совещаний на Родосе;

в) наше желание, несмотря на имеющиеся трудности, продолжать богословский диалог с прочими христианами, а также межрелигиозный диалог, в особенности с иудаизмом и исламом, имея в виду, что диалог является единственным способом решения разногласий между людьми, особенно в эпоху, подобную нашей, когда любые разделения, включая разделения во имя религии, становятся угрозой миру и единству людей;

г) нашу поддержку инициативам Вселенского Патриархата и других Православных Церквей по защите природной среды. Экологический кризис наших дней, имеющий, в том числе, духовные и нравственные причины, побуждает Церковь имеющимися у нее духовными средствами безотлагательно содействовать защите Божия творения от последствий человеческой алчности. В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них;

д) наше решение осуществить все необходимое, дабы создать межправославную комиссию для изучения вопросов биоэтики, по которым мир ожидает услышать слово Православной Церкви.

Обращаясь с этими словами ко всем православным народам и всему миру, мы паки и паки желаем, чтобы мир, справедливость и любовь Божия восторжествовали в конечном итоге в жизни людей. "А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе" (Еф. 3. 20–21). Аминь.


Документ подписали:

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор

Блаженнейший Патриарх Антиохийский Игнатий

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (от лица Грузинского Патриархата)

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (от лица Сербского Патриархата)

Митрополит Трансильванский Лаврентий (от лица Румынского Патриархата)

Митрополит Видинский Дометиан (от лица Болгарского Патриархата)

Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом

Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним

Архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия (от лица Польской Православной Церкви)

Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий

Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор

На Фанаре,12 октября 2008 г.
Источник: "Интерфакс-Религия "


 Тематики 
  1. Православие   (766)
  2. Межхристианский диалог   (181)