В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Исламские банки: на пути к обществу с высокими нравственными ценностями

Мадина Калимуллина – руководитель Отдела экономических программ Совета муфтиев России

Исламский банкинг – направление в финансах, которое успешно развивается уже в течение пятидесяти лет. Этот "младенец" уже подрос и научился ходить. Пройдет еще немного времени – и он уверенно зашагает вперед.

Чтобы понять, в чем отличие исламского банкинга от традиционного, легче сначала разобраться, а что собственно представляет собой традиционный банкинг.

Банки на протяжении столетий превращают своих хозяев в богатейших людей планеты. Банки ничего не производят для общества, однако какая бы обстановка ни была в государстве и в мире, у банкиров всегда стабильная, гарантированная прибыль. Банки как будто бы хотят помочь человеку в реализации его потребностей и желаний, помочь предпринимателю ускорить воплощение в жизнь его проектов. Однако не всем проектам суждено быть успешными, и ни один человек не защищен от внезапного снижения доходов. Однако банк в такой ситуации отнюдь не пожалеет неудачников. Наоборот, как только над вами заморосит дождь, он тут же потребует назад предоставленный на время финансовый "зонтик".

Банкиров мало интересуют экономические подъемы и спады в стране. Процентная ставка, которую они устанавливают, является гарантией ясного неба у них над головой. Справедливо? Очевидно, нет. А все, что несправедливо, либо ведет к несправедливости, – запрещено для человека его Создателем. Запрещено это было и иудеям, и христианам, и мусульманам. Так же, как запрещено им убийство, воровство, прелюбодеяние, обман.

Главным отличием исламских банков от традиционных является то, что они в своей деятельности руководствуются, помимо законодательных актов, еще и морально-этическим кодексом, основанным на предписаниях своей религии. Предприниматель, берущий кредит в исламском банке, знает, что результат его дела и конечная выручка зависят от общей прибыли проекта, часть которой он отдает по заранее оговоренной доле его кредитору – банку. В то же время он понимает, что в случае неудачи проекта ему не придется закладывать свое имущество, чтобы рассчитаться с банком-кредитором, поскольку банк разделяет не только прибыль в случае успеха, но и несет убытки в случае неудачи предприятия. Таким образом, исламский банк разделяет риски своих клиентов.

Первый исламский банк появился в Египте в 1963 году. А на сегодняшний день исламские банковские институты существуют как в странах Персидского залива, так и в Юго-Восточной Азии, а также в Европе. Из ближайших соседей России исламские банки функционируют в Киргизии. В настоящее время идет подготовка к открытию исламского банка в Казахстане.

Однако, несмотря на название "исламский", подобный банк как финансовый институт не является религиозным институтом. Возможно, правильнее было бы назвать его "банк, не использующий проценты и не финансирующий вредоносные для общества направления" – или "этический банк".

Тем не менее, при всей социальной направленности, для деятельности подобного банка в России существует немало преград. В первую очередь, это некоторые положения законов по регулированию деятельности банков. В частности, в Законе "О банках и банковской деятельности" прописано, что банк предоставляет кредитные средства клиентам на условиях срочности, возвратности и платности. Под "платностью" подразумеваются проценты, начисляемые банком за кредит. Также это касается условия об обязательном страховании вкладов. Однако еще более важным препятствием является низкий уровень интереса, проявляемого самими российскими верующими к подобного рода институтам. И, несмотря на то, что клиентами исламского банка могут быть все, независимо от принадлежности к той или иной религии, именно мусульманам и христианам канонически запрещено использовать принципы ростовщичества, как при предоставлении кредита, так и при его получении.

Однако интерес к исламскому банкингу в России все же появляется и растет. Так, следуя пути Казахстана и Киргизии, Правительство Республики Татарстан в июне этого года подписало Меморандум о сотрудничестве с Исламским банком Развития, который обладает разработанной и испытанной на практике базой по исламским финансам. Одним из направлений сотрудничества предположительно станет создание исламского банка на территории России. Существует интерес к этому вопросу и среди деловых кругов, и среди ученых, и среди молодых исследователей. Немало российских банкиров уже прошли обучение в зарубежных учебных заведениях по направлению "исламские финансы", и, возможно, в скором времени верующие люди России вздохнут с облегчением – ведь в подобных финансовых учреждениях не нарушается запрет Всевышнего на получение процентов по вкладам и выплату их по кредитам.

Возникает справедливый вопрос – насколько вероятно вытеснение подобными институтами банков, работающих на принципе процентных ставок? Европа дает свой ответ на этот вопрос: многие западные банки, почувствовавшее дополнительную возможность получения прибыли, уже открыли исламские "окна", которые уже в течение нескольких лет ведут свою деятельность согласно необходимым нормам. Поэтому, как себя поведет финансовый рынок в дальнейшем, зависит от того, насколько оправданным с точки зрения общественного благосостояния окажется новое этическое направление финансов. Возможно, через несколько десятилетий мировому сообществу удастся нивелировать инфляцию как постоянное явление на рынке, а также создать прочную профилактику возникновения финансовых "пузырей", ведь, по сути, на это указывают исламские экономисты, утверждающие, что деньги не могут являться ценностью, которая может увеличиваться или уменьшаться в стоимости.

Источник: "Credo.Ru "

 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)
  2. Ислам   (204)
  3. Этика   (134)