В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Мадридский конгресс межрелигиозного диалога: работа и итоги

Инициированный саудовским монархом Абдаллой и поддержанный королем Испании Хуаном Карлосом Мадридский конгресс межрелигиозного диалога, организованный Лигой исламского мира, был торжественно открыт 16 июля. Торжественность мероприятия определялась тем, что на его открытии присутствовали оба монарха, выступившие с обращениями к участникам конгресса.

Король Абдалла, начавший свое выступление с цитирования наиболее известного коранического айята, подчеркивающего единство человеческой семьи – «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной, сделав вас народами и племенами с тем, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый почитаемый Богом среди вас – самый благочестивый», в частности, сказал: «Дорогие друзья! Я благодарю вас за то, что вы ответили на направленное вам нами приглашение участвовать в этом диалоге, и высоко ценю те ваши усилия, которые вы поставите на службу человечеству». Продолжая свое выступление, саудовский монарх не мог не обратиться со словами благодарности к королю Испании и к испанскому народу за то, что предложенная им идея межрелигиозного диалога реализуется на «земле Испании, с ее огромным историческим и цивилизационным наследием, связанным с сосуществованием последователей трех монотеистических религий, обогативших историю человечества».

Но саудовский король поблагодарил участников конгресса прежде всего от лица «мусульман», от лица «страны Двух Благородных Святынь». Он отметил, что несет им «послание мусульманской нации, воплощенное в мнении ее улемов и мыслителей, недавно собиравшихся под сенью Дома Господа». Это «послание», по его словам, «провозглашает, что ислам – религия умеренности и толерантности», оно «призывает к конструктивному диалогу между последователями всех религий». Это «послание предвещает человечеству открытие новой страницы в его истории, страницы торжества гармонии над противостоянием». Для короля Абдаллы было важно подчеркнуть, что, как он отметил, «все мы верим в Единого Господа, направлявшего Своих Пророков для блага всего человечества». Да, продолжил саудовский монарх, «мудрость Создателя состояла и в том, что религии людей стали различны, хотя, если бы Он захотел, то собрал бы всех людей в лоне одной веры, но мы собрались здесь, чтобы подтвердить, что те религии, которые Господь ниспослал для счастья людей, должны стать источником их счастья».

Как это сделать? По словам высшего представителя саудовского политического истеблишмента, «мы должны заявить миру, что различия не должны приводить к конфликтам и противостоянию, мы должны сказать, что трагедии прошлой истории человечества возникали не по вине религий, а по вине экстремизма, пленниками которого стали некоторые последователи всех монотеистических религий, по вине исповедовавшихся ими политических доктрин». И поскольку «человечество страдает ныне от потери ценностей и двусмысленности понятий, поскольку оно переживает сложный этап своего развития, поскольку, несмотря на технический прогресс, распространяется преступность, растет волна терроризма, распадаются семьи, умы молодежи затмеваются наркотиками, сильные эксплуатируют бедных, расширяется круг позорных расистских конфликтов», постольку становится ясно, что «все это происходит в результате возникновения духовного вакуума». Само же возникновение этого «вакуума» есть следствие того, что «люди забыли Господа». Эта ситуация подразумевает, что «мы должны собраться и придти к единому мнению [по поводу проблем современности] через диалог религий и цивилизаций».

Король Абдалла ни в коей мере не мог проигнорировать то простое обстоятельство, что «немало проводившихся в прошлом диалогов потерпели крах потому, что стали словопрениями в связи с намеренно преувеличивавшимися различиями [между религиями]». В итоге, отметил он, «речь шла о бесплодных усилиях, о росте напряженности, а не о ее смягчении». По его словам, была и вторая причина краха прошлых диалогов – «стремление слить религии и верования воедино под предлогом их сближения». Это также было «бесплодным усилием, поскольку верующие всех религий убеждены в [верности] собственных воззрений и не принимают альтернативы». Если же участники конгресса действительно заинтересованы в его успехе, то они должны «обратиться к тому общему, что содержится во всех религиозных доктринах, а этим общим является глубокая вера в Господа, в благородные принципы и в высокую мораль, которые и выступают в качестве основного содержания всех религий».

Завершая свое выступление, король Абдалла сказал: «Друзья! Человек может стать причиной разрушения планеты, на которой он живет, но он может также превратить ее в оазис мира и спокойствия, где будут сосуществовать последователи всех религий и философских воззрений, где, уважая друг друга, люди будут сотрудничать между собой, где они будут решать свои проблемы на основе диалога, а не насилия. Человек, если ему поможет Господь, способен противопоставить ненависти любовь, неприятию друг друга – терпимость. Он может сделать так, чтобы все ощутили собственное благородство, ниспосланное Господом всем детям Адама». Наконец, его заключительные слова: «Пусть наш диалог станет защитой веры перед лицом безбожия, защитой добродетели перед лицом порока, справедливости перед лицом угнетения, мира перед лицом противостояния и войн, человеческого братства перед лицом расизма».

Что ж, это выступление кажется едва ли не программным!

Выступая после саудовского монарха, король Хуан Карлос говорил о величии культурного и цивилизационного наследия Испании. При этом он подчеркнул, что она всегда была «перекрестком, где встречались культуры и цивилизации, где ныне построено демократическое общество», вдохновляющееся идеями «толерантности, сосуществования и взаимного уважения». Собственно, это культурное наследие Испании и служит основой ее «неизменной поддержки процесса мира на Ближнем Востоке, а также средиземноморского диалога». По словам Хуана Карлоса, «конгресс подчеркнет не только разнообразие культур и религиозных воззрений, но и те общие ценности и высокую мораль, которые составляют общую основу монотеистических религий, различных культур и цивилизаций».

Итак, мадридский конгресс состоялся. В его работе приняли участие (как это постоянно подчеркивала саудовская пресса) «более 200 религиозных деятелей и исследователей», представляющих 56 стран. Действительно, если обратиться к списку приглашенных на мадридский конгресс, размещенному на официальном сайте Лиги исламского мира, то данные саудовской прессы в определенной мере подтвердятся. На этом сайте указывается, что число приглашенных на конгресс составляло 288 граждан 54 стран (включая Саудовскую Аравию). Крупнейшими делегациями, принявшими участие в его работе, стали делегации Соединенных Штатов и Великобритании, далее следуют делегации Египта, Франции (17 июля саудовские газеты опубликовали направленную Н. Саркози королю Абдалле телеграмму, в которой французский президент приветствовал открытие мадридского конгресса), Индии, Китая (среди приглашенных на конгресс был один представитель Тайваня), Италии, Испании, Японии, Ливана, Египта, Малайзии и Германии. Достаточно многочисленны были делегации Индонезии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Наконец, некоторые страны (в частности, Катар, Иран, Ирак, Эфиопия, Бахрейн, Босния и Герцеговина, Свазиленд, Узбекистан) были представлены в списке приглашенных только одним человеком.

Тем не менее, несмотря на ограниченность представительства (на конгрессе отсутствовали религиозные деятели, например, Пакистана, обеих палестинских территорий, Сирии, многих латиноамериканских государств, стран Индокитая, а также Закавказья и, за исключением Узбекистана и Казахстана, Центральноазиатских стран и многих государств Восточной Европы), географическое распределение участников конгресса относительно широко — в его работе приняли участие представители всех континентов, кроме Австралии. Наконец, список приглашенных был построен по принципу странового, а не вероисповедного представительства. В делегации соответствующих стран были включены представители тех религиозных доктрин, которые распространены в этих странах (американская делегация, в частности, включила в свой состав христиан различных конфессий, иудеев и мусульман).

Тем не менее все это вовсе не означает, что те, кому были посланы приглашения для участия в работе конгресса, прибыли в Мадрид. Так, среди приглашенных на конгресс из России были патриарх Алексий II и митрополит Кирилл. Однако Русская православная церковь (РПЦ) была представлена в испанской столице только сотрудником отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иереем Георгием Рябых. Впрочем, в списке приглашенных на мадридский конгресс (как в его английском и французском вариантах, так и в арабской версии этого списка, которая может рассматриваться как основная) отсутствовали главы всех российских мусульманских духовных управлений. Российский ислам в Мадриде представляли лишь ректор Московского исламского университета (он же член руководства Совета муфтиев России) Мурад Муртазин и (если исходить из арабской версии списка приглашенных) ректор казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

Разумеется, столь незначительное (и далекое от того, чтобы рассматриваться в качестве весомого) российское представительство на мадридском конгрессе имело свои причины, которые могут быть адекватно представлены только самой РПЦ и мусульманскими духовными управлениями России. Скорее всего, на позицию российских религиозных лидеров оказали воздействие серьезные обстоятельства. Логично предположить, в частности, что среди них, если говорить о РПЦ, могли быть, например, напряженные отношения между Московским Патриархатом и Ватиканом (Испания, вне зависимости от происходящих в этой стране изменений, остается католической страной), а король Абдалла в ходе своего состоявшегося летом 2007 г. в Ватикан (что не раз подтверждал и сам саудовский монарх) стремился получить поддержку своей идее проведения межрелигиозного диалога со стороны папы Бенедикта XVI, имя которого также присутствовало в списке приглашенных на мадридский конгресс. Можно предположить, что эта идея обсуждалась саудовским монархом и с главой англиканской церкви (отношения которой с РПЦ трудно назвать сердечными) в ходе его состоявшегося также летом 2007 г. в Великобританию. Скорее всего, саудовская сторона в ходе подготовки (осуществлявшейся, как это сегодня представляется, очень поспешно) мадридского конгресса лишь в малой степени (если это вообще происходило) консультировалась с православными иерархами России. В свою очередь, поездка Г. Рябых в испанскую столицу определялась подходами РПЦ (вынужденной считаться с интересами государства, но в целом далекими от абсолютной поддержки) к членству России в организации «Исламская конференция» (ОИК). Впрочем, скорее всего фактическое неучастие РПЦ в работе конгресса в Мадриде определялось и значительными сложностями, связанными с развитием внутрироссийского православно-исламского диалога.

Естественно, что и в основе позиции мусульманских духовных управлений России в отношении Мадридского конгресса межрелигиозного диалога лежали столь же разнообразные и многоплановые причины. В их деятельности (ранее всего это проявилось в подходах уфимского Центрального Духовного управления мусульман) все более усиливается тенденция к построению подлинно «российского», «патриотического» мусульманского сообщества, вытекающая из обстоятельств современной эволюции российского государства. В этой связи не стоит, наверное, считать случайностью появление на некоторых российских мусульманских сайтах резко отрицательных заявлений, сделанных некоторыми религиозными деятелями и исследователями, представляющими те или иные фракции российской «уммы», оценивших мадридский конгресс как проявление «проамериканской», едва ли не «марионеточной» позиции Саудовской Аравии, следующей, как это вытекало из их заявлений, в «фарватере антимусульманской (имеются в виду Ирак и Афганистан. – Г.К.) линии» Соединенных Штатов.

Но есть и еще одна, видимо, принципиально важная сторона в составлении списка приглашенных на Мадридский конгресс межрелигиозного диалога, размещенного на сайте его официального организатора – Лиги исламского мира. Этот список во многом отражает сегодняшние внешнеполитические приоритеты и предпочтения Саудовской Аравии, а также уровень ее контактов с теми или иными субъектами международных отношений.

Отнюдь не случайно, что на конгрессе в испанской столице присутствовали численно значительные и представительные (что, конечно, относится к их христианским и мусульманским членам, но не к посланцам, чаще всего маргинальных вероисповедных сект, иудейского сообщества этих двух держав) делегации из Соединенных Штатов и Великобритании. В равной мере это относится и к делегациям Франции, Италии, Германии, Испании, Китая (в свою очередь, присутствие в Мадриде представителя Тайваня означает, что Саудовская Аравия поддерживает успешные экономические связи с Китайской Республикой), Японии, Индии и Малайзии. Отношения с этими странами — впрочем, на фоне незначительности присутствия представителей многих арабских стран весомой кажется и делегация Швеции — в течение последних нескольких лет последовательно стимулировались самим саудовским монархом, посещавших их с официальными визитами, и высшими руководителями этих стран, посещавшими Эр-Рияд. Не стоит говорить, что это обстоятельство (постоянно и последовательно активизируемое, что выгодно отличает эти страны от, например, России) в значительной мере расширило основы их взаимодействия с Саудовской Аравией в самых разнообразных сферах межгосударственного сотрудничества.

Этот вывод в полной мере (но прежде всего с точки зрения уровня доверительности в области взаимоотношений) может быть отнесен и к государствам арабского мира и Ирану. Саудовско-катарское политическое соперничество и в регионе Персидского залива, и в арабском мире привело к его естественному последствию – крайне низкому катарскому представительству на мадридском конгрессе. Напротив, активное экономическое и политическое взаимодействие между Саудовской Аравией и ОАЭ превратило эмиратское представительство на этом форуме в ощутимо высокое. Саудовско-египетские и саудовско-ливанские контакты последних лет увеличили египетское и ливанское присутствие в Мадриде, равно как и саудовско-палестинские и саудовско-сирийские (а также саудовско-иранские) противоречия резко уменьшили соответствующее представительство. Наконец, можно было ли ожидать приезда в Мадрид значительной и представляющей наряду с мусульманами иные религиозные группы Боснии и Герцеговины? Разумеется, ответ на этот вопрос не может не быть отрицательным, тем более что в Саудовской Аравии рассматривают боснийское государство как «мусульманскую страну на Балканах». При этом на мадридский конгресс не были приглашены представители Косова.

В свою очередь, незначительное латиноамериканское присутствие на конгрессе может быть объяснено тем, что саудовский политический истеблишмент только в последние годы ставит вопрос о превращении Латинской Америки в один из векторов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности королевства. А цетральноазиатское представительство в Мадриде (два делегата от Казахстана и один представитель от Узбекистана) показывает, какие из стран этого региона реально сотрудничают с Саудовской Аравией и демонстрируют уровень этого сотрудничества.

Тем не менее Мадридский конгресс межрелигиозного диалога, широко освещавшийся всеми саудовскими (и некоторыми арабскими) печатными и электронными средствами массовой информации, публиковавшими заявления его участников, вне зависимости от их религиозной принадлежности, выполнил стоявшую перед ним задачу.

Это относится как к тому, что в полном объеме была реализована повестка дня заседаний его секций (о программе их работы автор этой статьи уже писал на сайте Института Ближнего Востока). Хотя в списке выступавших в процессе работы конгресса и могли происходить некоторые изменения, они, тем не менее, ни в коей мере не нарушили принципа религиозного представительства участников этих секций: если отсутствовал, например, кто-то из христианских участников, то вместо него выступал также христианин. Более того, участники конгресса смогли выработать (на основе высказанных ими предложений) приемлемое для всех и принципиально важное для саудовской политики заключительное заявление – Мадридскую декларацию.

В этом документе подчеркивается, что участники конгресса в своей деятельности будут руководствоваться как выступлением короля Абдаллы на открытии этого форума (это выступление было названо ими «одним из документов конгресса»), а также принятой ООН в 1994 г. Декларацией толерантности и распространения культуры диалога, а также решением Организации Объединенных Нации об объявлении 2001 г. «годом диалога между цивилизациями» и Призывом Благородной Мекки, принятым в начале июня с.г. Всемирной мусульманской конференцией по вопросам диалога, проходившей в Мекке под эгидой Лиги исламского мира.

Мадридская декларация подчеркивает, что «диалог – лучший путь к взаимопониманию и взаимному сотрудничеству в человеческих отношениях и к мирному сосуществованию между нациями». Ее авторы отмечают, что участники мадридского конгресса едиными в выдвижении ими нескольких принципов. Среди них: «человечество едино с точки зрения своего происхождения, что требует равенства между людьми вне зависимости от цвета их кожи, этнической принадлежности или культуры; человеческая природа в своей основе непорочна, а человек создан для добра, для отказа от зла, для справедливости, для отказа от угнетения. Его благородная природа направляет его к милосердию и требует от него искать достоинство и веру; культурное и цивилизационное многообразие человечества – одно из деяний Господа, направленное на реализацию прогресса и процветания человечества». Эти принципы дополняются и расширяются в тексте Декларации: «Монотеистические религии основаны на подчинении людей их Создателю, на идее счастья, справедливости, безопасности и мира для всех людей. Эти религии устремлены к укреплению взаимопонимания и сосуществования между народами. Каким бы ни было их происхождение, цвет кожи или язык, эти религии призывают словом и делом распространять добродетель, а также искоренять экстремизм и терроризм». В ней отмечается принцип «уважения монотеистических религий, сохранения их положения в обществе, осуждения неуважения к их символам, недопустимости использования религии в целях пропаганды расовой дискриминации». Среди принципов Мадридской декларации есть положение о том, что «мир, а также верность данным обещаниям, уважение специфики народов, их права на безопасность, свободу и самоопределение – это основа отношений между людьми, это средство достижения высшей цели всех религий и всех культур человечества». Наконец, последними тремя принципами, зафиксированными Мадридской декларацией, были «важность религии и ценностей благодетели, возвращение людей к их Создателю, противодействие преступности, коррупции, наркотикам, терроризму. А также: семья — основа общества, ее сохранение и забота о ней – основа безопасности и стабильности любого человеческого сообщества; диалог – один из принципиальных моментов жизни, одно из средств сотрудничества, обмена интересами и достижения счастья человека; охрана окружающей среды от загрязнения – единая цель всех религий и культур».

Касаясь вопроса о том, как реализовать эти принципы, авторы Мадридской декларации сочли необходимым подчеркнуть, что «важнейшим препятствием на пути развития диалога и мирного сосуществования является мировой феномен терроризма». Они предложили достичь четкого определения этого феномена и на этой основе направить усилия всего человечества на борьбу с ним. Но равным образом в тексте Мадридской декларации отмечается, что участники конгресса «отвергают все теории, доказывающие неизбежность борьбы цивилизаций и культур». Они призывают «укреплять единство ценностей человечества», «распространять культуру толерантности и взаимопонимания на основе диалога с тем, чтобы диалог стал общим принципом международных отношений». В свою очередь, принципы этого диалога должны «черпаться из высших ценностей и моральных принципов, являющихся едиными для всех религий и культур человечества». В этом же русле лежит и их требование, обращенное к «официальным международным и общественным организациям, принять документ, требующий уважать религии и их символы и наказывать тех, кто наносит им ущерб».

Мадридская декларация предусматривает создание специальной «рабочей группы, которая будет выявлять причины, препятствующие развитию диалога». Она предлагает «развивать сотрудничество между религиозными, культурными, образовательными и информационными организациями в интересах борьбы с распущенностью, вседозволенностью, а также охраны семейных ценностей». Ее участники предполагают «проводить совместные встречи и семинары, использовать Интернет и средства массовой информации для распространения культуры диалога», «включить вопросы диалога между религиями в программы деятельности молодежных, культурных, информационных и образовательных объединений и организаций». Наконец, они призвали «Генеральную Ассамблею ООН поддержать результаты» мадридского межрелигиозного конгресса, проведя свою «специальную сессию, посвященную проблемам диалога», а саудовского монарха — «предпринять все необходимые усилия для того, чтобы эта сессия состоялась в самое ближайшее время».

Стоит отметить, что в текст Мадридской декларации не включены (что, наверное, было связано с позициями участников конгресса и с возможностями самой Саудовской Аравии) некоторые идеи, включая, в частности, предложение о создании регулярно действующего и патронируемого ООН Всемирного центра диалога между религиями, цивилизациями и культурами. Задачей этого Центра должны стать проведение регулярных (раз в два года) «всемирных конференций межрелигиозного диалога», организация «специализированных семинаров по диалогу» в различных странах мира, а также подготовка «документа межгосударственных и общественных организаций», в котором будет содержаться «программа искоренения идей, вытекающих из теории столкновения цивилизаций». Тем не менее те идеи, которые вошли в Мадридскую декларацию, стали несомненным успехом саудовской внешней политики.

Заключая эту статью, автору хотелось бы сказать еще несколько слов.

Нет никакого сомнения в том, что Мадридский конгресс межрелигиозного диалога готовился, что означает в первую очередь, что его участники тщательно отбирались. В этом (как и во многих других) отношении мадридское мероприятие напоминает автору статьи те межрелигиозные форумы (где он исполнял обязанности переводчика), которые в 1970-е гг. проводились в советской столице под официальной эгидой РПЦ. Ну что ж, на этот раз, теперь уже в Мадриде на подобном же мероприятии, нужном саудовскому политическому истеблишменту (московские же мероприятия были нужны советскому руководству), роль РПЦ сыграла Лига исламского мира. Ее усилиями (и на основе указаний высших политических чинов саудовского королевства) были отобраны нужные люди, которые (как это когда-то происходило в Москве) станут непременными участниками всех будущих, как на этом настаивала Мадридская декларация, «совместных встреч и семинаров», которые, конечно же, будут проводиться на саудовские деньги (как и московские прежних лет – на советские). Иными словами, «религиозному туризму» будут приданы новые импульсы, чему, впрочем, не стоит удивляться: деятели религии (или связанные с ними исследователи) – также люди. Тогда в чем заключался смысл мадридского конгресса?

Мадридский конгресс, вне зависимости от представительства на нем и от того, как он был организован, продемонстрировал исламскому миру стремление Саудовской Аравии выступить его наиболее адекватной «защитницей» — это доказывают все содержащиеся в Мадридской декларации рассуждения, связанные с символами религии и их уважением. Этот конгресс целенаправленно доказал, что в современном мире существуют те, кто готов поддерживать саудовские усилия, направленные на пропаганду идеи диалога (слишком много идей, касающихся этого процесса, было почерпнуто организаторами конгресса из опыта действующего в Саудовской Аравии Центра национального диалога имени короля Абдель Азиза!) Эти усилия готовы поддержать не только люди, но и государства, — об том свидетельствуют согласие Испании на проведение конгресса на ее территории и присутствие на нем короля Хуана Карлоса. Более того, этот конгресс – важная веха на пути последовательных усилий, предпринимаемых саудовским королевством в интересах улучшения образа этого государства в современном мире и содействия процессам социально-экономических трансформаций и политических реформ в самой Саудовской Аравии.

Г.Г. Косач
С сокращениями, статья полностью: "Институт Ближнего Востока"


 Тематики 
  1. Межрелигиозный диалог   (98)
  2. Религия как инструмент политики   (163)