В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Церковный раскол в украинском православии

Известный на Украине православный политик, один из руководителей общественной организации "Путь православных" Юрий БОЛДЫРЕВ в интервью "Профилю" рассуждает о проблеме церковного раскола в украинском православии.

- Каково положение православия на Украине? В чем причины отсутствия единства в вопросах веры?

– Этому вопросу не 16 лет, как нашей независимости, а, по крайней мере, тысяча. "Преданье старины глубокой" говорит, что Великий князь киевский Владимир, который канонизирован православной Церковью под именем Владимира Святого, выбирая религию для Киевской Руси, рассматривал разные варианты. Он встречался с иудеями, мусульманами, латинянами и греками.

Выражаясь современным языком, он отверг иудаизм из-за его политической слабости, так как иудеи не имели сильного политического центра и были в рассеянии. Отверг ислам из-за запрета на бражничество, которое в то время носило сакральный характер. А вот выбор между греческим и римским христианством в пользу первого был особенно обиден для латинян, потому что до той поры их миссионерские успехи в Европе существенно превосходили результаты деятельности византийцев.

Уже первые киевские монахи, основоположники русского монашества, основатели Киево-Печерской Лавры – Антоний и Феодосий Печерские – критически высказывались о латинской вере, особенно Антоний, чьи филиппики в адрес латинян до сих пор служат образцами для православного клира и мирян. В то время конфликт между восточным и западным христианством имел ярко выраженный характер, и эти две ветви христианства окончательно разошлись в 1054 году. В 988 году произошло крещение Киевской Руси, а уже через 66 лет окончательно разделились православие и католичество.

Ватикан всегда стремился подчинить себе эти территории, "исправить историческую ошибку" князя Владимира Святого, опираясь на политическую и военную мощь католической Европы. С падением Византийской империи центр силы "греческой веры" – православия – оказался в Москве и, стало быть, наша Украинская Православная Церковь принадлежит к самой большой и влиятельной Православной Церкви – Русской. И прав на этот имя мы имеем не меньше, а может, и больше, чем поморы, московиты, вятичи, уральцы и сибиряки.

- И жители Западной Украины тоже?

– В ХVI веке Ватикан, пользуясь политической слабостью Руси, распространил свое влияние на Галицкую Русь, навязал унию. И сегодня мы видим, что галичане в ментальном и культурном плане отличаются от остальных украинцев. Хотя нужно заметить, что еще сто лет назад многие галичане называли себя русскими, а Иван Франко писал стихи, где роднил Сян и Волгу.

Всегда вслед за политическим ослаблением православия Ватикан пытался ослабить его и на конфессиональном поле, пытался занять его место. Это очень старый конфликт, это не новация.

Борьба, которая сегодня приняла форму создания "поместной украинской православной церкви", по существу является очередной попыткой продвижения на Восток католицизма. Сначала "поместная церковь", потом к ней из "патриотических" соображений присоединяется Греко-Католическая Церковь (обряд одинаковый, во времена СССР уже был такой опыт, только тогда нельзя было называть себя греко-католиками и не было связи с Ватиканом), и вот уже часть "поместной украинской церкви" поминает Папу Римского.

На современной Украине право на патриотизм присваивается избирательно. Поминать Папу Римского – что делают и римо-католики, и греко-католики – нормально, это не вызывает сомнений в патриотизме, а поминать Патриарха Московского и всея Руси – это непатриотично, потому что Московский, а на то, что всея Руси, – наплевать. Хотелось бы напомнить, что небезызвестный Петр Могила титуловался Митрополитом Киевским и всея России.

Идея окатоличивания Украины родилась не сегодня и не в 1991 году – это современные проявления процесса, которому тысяча лет. А нынешние энтузиасты создания "поместной церкви" либо в силу незнания, либо в силу лукавства не договаривают до конца. В то время как строительство в Киеве на левом берегу Днепра кафедрального собора УГКЦ является уже свершившимся фактом.

Мой первый вывод: истинное содержание процесса создания на Украине "единой поместной православной церкви" – это продвижение католицизма на восток.

- Но УПЦ – это тоже "иностранная" церковь?

– Когда говорят, что Украинская Православная Церковь (УПЦ), то есть каноническая церковь, находящаяся в молитвенном единстве с Русской православной церковью (РПЦ), является церковью "иностранной", – это всего лишь один из приемов шельмования. Потому что формально, с узкосветской точки зрения, собственно украинской является только Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат (УПЦ КП), поскольку она имеет центр своей юрисдикции в Киеве. Но с точки зрения канонического права УПЦ КП церковью не является вообще, оставаясь группировкой отщепенцев-раскольников. Ее члены не допускаются к служению у Христианских Святынь – Гроба Господнего, Голгофы, Пещеры Рождества, сослужение с ними для ортодоксального духовенства – тяжкий грех. Вселенское Православие считает их таинства безблагодатными, не признаются их свидетельства о крещении, о венчании.

Другие же Церкви, служащие на украинской территории, имеют центры юрисдикции за пределами Украины. Это касается греко-католиков, римо-католиков, автокефалов, большинства протестантских деноминаций. Таково же положение и нашей церкви – УПЦ, так как наша Церковь находится в молитвенном единстве с Русской Православной Церковью, центр которой сегодня – в Москве.

В свое время Киевская Митрополия была под омофором Вселенского Патриарха Костантинопольского, но ушла в Московский Патриархат, восстанавливая церковное единство Руси, нарушенное в середине ХV века, после Флорентийской унии. Немаловажным было то, что Константинопольский Патриарх, будучи подданным Османской империи, фактически не имел возможности духовно окормлять православных Киевской Митрополии.

В 1686 году Киевская Митрополия вошла в Московский Патриархат, имея в своем составе епархии с центрами в Киеве, Чернигове, Мстиславле (белорусские земли), Перемышле, Луцке и Львове. Таким образом, значительная часть современной УПЦ никогда к Константинополю не относилась и все епархии Новороссии, Слобожанщины, Донбасса, Поднепровья ниже днепровских порогов основывались уже во время нахождения в составе РПЦ. Что же касается Закарпатья и Буковины, то это отдельная головная боль. Когда Закарпатье вошло в состав СССР, там была своя православная Церковь с правами автономии, входившая в Сербский Патриархат, а Буковина относилась к Румынскому Патриархату.

Поэтому надо понять, что после гипотетического создания "поместной православной украинской церкви" количество православных юрисдикций в нашей стране может не сократиться, а увеличиться.

Если светская власть силовым путем заставит епископов создать поместную церковь, это приведет к тому, что от нее, скорее всего, отделятся четыре части, которые отойдут соответственно к Бухаресту, Белграду, Варшаве и Москве.

Не нужно забывать, что у нас есть богатая традиция православных братств, призванных контролировать ортодоксальность священноначалия. Эта традиция восходит к временам борьбы с унией, когда власть тоже принуждала епископат к отступлению от ортодоксии.

Предпосылок для возобновления такой борьбы на современном этапе достаточно – это и некорректное поведение представителей Румынского Патриархата на территории Черновицкой епархии, и наличие по обеим сторонам украинско-словацкой границы православных, считающих себя русинами.

Широко известен документ, называемый "Духовное завещание схиархимандрита Зосимы", в котором он призвал своих верных чад не признавать автокефалии, каким бы путем – неканоническим или каноническим – ни была достигнута эта автокефалия.

Все аргументы в пользу создания своей отдельной "поместной" церкви имеют утилитарный – бюрократический и политический – характер. А аргументы против такого развития имеют трансцендентный характер: пророчества святых, духовное завещание, традиция борьбы за чистоту православия.

Поскольку вера в Бога нелогична – "верую, потому что абсурдно", – никто с верующими ортодоксами ничего сделать не сможет. Чем сильнее гонения на верующих, тем сильнее их вера. Церковь стоит на мучениках, за веру Христову претерпевших.

Мой второй вывод: проект создания поместной церкви направлен на еще большее дробление православия на Украине и, в конечном счете, на его уничтожение.

- Петр Андреевич Ющенко, старший брат президента, являясь ярым приверженцем единой поместной украинской православной церкви, говорит, что Украина лишь тогда обретет "душу" и окончательно станет независимой, когда получит такую единую "государственническую" церковь. Как вы оцениваете такие толкования и подходы в вопросах веры и религии?

– Подобная аргументация вряд ли может быть интересна читателям вашего журнала. Есть другие издания, публикующие эсхатологические труды или поэтические произведения, там подобная риторика может быть принята. Знаете, борщ и компот нельзя наливать в одну тарелку.

Но я с интересом отношусь к подобным высказыванием Петра Андреевича – моего коллеги по Комитету культуры и духовности в V созыве Верховной Рады. Прежде всего потому, что слухи, доходящие из УПЦ КП, пророчат в будущие "патриархи" именно его.

- Что вы имеете в виду?

– Говорят, что он уже является послушником одного из монастырей УПЦ КП, готовится к пострижению в монахи и со временем может стать Патриархом сначала УПЦ КП, а в будущем – Единой Поместной Украинской Православной Церкви.

И эти слухи не лишены логики, если вспомнить старый европейский принцип: "Чья власть – того и вера".

Вообще, Петр Андреевич небанальный человек, он докладывал на заседании Комитета великолепные проекты: "Пантеон украинцев, создавших Российскую империю", "Пантеон украинцев, внесших выдающийся вклад в мировую науку", "Пантеон украинцев, внесших выдающийся вклад в мировую культуру". В этих вопросах я его полностью поддерживаю.

- Когда вы говорили о политическом аспекте "объединения православия" на Украине, то вспомнили о каком-то плане энтузиастов продвижения католицизма на Восток... О чем идет речь?

– Я был участником принятия ныне действующей Конституции Украины в 1996 году, будучи депутатом Верховной Рады II созыва. Хорошо помню усилия группы депутатов по внесению в текст преамбулы Конституции слова "православная".

Преамбула Конституции содержит слово "Бог": "Усвідомлюючи відповідальність перед Богом, власною совістю, попередніми, нинішнім та прийдешніми поколіннями". И это является заслугой людей, придерживающихся канонических церковных взглядов. Прежде всего это заслуга народного депутата Ивана Попеску, который от нашей фракции – Межрегиональной депутатской группы – входил в состав Конституционной комиссии. Будучи человеком верующим, он настоял на том, чтобы слово "Бог" присутствовало в тексте. При голосовании на Комиссии решающим оказался голос председателя – Михаила Сироты, а в сессионном зале 27 июня 1996 года, когда голосование никак не могло сдвинуться с мертвой точки, уже я убедил коммунистов и социалистов проголосовать по рейтингу, так как от наличия слова "Бог" в Конституции их атеистические убеждения не пострадают, и формулировка со словом Бог получила, по-моему, на 12 голосов больше.

Это был переломный момент. Бог, понятие трансцендентное, для атеистов – как пустой звук, но это голосование поменяло ситуацию, стали голосовать другие статьи и, в конце концов, до утра 28 июня доголосовали все. Так Бог подарил Украине Конституцию.

- Но все же давайте вернемся к теме конфликта...

– В преамбуле Конституции есть еще такая фраза: "Украина является демократической, правовой и социальной державой..." Так вот, была группа депутатов, которые хотели в этот перечень характеристик украинского государства вставить еще слово "православная". Но большинство в этой группе составляли почему-то греко-католики – Косив, Кендзер, Юхновский, Хмара.

Меня это насторожило. Зачем людям, принадлежащим к другой конфессии или вообще неверующим, двигать такую идею? Потом из разговоров с ними я понял, в чем состоит их план. Они хотели записать в преамбулу Конституции слова "православна держава" для того, чтобы предоставить государству возможность навязать церкви свою игру. И тогда под лозунгом создания государственной поместной церкви они рассчитывали загнать в одну церковь не только все конфессии, которые называют себя православными, но и греко-католиков. Именно поэтому депутаты-греко-католики являлись проводниками идеи.

Реализация этого плана создала бы идеальную с точки зрения Ватикана ситуацию. Потому что, объединившись с греко-католиками, православные фактически теряют свою ортодоксальность, они тоже становятся греко-католиками, как бы они себя после этого ни называли. Если одна часть Церкви поддерживает контакты с Ватиканом, то и на другую часть распространяется его тень.

Как видите, в 1996 году группой народных депутатов греко-католиков, представлявших интересы УГКЦ, предпринималась серьезная попытка создания конституционной базы для воплощения идеи "православной украинской поместной церкви", следы этих усилий можно найти в архиве Верховной Рады.

Не сомневаюсь, это не было самодеятельностью, а было согласовано со священноначалием УГКЦ, а следовательно, и с Ватиканом.

- То есть это, по сути, получается уния?

– Да, я думаю, план был именно такой. Более того, я убежден, что все усилия, которые на протяжении 16 лет независимости прикладывает истеблишмент в направлении создания поместной церкви, предусматривают конечной целью переход украинской церкви под "крышу" Ватикана. Им бы очень этого хотелось: от "немытой России", как сказал Лермонтов, уйти к умытому Евросоюзу. Там от Ирландии до Италии сплошь католики. И вообще, Папа всегда в топ-десятке мировых лидеров, репортажи из Ватикана всегда в теленовостях.

Андрей Вознесенский уверяет, что сегодня "визуальное время". Он прав – большая часть новостей визуальна, есть даже рубрика "no comment", именно телевидение формирует общественное мнение.

В религиозные праздники католические богослужения транслируют почти в том же объеме, что и православные, хотя более 73% населения Украины позиционирует себя как "православные", а греко- и римо-католиков вместе меньше 10%.

Не забудем, что Леонид Кучма пригласил на Украину и с помпой встречал Папу Римского Иоанна-Павла ІІ, а Святейшего Патриарха Алексия II, Блаженнейшего Патриарха Феофила, Блаженнейшего Папу и Патриарха Феодора, других православных Патриархов никому и в голову не приходит приглашать.

С точки зрения украинских президентов, Папа Римский – это круто, его часто показывают в теленовостях, а то, что Патриарх Алексий возглавляет крупнейшую Православную Церковь, Патриарх Феофил радеет о Гробе Господнем, Пещере Рождества, горе Фавор, а Папа и Патриарх Феодор – самый успешный современный миссионер, – так далеко их мысли не распространяются.

Конфликт между религиями на Украине существует и поддерживают его, прежде всего, представители политикума, навязывая клиру и мирянам свое видение церковного развития, видение людей, далеких от церковной жизни, а часто и от самой веры в Бога.

- Почему вопрос защиты православной веры большинством политиков "бело-синей" ориентации не воспринимается как естественный интерес населения юго-востока Украины?

– Думаю, вы ошибаетесь. В.Ф. Янукович является духовным чадом почившего схиархимандрита Зосимы, его волнуют проблемы Церкви. Я помню его осеняющим себя Крестным Знамением еще в 1998 году на пасхальном молебне перед часовней великомученицы Варвары в Донецке. Он причащается Святых Христовых Тайн.

Что касается других в руководстве Партии регионов как на региональном, так и на центральном уровне, то картина пестрая. Очень много для Церкви делают Н. Азаров, Г. Васильев, В. Рыбак, братья Клюевы, Р. Богатырева, В. Наконечный, В. Богуслаев, Я. Сухой, Б. Колесников, А. Горбатюк – всех не перечислить. Даже Р. Ахметов и Т. Бахтеева, хотя они мусульмане, помогают Православной Церкви. А вы знаете, что Луганскую область провозгласили Православным Краем? Это заслуга митрополита Иоанникия и наших партийцев В. Тихонова и А. Ефремова.

Но есть и равнодушные, и это естественно, потому что в партию принимали не по признаку веры, а по политическим убеждениям.

Но названная вами проблема все же существует. Существует для верующих, потому что прихожане всегда считают: их храму, их Церкви уделяют слишком мало внимания.

Поскольку электоральная и кадровая база партии находится на юге и востоке Украины, наиболее урбанизированной и, соответственно, наименее религиозной части страны, то установление контакта с верующими и духовенством для многих партийных руководителей на местах является вопросом непростым, наши кадры – это в основном городские жители.

- Почему среди политиков родом с Западной Украины больший процент верующих, чем у вас?

– Потому что основной удар сталинского режима по Церкви, по верующим был нанесен до Великой Отечественной войны, когда эти территории не входили в состав СССР. В последние годы наша Церковь канонизировала более двух тысяч новомучеников и каждый год канонизирует десятки новых, вдумайтесь в это число! Преступления ленинцев-сталинцев соизмеримы с преступлениями царя Ирода и римских императоров-язычников. Они уничтожили десятки тысяч людей именно за веру, но после войны таких массовых репрессий, как в 20-е и 30-е годы, уже не было, поэтому западные области Украины гораздо менее подверглись религиозным гонениям.

Если сегодня изучить национальный состав российского духовенства от Камчатки до Калининграда, то количество выходцев с Западной Украины может удивить. Потому что на протяжении всего послевоенного времени в семинарии шли учиться в основном ребята с Западной Украины. Среди священников РПЦ выходцев с Украины если не большинство, то половина.

- Мы много говорим о России. По вашему мнению, каким должен быть формат сотрудничества между Украиной и Россией?

– Россия – это результат киевской экспансии. Ясно, что на территории от Тихого океана до Балтийского моря была бы совершенно другая страна или страны, если бы Киевское и другие русские княжества той эпохи не провели целую серию экспедиций по расширению своего влияния на север и северо-восток. Москва, Ярославль, Тарту, Владимир и другие города были основаны киевскими князьями. Они называли себя русскими и не могли предположить, что когда-нибудь потомки их подданных станут называть себя украинцами.

Не предполагал этого и Иван Мазепа, писавший о себе – "русский князь", и его правая рука – Пилип Орлик, назвавший народ "русским" в тексте своей конституции.

Конфуций учил любить древность и возвращать вещам древние имена. Китай, преодолев заблуждения так называемой культурной революции, вернулся к этим принципам и стал сверхдержавой ХХI века.

Возможно, и нам удастся возвратить свое древнее имя. На уроках литературы школьники будут учить из "Слова о полку Игореве": "О Русская Земля, ты уже за холмом!" и будут знать, что речь идет о Черниговской области. На уроках истории они узнают слова Нестора Летописца, что "отсюда пошла Земля Русская" – из Киева. Учитель поведет их на экскурсию, и они увидят, где князь Владимир Святой крестил киевлян, откуда князь Владимир Мономах отправлялся в поход на Клязьму строить город Владимир, увидят саркофаг зачинателя "Русской правды" и храм Премудрости Божией, им построенный. Россы, руссы, русские – так будут называть себя граждане нашей страны. Речки Рось, Роська и Росава, протекающие по югу Киевской области, будут воспеты в стихах и песнях.

А несговорчивые распорядители ханты-мансийского газа под давлением неопровержимых аргументов признают, что они являются нашими младшими братьями, называют себя нашим древним именем, и им не останется ничего другого, как только присоединиться к нашей Русской Земле, стольному граду Киеву – матери городов русских.

Как учат нас исповедники и праведники – Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Как вам такой формат?

Юрий ТЮРДЬО,
Источник:"Профиль"


 Тематики 
  1. Религиозные конфликты   (56)