¬ оглавление Ђ–озы ћiраї ƒ.Ћ.јндреева
Το Ροδον του Κοσμου
√лавна€ страница
‘онд
 ратко о религиозной и философской концепции
ќснова: “руды ƒ.јндреева
Ѕиографические материалы
»сследовательские и попул€рные работы
¬опросы/комментарии
Ћента: ѕолитика
Ћента: –елиги€
Ћента: ќбщество
“емы лент
Ѕиблиотека
ћузыка
¬идеоматериалы
‘ото-галере€
∆ивопись
—сылки

Ћента: –елиги€

<< ѕред—лед >>

"SPIEGEL": »нтервью митрополита  ирила

"SPIEGEL"

ћитрополит  ирилл, глава отдела внешних церковных св€зей ћосковского ѕатриархата, о христианских ценност€х в посткоммунистическую эпоху, о гомосексуализме, об отношени€х с ѕапой –имским и о прихожанине ¬ладимире ѕутине.

- ¬аше высокопреосв€щенство, после крушени€ —оветского —оюза –усска€ православна€ церковь выгл€дела победителем над коммунистами-безбожниками. ќднако смогла ли она заполнить тот духовный вакуум, который возник в результате развала ———–Ш

Ц я бы не стал говорить о вакууме. ѕри коммунизме ÷ерковь не имела непосредственной возможности вли€ть на общество, но она вли€ла на русскую культуру, на сознание людей. я вспоминаю о насто€тельнице одного монастыр€ под ¬ологдой, это было в начале 70-х годов: она говорила об архитектуре и живописи, будто читала проповедь. ќ христианстве в ней не было ни слова, но в ее рассказе речь все врем€ шла о христианской системе ценностей. Ёта женщина была не одинока, так же говорили писатели и де€тели искусств. »ли, увидев разрушенную церковь, кто-то открывал дл€ себ€, что нар€ду с серыми панельными домами, в одном из которых он живет, существует и другой мир. ’ристианские ценности всегда присутствовали в народе. ¬ конечном счете они стали причиной крушени€ коммунизма.

- ѕосле распада —оветского —оюза преступность и коррупци€ резко возросли. ”бийства, грабежи, мошенничество стали массовым феноменом. Ќе было ли это поражением ÷еркви?

Ц ¬озрождение нравственности Ц это длительный процесс, в других странах мы тоже наблюдаем высокий уровень преступности.  роме того, –оссии пришлось пройти через серьезные перемены. Ќаша экономика лежала в руинах, возрастало чуждое вли€ние, распростран€лись потребительский менталитет, стремление к успеху Ц эти постмодернистские идеи, согласно которым все €вл€етс€ вопросом мировоззрени€ и больше не надо искать различий между правдой и ложью.

- ¬аши слова звучат так, будто современность в ваших глазах не лучше, чем прошлое.

Ц ÷еркви, чтобы восстановитьс€, понадобилось врем€, мы были ослаблены атеизмом, однако теперь на нас легла двойна€ нагрузка. ћы уподобились боксеру, чь€ рука мес€цами была закована в гипс, и вдруг под подбадривающие возгласы его неожиданно вытолкнули на ринг. ј там его поджидал хорошо подготовленный противник Ц самые разнообразные миссионеры из јмерики или из ёжной  ореи, которые пытались обратить русских людей в свою веру.  роме того, религию потеснило светское мышление.

- ѕолучаетс€, что капитализм хуже коммунизма?

Ц ¬о вс€ком случае, свободна€ рыночна€ экономика оказалась эффективнее, чем плановое хоз€йство. “ем не менее, в отличие от менеджеров, ÷ерковь также думает и о справедливости. — ней, однако, сегодн€ проблем не меньше, чем в советское врем€, возможно, даже больше. ѕропасть между богатыми и бедными в –оссии скандально глубока. ћы ведем об этом речь.

- ¬ таком случае богатство российских олигархов с их замками и €хтами, выставл€емое на всеобщее обозрение, должно казатьс€ вам пр€мо-таки непристойным.

Ц Ќе дело ÷еркви указывать пальцем на кого-то и говорить: у него, мол, есть €хты и самолеты, отнимем у него это богатство и поделим его. “акое уже было в революцию 1917 года. “огда было провозглашено, что после экспроприации наступит рай, однако мы получили ад. Ѕог убережет –оссию от повторени€ этой ошибки. ќднако государство должно позаботитьс€ о том, чтобы пропасть не была слишком глубока. ќт этого зависит будущее –оссии.

- „то ему следует делать?

Ц Ќаша ÷ерковь потребовала введени€ прогрессивного подоходного налога еще до того, как к этому пришли политические партии. » мы хотим, чтобы был введен налог на предметы роскоши. “олько он не должен обрезать крыль€ вновь нарождающемус€ среднему классу. Ќашей стране нужна атмосфера, в которой богатые приучатс€ жить скромно. ћногие из них уже сегодн€ делают добро, практически все церковные социальные программы финансируютс€ за счет состо€тельных граждан. Ѕыло бы ошибкой утверждать, что все богатые плохие, а все бедные хорошие.

- ћы видим, что многие росси€не ведут западно-либеральный образ жизни. ƒл€ многих добрачный секс Ц это норма, мало кто регул€рно посещает церковные службы. Ќасколько сильны в –оссии христианские ценности?

Ц ƒуховность нельз€ мерить статистическими методами. ќднако сравнений мы не боимс€. ћенее чем за 20 лет после распада —оветского —оюза количество церквей возросло в четыре, епархий Ц в два, а монастырей Ц в 32 раза; сейчас их более 700. 15 тыс€ч молодых людей изучают теологию. — другой стороны, у нас крест€т 80% новорожденных детей, но только 60% русских признают себ€ православными, а регул€рно посещают церковь не более 10%, в некоторых регионах даже меньше. Ќам нужно не строить новые церкви, а научить наш народ, как важно ориентироватьс€ на христианские ценности. ”дастс€ ли нам это, зависит еще и оттого, сможем ли мы избежать внешнего вли€ни€.

- ¬ы говорите о либеральном «ападе. „ем, к примеру, вам мешает, если по ћоскве пройдут парадом гомосексуалисты, как в Ѕерлине или јмстердаме?

Ц Ёто Ц стирание границы между добром и злом, между грехом и св€тостью. “еперь грехом не считаетс€ даже супружеска€ измена, хот€ любой, кто нарушает супружескую верность, чувствует, что он делает что-то плохое. ¬едь у человека есть совесть. ”ничтожить ее не удалось даже марксистам. ” них на все было одно объ€снение, замкнута€ сама на себ€ философи€, согласно которой бытие определ€ет сознание. “ак же, как ваши философы в √ермании говор€т сегодн€, что совесть Ц это результат культурного развити€. Ќо будь то в ѕапуа-Ќовой √винее, в немецком ћюнхене или в нашем Ќовосибирске Ц всюду звучит: "Ќе укради, не убий..."

- ...однако не всюду звучит: "Ќельз€ быть гомосексуалистом". ѕочему нужно скрывать свой гомосексуализм?

Ц Ѕибли€ называет это грехом. Ќо мы не осуждаем этих людей. ÷ерковь против того, чтобы этих людей преследовали или обижали. ќднако зачем пропагандировать грех? √ей-парад Ц это нав€зчивое выставление разврата на показ. ¬ таком случае мы можем с тем же успехом агитировать за другие грехи, что уже давно делаетс€ на телевидении. Ёто разлагает общественную мораль. «адача ÷еркви называть грех грехом. »наче она больше не будет нужна.   сожалению, в сегодн€шнем мире больше ратуют за свободу выбора, практически забыва€ о свободе от зла.

- ≈сли человек гомосексуален, то в этом есть что-то человеческое.  ак человеческое может быть грехом?

Ц ј что такое, по-вашему, супружеска€ измена Ц добро или зло?

- Ёто решение на совести каждого отдельного человека.

Ц –ечь не о каком-либо решении, речь о морали. Ќас пытаютс€ убедить в том, что мораль относительна. Ќо это вовсе не так.  оммунисты говорили, что хорошо то, что хорошо дл€ рабочего класса. Ёто была относительна€ мораль Ц и она унесла жизни 60 миллионов. √итлер утверждал, что хорошо то, что хорошо дл€ великой √ермании. Ёто тоже стоило миллионы жизней. ћораль либо абсолютна, либо ее нет вовсе. ≈сли вы оправдываете гомосексуализм, почему тогда не педофилию?

- ћежду ними громадна€ разница! ѕоловые отношени€ Ц это дело взрослых, которые свободно могут принимать свои решени€. ѕедофили€ не имеет ничего общего со свободой человека, ведь при этом насилию подвергаютс€ дети.

Ц „ерез несколько лет вам объ€сн€т, что двенадцатилетние девочки раньше были детьми, а теперь они развиваютс€ гораздо быстрее. 20 лет назад никто не мог и помыслить о том, что в √ермании будет прин€т закон, признающий гомосексуальные браки. ћеж тем с ним уже свыклись. ƒело в принципе. —уществует едина€ моральна€ природа.

- ќна зависит, в частности, от времени и региона. ≈сть народы, которые допускают многобрачие.

Ц ƒостоевский писал, что в сердце человека друг с другом борютс€ Ѕог и черт. Ќо сегодн€ многие исход€т из логики, что все, чего они хот€т, это хорошо и должно быть оправдано. ћы слишком легко выдаем порывы души, которые в итоге нанос€т нам вред, за естественные потребности. ≈сли расшатываютс€ моральные оплоты, то у нас высвобождаютс€ наши инстинкты. ј высвобожденные инстинкты Ц дело животного мира. “ем самым € говорю то, что либеральный SPIEGEL никогда не напечатает: вы, конечно, подумаете, что этот митрополит сошел с ума и несет какую-то чушь.

- ћы с удовольствием поспорим. ¬едь все же вы не считаете гомосексуализм животным инстинктом?

Ц »нстинкт не €вл€етс€ пон€тием с отрицательной коннотацией. ¬озьмем голод, жажду, половой инстинкт. ≈сли бы Ѕог не дал нам их, человек не мог бы существовать. „еловек отличаетс€ от животного тем, что свои инстинкты он умеет держать в узде.

- Ѕольшинство российских политиков, очевидно, раздел€ют ваше мнение относительно гомосексуализма.  акую форму государственного правлени€ в –оссии православна€ церковь считает соответствующей? —реди вас есть высокопоставленные лица, которые раздел€ют монархические идеи.

Ц ѕоддержание той или иной формы государственного правлени€ не €вл€етс€ дл€ нас первоочередной задачей. ¬ принципе, спасение души возможно при любой форме государственного правлени€. ¬ –оссии столети€ми мирно сосуществуют различные народы и религии. ” нас как у единого государства будущее есть только тогда, если мы будем сопротивл€тьс€ сепаратизму и расколу. –осси€ немыслима без православи€.

Ц ¬ладимир ѕутин говорил, что в дальних поездках на автомобиле он часто читает Ѕиблию. ќн, его министры и чиновники также охотно показываютс€ в церкви во врем€ богослужений Ц хот€ многие из них в советское врем€ были воинствующими атеистами. –адует вас это или раздражает?

Ц ¬чера большинство верующих, которых мы сегодн€ встречаем в церкви, еще были атеистами. ≈сли подобна€ метаморфоза возможна дл€ инженера, то почему она невозможна дл€ политика?   сожалению, они заход€т в храм слишком редко. ћне хотелось бы, чтобы как президент, так и министры бывали в церкви каждое воскресенье, а не один или два раза в год.

- ” нас сложилось обратное впечатление. Ќам кажетс€, что ѕравославна€ церковь благоволит президенту ѕутину Ц и хочет с его помощью решить некоторые свои проблемы.

Ц я хорошо понимаю суть вашего вопроса, но мы запрещаем нашим св€щенникам входить в политические партии. ¬ 90-е годы некоторые из них еще баллотировались в парламент. “акого быть не должно, ÷ерковь существует дл€ всех.  огда в 1993 году наш парламент подвергс€ обстрелу и возникла угроза гражданской войны, этот монастырь, где мы сейчас находимс€, был единственным местом, где могли встретитьс€ противоборствующие стороны. ѕотому как все понимали, что ÷ерковь не поддерживает ни тех, ни других. ¬ многопартийном государстве у нее не может быть политических противников или союзников. Ќикто не должен, встав перед домом √осподним, говорить: "я не зайду туда, поскольку мои политические противники чувствуют себ€ там как дома". ѕолитики тоже не должны использовать ÷ерковь дл€ достижени€ дешевой попул€рности.

- ќднако ваша ÷ерковь как раз очень €сно зан€ла одну сторону: она избыточно радостно приветствовала византийское решение ѕутина сделать ƒмитри€ ћедведева своим преемником. » призвала его продолжить свое дело в качестве премьера.

Ц ћы не потому отреагировали положительно, что его поддерживает ¬ладимир ѕутин, а потому, что ћедведев Ц опытный политик. ј иде€ сделать ѕутина главой правительства не противоречит конституции. ѕутин сто€л во главе той партии, котора€ на выборах в √осдуму получила 64% голосов Ц она имеет моральное право назначить главу правительства.

- ƒа, верно, но тем самым вы все же принимаете одну сторону. ћожно нам напомнить о митрополите —ергии, который через дес€ть лет после прихода большевиков к власти дралс€ на их стороне? “огда ваша ÷ерковь выбрала путь сотрудничества с коммунистическим руководством государства Ц включа€  √Ѕ Ц хот€ ее сильно угнетали. Ётим вас попрекают и сегодн€.

Ц ѕосле большевистского государственного переворота, когда началось небывалое в русской истории преследование ÷еркви, несколько св€щеннослужителей сочли необходимым пойти по пути компромисса с антиклерикальной властью. ѕросто дл€ того, чтобы, не пр€чась, сохранить возможность проводить богослужени€ и проповедовать народу. ƒругие отвергли этот путь, так называема€  атакомбна€ церковь была почти полностью уничтожена. ћы не имеем права осуждать тех или других. ¬се из них прошли через жестокие репрессии.

- “ем временем ÷ерковь снова обрела такое большое вли€ние, что недавно в письме президенту ѕутину российские нобелевские лауреаты предостерегали от дальнейшей клерикализации общества.

Ц Ёти господа охотно вернули бы —оветский —оюз. “огда они поднимали свои голоса в защиту ÷еркви? Ќет. “о, что множество церквей сто€ли разрушенными, им не мешало. ¬прочем, слухи о сращении ÷еркви и государства в –оссии, м€гко скажем, сильно преувеличены. ћне бы хотелось, чтобы у нас было, как в √ермании. ƒо сего дн€ у нас нет духовников в армии, как, впрочем, и в больницах.

- ќднако вы без проблем осв€щаете разного рода оружие: танки, корабли и пушки.

Ц —в€щенники делают это, если их приглашают.

- ћногие росси€не раздражены тем, что недавно вы хотели ввести вашу религию в об€зательную школьную программу.

Ц ћы хотим дать основы культуры традиционных религий и предлагаем, чтобы ученики могли выбирать в качестве учебного предмета между православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Ёто случитс€ уже в 2009 году, в рамках предмета "ƒуховно-нравственна€ культура". ƒл€ детей из неверующих семей должен существовать предмет, который мог бы называтьс€ "—ветской этикой". ¬ этом дл€ нас образцом €вл€етс€ √ермани€.

- „то вы думаете о православных св€щенниках, которые хот€т изгнать из учебного плана теорию эволюции ƒарвина, поскольку она противоречит библейской истории сотворени€ мира?

Ц »сследование физического мира не должно быть предметом религии, и поэтому ÷ерковь не должна вбирать в себ€ никакие научные теории.  атолическа€ церковь совершила эту ошибку, проповеду€ геоцентризм.  огда позже ученые пон€ли, что в центре нашей системы находитс€ не «емл€, а —олнце, то тогда это было сочтено ересью.  оперник тоже был св€щенником, тогда  атолическа€ церковь считала себ€ еще и научным сообществом. ѕравославна€ церковь так никогда не поступала.

-  ак вы обошлись бы с теорией ƒарвина, если были бы учителем?

Ц я бы сказал, что это теори€ имеет много приверженцев, но также и несколько белых п€тен. Ќапример, переход от одного вида к другим никогда не был доказан надлежащим образом. Ѕыло бы ошибочным считать теорию ƒарвина единственно верной. —егодн€ она €вл€етс€ ведущей, завтра на смену ей может прийти друга€. ћарксизм тоже когда-то считалс€ единственно правильной и научно обоснованной теорией...

- ќднако вы не можете поставить эти две теории на одну доску.  роме того, на данный момент учение ƒарвина практически бесспорно.

Ц –ади объективности хотелось бы добавить, что ƒарвин был верующим человеком...

- ѕравильнее было бы сказать, что он как естествоиспытатель разочаровалс€ в своей вере.

Ц ... теорией ƒарвина ни в коем случае нельз€ злоупотребл€ть в борьбе с религией. — другой стороны, Ѕибли€ не €вл€етс€ учебником космологии.

- ќднако, очевидно, €вл€етс€ руководством к действию во внешней политике. ћинистр иностранных дел –оссии —ергей Ћавров, выступа€ против однопол€рного мира, в котором заправл€ет јмерика, сослалс€ в одной из своих статей на Ќовый «авет.

Ц «аповедь ’риста из ≈вангели€ от Ћуки Ц "» как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" Ц действует также в международных отношени€х. ¬ысокомерие так же опасно в политике, как и в человеческих отношени€х. ћы как ѕравославна€ церковь отвергаем любые попытки создани€ однопол€рного мира. Ёто было бы принуждением, которое нивелирует религиозные, культурные и цивилизационные различи€.

- ћожете ли вы представить себе воссоединение ѕравославной и –имско- атолической церкви, которые разделены уже почти тыс€чу лет?

Ц –аскол Ц это следствие человеческих прегрешений. ¬ этом отношении он похож на развод. ’ристианский «апад и христианский ¬осток разошлись, полага€, что больше друг в друге они не нуждаютс€. ¬оссоединение возможно только через духовное сближение. ћожно подписывать сколь угодно много бумаг. Ќо если у нас нет чувства, что мы любим друг друга, что мы Ц едина€ семь€, что мы нуждаемс€ друг в друге, воссоединени€ не произойдет.

-  огда состоитс€ долгожданна€ встреча ѕапы Ѕенедикта и главы вашей церкви, ѕатриарха јлекси€?

Ц — тех пор как Ѕенедикт стал ѕапой, наши отношени€ улучшились. ќн сн€л с повестки дн€ вопрос о визите в ћоскву. ѕодобный визит не решил бы никаких проблем, а только бы спровоцировал новые. ћногие верующие –оссии относ€тс€ к католикам с недоверием. Ёто наследие войн и миссионерских попыток XVII-XVIII столетий.

- ћожете ли вы представить себе, что ѕапа и ѕатриарх встрет€тс€ в третьей стране, как бы на нейтральной территории?

Ц Ёто вполне возможно. ¬се развитие взаимоотношений ведет к тому, что подобна€ встреча состоитс€.

- “о, что ѕапа уже не пол€к, должно облегчить подход русским.

Ц ¬ этом случае € хотел бы дать вам официальный ответ. ќн гласит: национальность не играет никакой роли.

- ¬аше высокопреосв€щенство, благодарим вас за беседу.


ћартин ƒЄрри,  ристиан Ќееф и ћаттиас Ўепп
»сточник:"Inopressa "


“ематики
  1. “очка зрени€ церкви(38)
  2. ѕравославие(766)