В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

«Папа – первый патриарх». Соглашение между католиками и православными

«Папа – «первый патриарх», Рим – «первый престол», Римская церковь «правит в любви», – так черным по белому написано в совместном документе Католической и Православной церквей, который окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика, прокладывая путь к воссоединению католиков и православных, разъединенных после раскола 1054 года. Секретный документ является итогом октябрьского саммита в Равенне, где католическая делегация, возглавляемая кардиналом Каспером, и православная делегация, возглавляемая митрополитом Зизиуласом Вселенского Константинопольского Патриархата, заложили основы для более углубленного изучения вопросов с целью восстановления единства.

Это 46 пунктов, самая настоящая «дорожная карта», указывающая проблемы, которые следует урегулировать, чтобы иметь возможность заявить о преодолении разногласий прошлого. Итак, есть признание римского главенства, но при этом было сразу же заявлено, что необходимо определить «роль епископа первого престола» в рамках церковной общины. Иными словами, предстоит определить «прерогативы» епископа Рима, принимая во внимание, что мнения по этому вопросу сильно расходятся.

В документе излагаются три основополагающих концепции: церковная общность, согласие между всеми церквами, власть. Обе стороны согласны с тем, что епископ – глава местной церкви и что никто не может его заменять. Обе стороны признают, что «единая и святая Церковь» реализуется одновременно в каждой местной церкви, прославляющей евхаристию, причастие, и в единении всех церквей.

Достигнуто соглашение и по структурам Вселенской Церкви. На местном уровне главой является епископ. На региональном уровне – группа церквей избирает «первого», protos на греческом, внутри региона. Более многогранным этот вопрос оказывается на глобальном уровне: экспертам предстоит много поработать. Поскольку документ утверждает, что во вселенском масштабе «те, кто являются первыми в различных регионах, вместе со всеми епископами, сотрудничают в том, что касается всей Церкви в целом». И в этом контексте подчеркивается, что «первые должны признавать того, кто является первым среди них».

И чтобы обеспечить согласие, говорится в экуменической «дорожной карте», необходимо согласие между всеми Церквами: иными словами, объединенное сотрудничество, охватывающее всех. Все епископы Христианской Церкви, сказано в документе, должны быть не только едины в вере, но «их также должна объединять ответственность и само служение Церкви». Церковные соборы являются «главным инструментом», через который выражается единство Церкви.

Таким образом, православный мир устанавливает, что епископ Рима не может воображать себя тоталитарным правителем, который в одиночку принимает решения или подменяет собой иерархов на местных уровнях. С другой стороны, сам Ратцингер говорил неоднократно в прошлом, что римский понтифик не может вести себя «как абсолютный монарх». Один из фрагментов текста звучит как явное предупреждение: «Первый не может делать ничего без согласия всех».

Кроме того, понтифик в документе всегда называется епископом Рима или одним из пяти исторических патриархов.

Теперь слово за Папой Ратцингером. Только он может дать сигнал к продолжению. На 23 ноября понтифик созвал всех кардиналов мира на собор, главной темой которого будет экуменизм. Основой для дискуссии как раз и послужит документ, подписанный католиками и православными.

Между тем Бенедикт XVI занимается реформированием Синода епископов – совещательного парламента мирового епископата, который собирается каждые три года: более широкое представительство получат восточные Католические Ццеркви – мост к Православной Церкви – в которых имеется более 25 епископов, будет расширено пространство для дискуссии и будут реформированы рабочие группы.

Начиная с момента своего избрания Бенедикт XVI демонстрировал намерение совершить «конкретные шаги» в направлении сближения между Христианскими Церквами. Но у Православной Церкви имеются трудности.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий упорствует в непризнании главенства патриарха Константинопольского Варфоломея I и в то же время не может простить Ватикану деятельность католических миссий на бывшем советском пространстве. В Равенне его представители покинули заседание, потому что Православная Церковь Эстонии присоединилась к Константинопольскому патриархату.

Марко Полити


Источник:"InoPressa/La Repubblica"

 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)
  2. Религиозные конфликты   (56)
  3. Католицизм   (357)
  4. Православие   (766)