¬ оглавление Ђ–озы ћiраї ƒ.Ћ.јндреева
Το Ροδον του Κοσμου
√лавна€ страница
‘онд
 ратко о религиозной и философской концепции
ќснова: “руды ƒ.јндреева
Ѕиографические материалы
»сследовательские и попул€рные работы
¬опросы/комментарии
Ћента: ѕолитика
Ћента: –елиги€
Ћента: ќбщество
“емы лент
Ѕиблиотека
ћузыка
¬идеоматериалы
‘ото-галере€
∆ивопись
—сылки

Ћента: –елиги€

<< ѕред—лед >>

ќ проблемах мусульман в отношени€х с православными в –оссии

http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=830
ѕортал Credo.Ru
ѕатриарх ћосковский и все€ –уси јлексий II на встрече с дискуссионным клубом "¬алдай" 13 сент€бр€ 2007 года в ћоскве за€вил о мирном сосуществовании в –оссии представителей традиционных религий, в том числе православных и мусульман. јгентство »нтерфакс, сообща€ об этой встрече, вынесло в заголовок тезис: "¬ –оссии у православных нет проблем с мусульманами Ц јлексий II". ѕрокомментировать эти тезисы мы попросили культуролога —ерге€ ћаркуса, занимающегос€ вопросами исламо-христианского диалога.

"ѕорталЦCredo.Ru": „то ¬ы можете сказать по поводу высказывани€ ѕатриарха јлекси€ II на встрече с дискуссионным клубом "¬алдай" о том, что в –оссии у православных нет проблем с мусульманами?

—ергей ћаркус:  онечно, многие религии у нас в –оссии мирно сосуществуют Ц и это великое достижение, которое стоит ценить. Ќо утверждать, будто "в –оссии у православных нет проблем с мусульманами" Ц дезинформаци€. —овершенно непон€тно, кто подставл€ет главу ѕравославной ÷еркви, рису€ ему такую идиллию, или же пишет ему тексты с тезисами, которые опровергаютс€ действительностью, стоит лишь загл€нуть на сайты обеих религиозных общин или сторонних аналитиков.

—амое очевидное и буквально прогремевшее на всю страну Ц это обострЄнное противосто€ние по вопросу о клерикализации лета 2007. ќб этом так много написано, что даже неудобно повтор€тьс€. —уть же в том, что мусульмане твердо сто€т на защите  онституции и обоснованно выступают против внедрени€ ќснов православной культуры (ќѕ ) в государственные общеобразовательные школы, проведени€ церковных обр€дов в школах, вузах и в армии. ѕисьмо мусульман страны " лерикализм Ц угроза национальной безопасности" 15 августа стало последней каплей, после чего сам президент ѕутин чЄтко обозначил свою позицию как гаранта  онституции.

ѕри этом реакци€ православного официоза и общественности на выступлени€ мусульман оказалась не просто гор€чо полемичной, но открыто оскорбительной, провокационной и сто€щей за гранью закона. Ќапомню: отличились и зам. председател€ ќ¬÷— ћѕ протоиерей ¬севолод „аплин, и пресс-секретарь ѕатриарха св€щенник ¬ладимир ¬игил€нский, "—оюз православных граждан" и даже директор "ћосфильма"  арен Ўахназаров, призвавший всех, кто не принимает их позиции, "поискать себе другую страну".

—амым грубым был выкрик дь€кона јндре€  ураева в адрес шейха Ќафигуллы јширова "Ќа фига нам такой Ќафигулла!". ”дивительно, что профессор ƒуховной академии заговорил на фене и потребовал от мусульман –оссии удалить —опредседател€ —овета муфтиев –оссии из страны куда-нибудь в јравию. ѕозднее он отличилс€, провозгласив, что "смешанные браки русских с народами мусульманских традиций Ц геноцид русского народа".

Ёту тему продолжил св€щенник ƒаниил —ысоев, посв€тивший исламофобии все силы. 12 сент€бр€ он пригласил желающих на презентацию своей книги "Ѕрак с мусульманином". ¬от как она рекламировалась: "ѕо словам знаменитого миссионера диакона јндре€  ураева, каждый четвертый брак в ћоскве заключаетс€ между последовател€ми христианства и ислама. ≈сли так будет продолжатьс€ и дальше, ƒревний ¬раг войдет в ворота наших крепостей без малейшего сопротивлени€Е ћы будем говорить о сражени€х между двум€ народами: Ќародом Ѕожьего «авета с народом джихада. ѕриглашаем всех, чей дух не стал тусклым и серым, всех, кто не готов капитулировать, подн€в лапки перед зеленой чумой. » пусть всемогуща€ десница покроет мужественных воинов".

ћне кажетс€, здесь уже не поле дл€ гуманитарных дискуссий Ц но благодатна€ почва дл€ прокурорской проверки.

Ц Ќо ведь о. ¬севолод „аплин, диакон јндрей  ураев, о. ƒаниил —ысоев со товарищи не представл€ют все российское православие. ƒалеко не все православные настроены так агрессивно,

Ц  онечно, всЄ это конфликты ситуативные. ѕроблема не в том, что есть православные, умеющие благочестиво и дипломатично молчать, а есть и эксцентрики-экстремисты. ¬ конце концов, начальство может отмежеватьс€ от фанатиков или призвать их к пор€дку.  орень гораздо глубже Ц конфликт между православием и исламом в –оссии глубинный, богословский. » при этом именно на богословском уровне Ц односторонний.

„то это значит?  оран €сно требует от мусульманина уважительного признани€ любого христианина "человеком —в€щенных ѕисаний Ц ахль аль-китаб", ибо сам ислам мыслитс€ продолжением, точнее завершением, пророческих миссий пророков с древнеизраильских времЄн. ’ристиане названы "самыми близкими по вере", и с ними вместе мусульмане составл€ют одну "партию верующих", которой на —трашном —уде будет противосто€ть "парти€ неверующих". “о есть, "близость по вере" продлитс€ даже в посмертии, и потому союз-сотрудничество-добрососедство муслимов с христианами скрепл€тс€ общей эсхатологической судьбой. ќтсюда Ц известна€ в истории практика покровительства исламских государств по отношению к своим гражданам, исповедующим ’риста.

—овсем ина€ картина в российском православии: в –ѕ÷ ћѕ по сей день господствует резко отрицательна€ оценка ислама, котора€ была дана еще ¬селенскими —оборами. — тех пор, как известно, догматическое богословие не развивалось, ибо сами ¬селенские —оборы не собирались с IX века, а ведь только их решени€ €вл€ютс€ дл€ православных общеоб€зательными. »сламо-православные проблемы обсуждались и позднее, но на уровне частных богословских мнений (теологумен) или в статусе религиозной философии. “ак, с наибольшим пониманием ислама писал о нем ¬ладимир —оловьев. ѕарадоксально, но его мысли, до сих не востребованные русским православием, стали полезны дл€ ¬торого ¬атиканского —обора католической ÷еркви, котора€ выработала новое видение ислама как "божественной религии" и вы€вило много общего в богопознании и богопочитании двух традиций, корен€щихс€ в общем "авраамическом наследии".  атолики пока€лись в грехе "крестовых походов" против мусульман и прин€ли ƒекларацию "Ќостра этате", где дана нова€ богословска€ формула понимани€ ислама католиками. —орокалетию этого великого событи€ была посв€щена совместна€ конференци€ —овета муфтиев –оссии и  атолической ÷еркви –оссии, издан сборник ее материалов.

≈ще ближе к исламу оказалась нова€ доктрина –еформатской ÷еркви, определивша€, что ислам Ц "богооткровенна€ религи€, хот€ и данна€ локально дл€ арабов".

Ќекорректно призывать –ѕ÷ ћѕ копировать опыт католиков или реформатов Ц но и мусульмане, и гражданское общество –оссии вправе ожидать смены средневекового "€зыка вражды" на продуманную концепцию, позвол€ющую жить в мире. ј мира на практике не будет до тех пор, пока в головах останутс€ без изменений средневековые формулы.

Ц ¬ сообщении "»нтерфакса" привод€тс€ слова ѕатриарха: "¬ –оссии действует ћежрелигиозный совет, куда вход€т православные, мусульмане, иудеи, буддисты, которые сотрудничают уже много лет". Ќо разве мусульмане по-прежнему участвуют в ћ—–Ш

Ц ”вы, именно ћ—– вызвал крупнейший за последний годы скандал. ¬от что об этом буквально в один день, но в разных местах, 14 сент€бр€, за€вили лидеры мусульман –оссии:

ƒамир ћухетдинов, зам. председател€ ƒ”ћ Ќижегородской области: "ЕЁто очень печально, что в –оссии до сих пор не сложилс€ регул€рный богословский диалог между нами и православными ћосковского патриархата. ќ¬÷— во главе с митрополитом  ириллом недавно провалил начавшийс€ проект ћ—– Ц ћежрелигиозного совета –оссии, выпустив в свет исламофобский пасквиль этнокартографа –омана —илантьева, выступающего ныне как "известный исламовед" на подотчетном ќ¬÷— сайте »нтерфакс-–елиги€. ј имитаци€ диалога ведетс€, но не с суннитами –оссии, а с Ешиитами в »ране".

–авиль √айнутдин, председатель —овета муфтиев –оссии (как известно, оскорбленный "силантьевским проектом", покинул ћ—–): " атолики ведут богословский диалог на уровне ¬атикана с √реческой ѕравославной ÷ерковью и с мусульманами »рана, со всемирно известной академией јль-јзхар в ≈гипте. я вижу, как –ѕ÷ развивает богословский диалог не с российскими мусульманами, а с мусульманами »ранаЕ ’ристиане веками отрицали  оран как богоданную книгу, счита€, что ислам Ц это никака€ не религи€, а јллах Ц это сатана, как прозвучало в проповеди одного иерарха в храме в наше врем€, Ц им будет трудно уйти от такого понимани€. —ейчас на словах Ц мы брать€, ислам как мирова€ религи€ уважаетс€. Ќо пока богословски, догматически никаких позитивных шагов в этом направлении не сделано".

ѕотерпев фиаско в налаживании диалога с мусульманами внутри –оссии, ќ¬÷— ћѕ переключил внимание на аналогичный по замыслу ћежрелигиозный совет —Ќ√, где "партнЄром по диалогу" намечен јзер јлиев, шиит из јзербайджана. Ќо "русское поле" при этом остаЄтс€ брошеннымЕ

Ц ≈ще "»нтерфакс" так цитирует ѕатриарха јлекси€ II: "¬ “атарстане вместе живут и мусульмане, и православные, не раздел€€сь Еиногда нотки напр€жени€, которые звучат, насаждаютс€ извнеЕ"

Ц ѕро "нотки извне" говор€т, когда беспомощны осознать глубину противоречий и то, что в гражданском обществе равные права есть у всех. ƒавайте подумаем, почему из разных уголков страны поступают схожие друг с другом сигналы тревоги от мусульман? ¬от «а€вление —аратовской епархии –ѕ÷ ћѕ по поводу де€тельности ƒ”ћ ѕоволжь€ и лично его лидера ћукаддаса Ѕибарсова. ѕравославные —аратова возмущены тем, что Ѕибарсов поставил подпись под «а€влением 15 августа об угрозе клерикализации и выступает против установки крестов на федеральных трассах и в иных общественных местах. Ќо ведь аналогичные протесты против крестов уже не первый мес€ц звучат, к примеру, в Ќижегородской области. ј позици€ –авил€ √айнутдина по вопросу о клерикализации давно уже превратилась в своего рода афоризм: "¬ведение ќѕ  Ц это мина замедленного действи€".

¬ самых разных област€х и городах и по многим поводам мусульманам приходитс€ выступать против этого "минировани€". —амую острую форму оно приобрело в јчинске  расно€рского кра€, где местный батюшка умудрилс€ вбить крест на площадке, отданной городскими власт€ми под строительство мечети, осв€тить его и за€вить, что отныне на осв€щенном им месте не может быть никакой мечети. » только ќткрытое письмо шейха Ќафигуллы јширова лично ѕатриарху сорвало это незаконное действие экстремиста. “ак кто же "насаждает нотки напр€женности"?

¬ывод очевиден: субъективно жела€ победы дл€ –ѕ÷ ћѕ, часть ее сторонников объективно выполн€ет "оранжевую работу" по стравливанию конфессий, по разжиганию межконфессиональной розни в нашей стране. ј "»нтерфакс", вынос€щий в заголовок новостей фразу "¬ –оссии у православных нет проблем с мусульманами Ц јлексий II" покрывает реальную сложность нашей жизни флЄром дезинформации. я перечислил лишь малую часть того, что дошло до прессы и что свидетельствует об обратном: в –оссии у православных много нерешЄнных проблем с мусульманами!

Ёти проблемы никогда не решить, если вводить и самого ѕатриарха, и читающую публику в заблуждение. ѕроблемы есть Ц такова жизнь Ц их надо решать.

»х можно решить!


“ематики
  1. –осси€(1229)
  2. –елигиозные конфликты(56)