В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Послесловие к дискуссии вокруг "письма десяти"

После мировоззренческой дискуссии, развернувшейся в СМИ, нельзя не поблагодарить авторов «письма академиков» за то, что они для такой дискуссии создали повод.Все-таки нечасто наши газеты и радиостанции говорят о глубинных вопросах религии и этики. А сейчас, летом, когда не так активно взбивается политическая и экономическая пена, вопрос о месте религии в жизни общества, о ее отношениях с наукой стал во многих СМИ одним из главных.

Прекрасно, что православным людям – священнослужителям и мирянам – удалось громко сказать о целом ряде важных вещей. Во-первых, о том, что никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо «единственно научным». Наука и мировоззрение – разные вещи, и это признают лучшие умы мира, даже такие критические как господин Глазычев. Твердых фактов в естественных науках для полноценного мировоззрения не хватает и не может хватить. Науки же гуманитарные – это область споров, гипотез, конфликтующих теорий, но не единой «научной истины» и уже тем более не единого мировоззрения. Отсюда вывод – Конституция России права, когда говорит о недопустимости установления обязательной или государственной религии или идеологии. В том числе, естественно и материализма, позитивизма, агностицизма, атеизма. В том числе в высшей и средней школе.

Второе, что удалось ясно сказать, – это то, что наша Церковь не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти. Но светскость государства и заключается единственно в том, что религиозные управленческие структуры не осуществляют государственных полномочий, не участвуют в партийной и предвыборной деятельности, а государство не вмешивается в вероисповедный выбор человека и во внутреннюю жизнь религиозных объединений. В этом смысл толкования принципа светскости в статье 4 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Армейские и тюремные капелланы, теология в государственных вузах, признание дипломов и научных степеней теологов, преподавание религиозной культуры в общедоступной школе на добровольной основе – все это может быть в светских государствах, все это распространено в мире и не вызывает конфликтов, все это де-факто, а во многом и де-юре, существует и в России. Надеюсь, что и будет существовать, поскольку этого хотят многие люди.

И последнее. Мы в очередной раз сказали, что Церковь – это миллионы граждан России, людей разных возрастов, профессий и «сословий». Людей молящихся, читающих, думающих, действующих. Никто не может лишить их права поступать согласно своему мировоззрению и утверждать его в жизни общества. Диалог же, в том числе с учеными, должен развиваться. И пусть в нем участвуют самые разные люди. Ведь без размышления о таких важных вещах, как основания права, этики и социального устройства, как мировоззренческий фактор жизни общества, – наши политики и наш народ будут до конца истории похожи на слепых котят, доверчиво слушающихся любого поводыря.

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН,
заместитель председателя Отдела внешних церковных связей
Московского патриархата,
специально для портала "Интерфакс-Религия"