В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Идея смирения в контексте Розы Мира

Добрый день.

Приобретает ли в родонизме какое-то другое содержание, отличное от православного, идея христианского смирения?

И если да, то в чём основные отличия? К чему в этом плане должен стремиться родонист, какими путями идти? Ведь, как минимум, он лишен ощущения тотальной опеки со стороны Бога. Не может себя как бы "вверить" Ему. А значит и православная аскетика ему с трудом подходит.

К чему в этом плане (смирения) стремиться, какими путями идти? Как избежать тонкой духовной гордыни, к которой способно привести ощущение знания и понимания исключительных текстов.



Ответ

Восприятие Бога и высших сил вообще из концепции Д.Андреева проистекает существенно иное, нежели в православии. Можно сказать, что никакого акцентируемого "смирения" по отношению именно к таким инстанциям – не предполагается. Подлинная опасность гордыни – в гордыне перед людьми, а не перед своими представлениями о высших силах. В "смирении" перед виртуальными образами своего сознания, с которыми в сознательное общение-взаимодействие подавляющее большинство людей никогда не вступает (в т.ч. не имело такого опыта и большинство православных подвижников; исключением являются единичные мистики-духовидцы) – нет особого смысла. Ведь если у человека нет гордыни перед людьми, то и перед высшими силами тем более не придёт ему в голову нелепая мысль её проявлять. Поэтому вопрос смирения и гордыни должен рассматриваться без всякой связи с мистикой: это вопрос прежде всего личной этики и практического поведения. Огромное значение, которое Роза Мира придаёт этике, как в религиозно-философском, так и в практическом измерении, даёт достаточную гарантию.

По поводу гордыни ещё можно сказать, что это, конечно, отрицательная черта характера, но далеко не самая худшая, и, конечно же, не "корень всех грехов", как зачастую принято считать в православном богословии, исходя, кстати, не из жизненной практики или с опорой на философскую логику, а всего лишь из поверхностной трактовки падения Денницы: возгордился ни с того, ни с сего, и пал. Даже если бы было и так (лучше не браться судить о столь запредельных вещах, прилагая к ним мерки человеческой психологии), то никак отсюда не следует, что большинство индивидуальных падений основаны на этом. Впрочем, в историческом православии повышенное внимание к гордыне связано ещё и с крайним неприятием "еретиков": поскольку им зачастую было сложно приписать какие-то очевидные грехи, приходилось приписывать "гордыню".

Самое худшее в гордыне – то, что она не даёт развиваться множеству других положительных качеств. Поэтому гораздо лучше обладать смирением по отношению к людям, особенно к тем, которые сами ни на что особенное не претендуют. А вот издержки "смирения" по отношению к вышестоящим инстанциям (не только к "небесным", но и к земному начальству – государственному, церковному и т.д.) у многих автоматически порождают рабское отношение и восприятие. Именно к этому склоняет, к сожалению, ортодоксальное христианство, хотя не само выработало такой подход, а унаследовало из ветхозаветной парадигмы "раб – господин", в которой понимали в древности отношения человека и Бога (по аналогии с социальной реальность рабовладельческого строя; Бердяев много говорил против социоморфизма в религии). Из рабской разновидности смирения проистекает великое множество отрицательных последствий, как личного характера, так и в плане влияния на общий ход борьбы провиденциальных сил с демоническими. Последним, разумеется, вовсе не нужны активные и творческие проявления провиденциальной направленности в религии, и куда выгоднее удерживать людей в приниженно-пассивном состоянии сознания. Уясняется великая неправда бесконечно повторяемых фраз "Господь управит" и "на всё воля Божья", когда признаёшь, что в мире происходит противоборство сил добра и зла, и в такой ситуации Бога неверно будет даже приблизительно понимать как тотального мироправителя (все факты действительности говорят против этого, и цепкая устойчивость в подобной позиции показывает глубокую неадекватность интерпретации окружающего мира).

Что касается "ощущения знания и понимания исключительных текстов", то опасность гордыни по такому смешному поводу существует лишь для т.н. "эзотериков". Но быть "эзотериком" и хорошо разбираться в содержании "Розы Мира", соглашаясь с этим содержанием – вещи несовместимые. Да мало ли, кто что изучил... Не знания важны, а характер человека плюс его дела. Высшую математику изучить намного сложнее, чем концепцию Д.Андреева, но поскольку математическое знание открыто для всех и не воспринимается как "эзотерика для избранных", то и особой опасности впасть в сознание горделивого самопревозношения для математиков не возникает.

 Тематики 
  1. Сознание   (49)
  2. Богословие   (96)
  3. Православие   (766)