В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Любовь между ипостасями Троицы

В ленте религия "Ответ патриарха 138 мусульманским богословам" им сказано:

Одинокая изолированная сущность может любить только саму себя: само-любовь не есть любовь. Любовь всегда предполагает существование другого.
Как человек не может осознать себя личностью иначе как через общение с другими личностями, так и в Боге не может быть персонального бытия иначе как через любовь к другому персональному бытию. Поэтому Новый Завет говорит о Боге как о едином Существе в трех Лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из Них, так что они являют собою не трех Богов, но одного, единого Бога. Бог Троица есть полнота любви, каждое Лицо-Ипостась обращено любовью к двум другим Лицам-Ипостасям. Лица в Троице осознают Себя как "Я и Ты": "Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе" (Ин. 17. 21), – говорит Христос Отцу...

Удивительно, но это практический повторение слов Андреева.

"Бог любит не Себя (такое предположение было бы кощунственно), но Каждая из таящихся в Нём Непостижимостей обращена любовью на другую, и в этой любви рождается Третье: Основа Вселенной. Отец – Приснодева-Матерь – Сын."

Вопрос. Случайно ли данное совпадение мнений? Или оно было традиционно, озвучено до Андреева. И он его подтверждает из своего опыта.



Ответ

Действительно, это совпадение просто бросается в глаза. Мысль о том, что существует любовь между ипостасями Троицы, в принципе можно сейчас назвать традиционной, по крайней мере, для православия и католичества. Впрочем, у древних отцов она вполне ясно не выражена (они вообще темой "Бог есть любовь" мало интересовались, к сожалению) и найти столь же ясные утверждения в святоотеческих писаниях вряд ли удастся. Как аргумент в полемике с мусульманами по вопросу троичности Бога эта мысль в древности, кажется, не звучала. Гораздо чаще подобные утверждения встречаются ближе к нашему времени. Например, покойный Папа Иоанн Павел II в своей книге по катехизации пишет:

"Бог – для нас непостижимый – пожелал открыть нам Себя Самого не только как Единого Творца и Отца Всемогущего, но и более того, как Отца, Сына и Духа Святого. В этом Откровении истина о Боге, Который есть Любовь, приоткрывается нам в еще более глубоком значении: Бог есть Любовь в самой внутренней жизни Единого Божества."

Можно ещё одно место из Д.Андреева вспомнить, поясняющее, почему он называет предположение о том, что "Бог любит Себя" кощунственным:

"Демонические монады свободны, как и все, но их любовь глубоко ущербна. У них она направлена исключительно внутрь: демон любит только себя. И оттого, что весь могучий запас любви, в духе его пребывающий, сосредоточен на этом одном, демон любит себя с такою великой силой, с какою любить себя не способен ни один человек." (РМ 2.3.57)

У Д.Андреева все эти соображения опираются, конечно, на собственный опыт и тесно связаны с излагаемой им этической философией.

 Тематики 
  1. Богословие   (96)