В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

АТЭС-2018: признак начинающейся новой холодной войны

На саммите АТЭС проявилась не просто неспособность двух крупнейших экономик мира договориться между собой. Это уже признак и призрак начинающейся новой холодной войны, эпицентр которой перемещается в Индо-Тихоокеанский регион. При этом при сохранении текущего соотношения в темпах роста региональных экономик Китай обгонит США уже в следующем десятилетии, Азиатско-Тихоокеанский регион будет определять развитие мировой экономики и сможет диктовать глобальную политическую повестку.

Именно поэтому участие России в лице премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) было стратегически важно, учитывая, что главы государств и правительств стран – участниц АТЭС обсуждают на этих саммитах актуальные вопросы глобальной и региональной повестки дня.

Одной из важнейших тенденций с начала XXI века стало перераспределение экономического веса в мире в пользу Индо-Тихоокеанского региона. Уже в 2013 году азиатские страны по совокупному размеру номинального ВВП обогнали Соединённые Штаты, по данным МВФ в 2018 году на долю Азии приходится уже 35,4% глобального ВВП, в то время как доля США 23,3%, а у Европы 22,8% от мирового ВВП.

Второй не менее важной и заметной тенденцией XXI века стала так называемая «цифровая революция», происходящая пусть и разными темпами, но повсеместно на всей планете. По мере повышения роли информации и информационных технологий в современной экономике они становятся важным фактором производства, определяющим конкурентоспособность как отдельных корпораций, так и государств в целом. Поскольку России уже не стать в обозримом будущем «всемирной фабрикой», как Китай, или финансовым центром мира, как США, то развитие цифровых технологий и продуктов для диверсификации экономики с высокой долей сырьевого сектора наибольшим образом отвечает российским интересам.

Россия и страны азиатского региона, где цифровая экономика также поможет обеспечить устойчивый рост в обозримом будущем и где каждый год растут инвестиции в информационные технологии и в развитие искусственного интеллекта, могут стать друг для друга приоритетными партнёрами, особенно учитывая обострение конкуренции Китая с США и странами Запада в этой сфере. Достижение соглашений между Россией и рядом стран АТЭС по развитию цифровой экономики как раз и определит успешность саммита в Порт-Морсби (Папуа – Новая Гвинея) для нашей страны.

Начавшаяся с приходом Трампа к власти в США деглобализация и рост протекционизма с соответствующими политическими и экономическими процессами и торговыми войнами, замена мягкой силы на «жёстскую» определяют сейчас ещё одну очень важную тенденцию – это регионализация и распределение баланса военно-политической силы. Не избежит этого и Индо-Тихоокеанский регион, где Соединённые Штаты пытаются создать «азиатское НАТО», в рамках так называемого «Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности» (The Quadrilateral Security Dialogue, также известный как Quad) участниками которого являются США, Япония, Австралия и Индия. Работа QUAD была приостановлена несколько лет назад, из-за нежелания Австралии ссориться с Китаем, который является её основным торговым партнёром. Но США стремятся возродить группу QUAD, о чём свидетельствует встреча на полях завершившего саммита АСЕАН высших должностных лиц США, Австралии, Индии и Японии и США буквально за два дня до открытия саммита АТЭС в Порт-Морсби. Во время проведения саммита США объявили, что будут сотрудничать с Австралией и Папуа-Новая Гвинея и обновят военно-морскую базу «Ломбрум» на острове Манус, что позволит Вашингтону создать очередной стратегический форпост в Тихом океане.

Одной из целей создания консультативного форума АТЭС в 1989 году была защита многостороннего торгового порядка, что согласуется с базовыми принципами ВТО.
Но Соединённые Штаты взяли курс на разрушение международных правил и принципов торговли.

Настойчивое требование США о том, чтобы члены АТЭС выступили с публичной критикой ВТО, указав в декларации, что Всемирная торговая организация не работает и нуждается в серьезной реформе, вызвало резкий отпор китайской стороны. Как результат, итоговое коммюнике саммита было подписана в усечённом виде.
И, наконец, четвёртая, возможно опасная тенденция – это рост противоречий между США и Китаем, так явно проявившийся на саммите АТЭС.

Возглавляющий делегацию США вице-президент Майк Пенс заявлял незадолго до начала саммита, что Америка проведёт «кавалерийскую атаку» в АТЭС против «авторитаризма и агрессии» Китая. Вряд ли порадовали китайскую делегацию и слова Пенса о том, что США «не топят своих партнёров в море долгов», а государства АТЭС не должны брать китайские кредиты, учитывая, что Китай наращивает своё влияние и расширяет инвестиции в регионе. Таким образом, успешность саммита в Папуа – Новой Гвинее была под вопросом ещё за неделю до его открытия.

И тот факт, что США и Китай не смогли договориться по итоговой декларации и по вопросам ВТО свидетельствует о том, что торговая война будет продолжаться и дальше.

На саммите была заметна не просто неспособность двух крупнейших экономик мира договориться между собой. Это уже признак и призрак начинающейся новой холодной войны, эпицентр которой перемещается в Индо-Тихоокеанский регион.

Пока это появляется в торгово-экономических противоречиях, но стоит обратить внимание на слова председателя КНР Си Цзиньпина, который сказал на саммите: «…Человечество вновь достигло перекрёстка. Какое направление выбрать? Сотрудничество или конфронтация? Открытость или закрытие дверей?».


Александр Лосев
Источник: Клуб "Валдай"


 Тематики 
  1. АТР   (152)
  2. Глобальная перестройка   (113)